ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 33-3664 судья Бурыкина Е.Н. 2012 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2012 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Сережкина А.А.,
судей Улыбиной С.А. и Цветкова В.В.,
с участием прокурора Михайловой Р.С.,
при секретаре судебного заседания Рубан Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Улыбиной С.А.
дело по апелляционной жалобе Администрации городского поселения - город Нелидово и апелляционным представлением Нелидовской межрайонной прокуратуры на решение Нелидовского городского суда Тверской области от 19 июля 2012 года, которым постановлено:
«Исковое заявление Нелидовского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения гор. Нелидово в срок до 31 декабря 2012 года обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в порядке ч. 3 ст. 225 ГК РФ объектов культурного наследия: воинских захоронений - Братской могилы Советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. на и памятника В.И. Ленину 1957 г. на .
Взыскать с администрации городского поселения - город Нелидово госпошлину в доход государства в размере 4000 (четыре тысячи) рублей».
Установила:
Нелидовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточнений и изменений, обратился в суд к Администрации городского поселения - город Нелидово Тверской области с требованиями об обязывании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозных недвижимых вещей объектов культурного наследия, которые мотивировал тем, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления на территории Нелидовского района Тверской области требований законодательства, регламентирующего вопросы сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, в ходе которой установлено, что администрацией городского поселения - город Нелидово Тверской области допущены нарушения требований законодательства, поскольку согласно списка памятников истории и культуры Тверской области, утвержденного постановлением Губернатора Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № на территории городского поселения - город Нелидово Тверской области расположены воинские захоронения - Братская могила Советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. на ; памятник В.И. Ленину 1957 г. на ; Братская могила работникам Осиновского с/с погибших в период коллективизации (1931 г.) г. Нелидово гражданское кладбище; могила Герою Советского Союза ФИО1 (1977 г.), гражданское кладбище, право собственности на которые не зарегистрировано. Проведенной проверкой установлено, что администрация осуществляет мероприятия по содержанию в порядке указанных воинских захоронений и памятника, однако действия по регистрации права собственности на указанные захоронения и памятник не принимаются.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные исковые требования с учетом их изменений поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что улица Жданова переименована в улицу Глазова, а указанные прокурором объекты недвижимости не являются муниципальной собственностью. Имущество, которое было передано МО город Нелидово в порядке разграничений полномочий, указанные объекты недвижимости переданы не были. Кроме того могила герою Советского Союза ФИО1 и Братская могила работников Осиновского с/п к объектам культурного наследия не относятся. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество регистрируют право собственности на основании документа - основания, а такого документа у них нет. Указанные объекты культурного наследия являются объектами культурного наследия регионального значения. Закон не предусматривает обязанности обращения с заявлением в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество о принятии на учёт объектов культурного наследия. Также в исковом заявлении прокурора не указано, в чем выразилось нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель третьего лица Администрации Нелидовского района в судебном заседании пояснил, что объекты недвижимости в муниципальной собственности не значатся и находятся на территории городского поселения.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, ранее в судебном заседании представитель пояснил, что для постановки на учет бесхозяйного имущества необходимо представить заявление органа местного самоуправления и выписку об отсутствии объектов недвижимости в реестре федеральной собственности, областной и муниципальной и кадастровые паспорта на объекты.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского поселения - город Нелидово Тверской области просит решение Нелидовского городского суда Тверской области от 19 июля 2012 года отменить и принять по делу новое решение, поскольку указанное прокурором имущество не передавалось в собственность муниципального образования город Нелидово. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество регистрируют право собственности на основании документа - основания, а такого документа у них нет. Кроме того объекты культурного наследия в собственности муниципального образования город Нелидово не находятся, а значит зарегистрировать право собственности на них не представляется возможным, в связи с чем бездействия с их стороны не допускалось. Считают, что в связи с действием федерального закона данные памятники уже были отнесены к объектам культурного наследия регионального или федерального (общероссийского) значения, поэтому не могут являться объектами культурного наследия местного значения. Статья 225 ГК РФ не предусматривает обязанности органа местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости. Таким образом в решении не указана норма права, предусматривающая такую обязанность. Утверждение о том, что указанные объекты культурного наследия не имеют собственника считают несостоятельным, поскольку Управление Росреестра по Тверской области приступило к проведению регистрации с января 2000 года. Кроме того, поскольку указанные объекты культурного наследия были созданы в период с 1931-1977 год, когда вся собственность РФ являлась государственной, и если данные объекты не были переданы в собственность субъекта РФ, либо в муниципальную, то данные объекты остались в федеральной собственности. В исковом заявлении прокурора также не отражено, в чем выразилось нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц действиями по не постановке на учет вышеуказанных объектов культурного наследия. Полагают, что данные объекты не являются бесхозяйными, а администрация осуществляет мероприятия по содержанию их в порядке, а обязанность ставить их на учет как бесхозяйные законом не предусмотрена. На основании ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцом или ответчиков освобождаются от уплаты госпошлины, в связи с чем суд незаконно взыскал с них госпошлину.
В апелляционном представлении Нелидовская межрайонная прокуратура просит решение Нелидовского городского суда Тверской области от 19 июля 2012 года отменить и принять по делу новое решение в соответствии с требованиями закона, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве ответчиков или истцом освобождаются от уплаты госпошлины, а решением суда с администрации взыскана в доход государства госпошлины в размере 4 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.
В заседание судебной коллегии не явились представитель ответчика Администрации городского поселения - город Нелидово, представители третьих лиц Администрации Нелидовского района и Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин не явки в адрес суда не представили, об отложении слушания дела не просили.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, выслушав мнение прокурора Михайлову Р.С., полагавшей необходимым решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска, заявленного прокурором отказать, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории городского поселения - город Нелидово находятся объекты культурного наследия, указанные прокурором, а именно: воинские захоронения - Братская могила Советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. на и памятник В.И. Ленину 1957 г. на , которые в установленном порядке в чью-либо собственность не передавались и были приняты на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры местного значения до вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Братская могила работникам Осиновского с/с погибших в период коллективизации (1931 г.); могила Герою Советского Союза ФИО1 (1977 г.) являются выявленными объектами культурного наследия согласно Приказа комитета по охране историко-культурного значения от 30 декабря 1999 года № 68.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции руководствуясь подпунктом 9 пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допускающего нахождение спорных объектов культурного наследия в муниципальной собственности; статьёй 9.3 Федерального закона 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия", делегирующего органу местного самоуправления полномочия по сохранению, использованию, охране объектов культурного наследия местного значения; подпунктом 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которого сохранение, использование, охрана объектов культурного наследия отнесены к вопросам местного значения, статьёй 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии у администрации городского поселения - город Нелидово обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - объекта культурного наследия воинских захоронений - Братской могилы Советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами 1941-1942 г. На ; Братская могила советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. на и памятника В.И. Ленину 1957 г. на .
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами, сделанными судом первой инстанции, по следующим основаниям.
В соответствие со статьёй 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 определено, что принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы по месту нахождения недвижимого имущества (пункт 2 Положения). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества (пункт 5 Положения).
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако достоверных доказательств тому, что указанные прокурором объекты не имеют собственника или их собственник неизвестен, либо от права собственности на них отказался, прокурором не представлено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда о том, что указанные прокурором объекты являются бесхозяйными, т.к. не имеют собственника и в силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно сведениям, представленным Главным Управлением по Государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ воинское захоронение - Братская могила Советским воинам, павших в боях с фашистами 12941-1942 годах на , Братская могила советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 годах на , Братская могила советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 годах на и памятник В.И. Ленину 1957 года на являются объектами культурного наследия регионального значения согласно решению Калининского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Постановления Губернатора Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден государственный список памятников истории и культуры Тверской области местного значения, в который включены следующие объекты: воинское захоронение - Братская могила Советским воинам, павших в боях с фашистами 12941-1942 годах на , Братская могила советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 годах на , Братская могила советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 годах на и памятник В.И. Ленину 1957 года на .
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе Российской Федерации, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности (пункт 3).
Памятники истории и культуры местного значения в указанных Приложениях не указаны, а, следовательно, они подлежат передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью.
Таким образом, в случае, если указанные прокурором объекты являлись памятниками истории и культуры местного значения, они должны быть переданы в государственную собственность Тверской области, а до такой передачи - являются федеральной собственностью. Неоформление соответствующими государственными органами и должностными лицами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии соответствующих объектов из государственной собственности и служить основанием для их признания бесхозяйными.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется.
Вопросы государственного учета и содержания воинских захоронений с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, включая братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, регулируются специальными законом - Законом Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4291 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ (статья 3).
В соответствии со статьями 5, 6 данного Закона воинские захоронения подлежат государственному учету местными органами власти и управления и ответственность за их содержание возлагается на органы местного самоуправления. При этом данным Законом не предусмотрена возможность признания воинских захоронений - могил - бесхозяйными и передачи их в чью-либо собственность.
Таким образом, обязанность органов местного самоуправления по содержанию воинских захоронений не ставится Законом в зависимость от их нахождения в чьей-либо собственности и соответственно от того, поставлены ли они на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
Однако, прокурором заявлено исключительно требование о понуждении органов местного самоуправления к обращению в регистрационный орган с заявлением о принятии указанных им объектов культурного наследия на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, удовлетворение которого само по себе не обеспечивает надлежащего ухода и содержания воинских захоронений.
Более того, памятники истории и культуры (объекты культурного наследия), к которым отнес указанные захоронения прокурор, в силу вышеуказанных законов (Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года и Федерального закона № 73-ФЗ) находились и находятся под государственной охраной.
В силу пункта 31 "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" (приложение к приказу Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. N 203) в случае, если памятники истории и культуры не переданы в пользование или не находятся в собственности организаций и граждан, мероприятия по обеспечению их сохранности проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами. Обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие государственные органы охраны объектов культурного наследия (главы VI, VII вышеуказанного Федерального закона N 73-ФЗ) и лишь в отношении объектов культурного наследия местного значения - на соответствующие органы местного самоуправления (статья 9.3 Федерального закона N 73-ФЗ).
При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что Могила Герою Советского Союза ФИО1 1977 года и Братская могила работникам Осиновского с/с 1931 года, являясь выявленными объектами культурного наследия, при отсутствии данных о проведении в отношении них государственной культурно-исторической экспертизы и включении их в единый государственных реестр объектов культурного наследия народов РФ, не могут быть признаны бесхозяйными.
Также, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что прокурором по существу не представлено доказательств и тому, что указанные им объекты являются недвижимыми вещами в смысле, придаваемом этому понятию статьями 225 и 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. тому, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В ходе рассмотрения дела судебной коллегией установлено, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, считает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Нелидовским межрайонным прокурором требований.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нелидовского городского суда Тверской области от 19 июля 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Нелидовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения - город Нелидово Тверской области об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозных недвижимых вещей объектов культурного наследия: воинских захоронений - Братской могилы Советским воинам, павших в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братской могилы советским воинам, павшим в боях с фашистами 1941-1942 г. на ; Братской могилы советским воинам, павшим в боях с фашистами, 1941-1942 г. на ; Братской могилы работникам Осиновского с/с погибших в период коллективизации (1931 г.) г. Нелидово; могилы Герою Советского Союза ФИО1 (1977 г.) гражданское кладбище и памятника В.И. Ленину 1957 г. на .
Председательствующий:
Судьи: