Дело № 33-367/2014
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 30 января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рогачевой В.В.,
судей: Рябинина К.В., Титовой М.Г.,
при секретаре Мельниковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 12 августа 2013 года, по гражданскому делу № по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, Муниципальному учреждению «Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района» о признании незаконным решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы, назначению пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсиям Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, об обязании возобновить ежемесячную пенсию за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Титовой М.Г., объяснения представителя Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, возражения ФИО1 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в Киришский городской суд Ленинградской области с иском к МУ «Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района», Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконным решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы, назначению пенсии за выслугу лет и доплате к пенсиям Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии за выслугу лет и обязании возобновить ее выплату.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 12августа 2013 года удовлетворены исковые требования ФИО1, предъявленные к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области: признано незаконным решение комиссии органа местного самоуправления по установлению стажа муниципальной службы, назначению пенсии за выслугу лет и доплате к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области и должности муниципальной службы муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ (п.1) об отказе в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет; на Администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области возложена обязанность восстановить ФИО1 ежемесячную пенсию за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы.
Дополнительным решением Киришского городского суда Ленинградской области от 22 ноября 2013 года ФИО1 в иске к Муниципальному учреждению «Комитет социальной защиты населения Киришского муниципального района» о признании незаконным решения комиссии по установлению стажа муниципальной службы, назначению пенсии за выслугу лет и доплате к пенсиям Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области, об обязании возобновить ежемесячную пенсию за выслугу лет отказано.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области просит отменить указанное решение как необоснованное, мотивируя тем, что истец не относится к категории граждан, которым назначается пенсия за выслугу лет; Киришский муниципальный район Ленинградской области является вновь созданным муниципальным образованием, предыдущее положение, регулирующее вопросы выплаты пенсии за выслугу лет, в соответствии с которым истцу была назначена пенсия, утратило силу, новое положение не требует придания обратной силы и регулирует правоотношения, относящиеся к вновь созданному юридическому лицу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд РФ, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.
Из материалов дела видно, что истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" (пенсионное удостоверение на л.д. 155). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимала различные должности в управлении сельского хозяйства Киришского горисполкома, в отделе продовольствия и заготовок госагропромслужбы при исполкоме Киришского городского Совета народных депутатов, Исполкома Киришского Горсовета, мэрии г. Кириши, Комитета по сельскому хозяйству муниципального образования «Киришский район» (копия трудовой книжки на л.д. 5-9).
Увольнение с работы истца, занимавшей ведущую должность муниципальной службы МО «Киришский район» главного зоотехника района, было произведено ДД.ММ.ГГГГ по п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ по истечении срока трудового договора.
Распоряжением и.о. главы администрации МО «Киришский район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы <данные изъяты> (л.д. 84).
Факт того, что истец на момент назначения пенсии за выслугу лет имела вышеназванный стаж муниципальной службы, ответчиком не оспаривается.
В дальнейшем решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы, назначению пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсиям лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы МО Киришский муниципальный район Ленинградской области и должности муниципальной службы муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом № № истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с не соответствием основания ее увольнения с работы п.п.2 п. 1 ст. 5 Положения о пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим вышеперечисленные должности муниципальной службы, утвержденного решением совета депутатов МО Киришский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 55).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года "Омуниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась в действовавшем до вступления в силу названного Федерального закона Федеральном законе "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации".
В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских (муниципальных) служащих, Федеральный закон от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" называет государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Областным законом Ленинградской области N 53-оз от 25 ноября 2002 года "О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области" для государственных служащих области была введена ежемесячная доплата к государственной пенсии и определялись правила исчисления стажа государственной службы, дающего право на ее получение.
Как следует из материалов дела, ежемесячная доплата за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ была назначена истцу вышеназванным распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ на основании Областного закона от 17 января 1997 года №2-оз «О муниципальной службе в Ленинградской области», областным законом от 25 ноября 2002 года № 53-оз «О пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим государственные должности государственной службы Ленинградской области» и Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования «Киришский район» и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории МО «Киришский район», утвержденного постановлением главы МО «Киришский район» Ленинградской области от 22 марта 2005 года №135 и введенного в действие с 01 января 2005 года (л.д. 84-85).
Согласно подпункту «б» п. 1.2 Положения, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования от 22 марта 2005 года № 135, пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, уволенным с муниципальных должностей муниципальной службы МО «Киришский район» не ранее 16 августа 1995 года, имеющим стаж муниципальной службы у женщин не менее 10 лет, в том числе в связи с истечением срока трудового договора муниципального служащего, замещавшего муниципальную должность муниципальной службы категории «Б» (л.д. 87-88).
Таким образом, реализация права на пенсионное обеспечение за счет средств органа местного самоуправления была осуществлена истцом в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства, включавшего в себя, в том числе и подзаконный нормативный акт, действовавший в границах муниципального образования «Киришский район» Ленинградской области, и имевший соответствующую юридическую силу.
Материалами дела также установлено, что, разрешая повторно вопрос о наличии у истца права на получение пенсии за выслугу лет, и посчитав, что такое право у ФИО1 отсутствует, ответчик руководствовался п.п. 2 п.1 ст. 4 Положения о пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области и должности муниципальной службы МО Киришский муниципальный район Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 55).
Учитывая, что на момент принятия оспариваемого решения вопрос о назначении спорной пенсии истцу был рассмотрен, ФИО1 была получателем указанной выплаты и к ответчику по данному вопросу повторно не обращалась, то разрешив по своей инициативе такой вопрос, ответчик по существу лишил ее государственных гарантий, обеспечивающих правовую и социальную защищенность муниципальных служащих.
Судебная коллегия отмечает, что важнейшим условием вступления правового акта в юридическую силу является его официальное опубликование (обнародование). Особое правило вступления в юридическую силу предусмотрено для актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. В ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливается, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, если в муниципальном образовании принимается такой акт, он может вступить в силу только после официального опубликования (обнародования).
Как видно из дела, Положение о пенсии за выслугу лет, утвержденное решением главы МО Киришиский муниципальный район № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно этому же решению вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ (но не ранее его официального опубликования) (л.д. 126).
Таким образом, подзаконный нормативный правовой акт, которым руководствовался ответчик, приходя к выводу об отсутствии у истца права на получение пенсии за выслугу лет, на момент возникновения у ФИО1 права на получение такой пенсии и его реализации в установленном на тот момент законом порядке, не мог быть применен к спорным правоотношениям, поскольку был издан и вступил в законную силу в более поздний период, обратной силы не имеет и может быть применен только к правоотношениям, возникшим уже после вступления его в силу.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика, в лице его соответствующей комиссии, законных оснований для прекращения истцу выплаты пенсии по выслуге лет, назначенной ей в соответствии с ранее действующим законодательством.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истец не относится к категории лиц, которым п.п. 2 п. 1. 4 Положения, утвержденного решением главы МО Киришиский муниципальный район № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена выплата спорной пенсии аналогичен доводу, содержащемуся в возражениях на иск, был предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции, и не может служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку направлен на иное толкование фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Положение, утвержденное постановлением главы администрации от 22 марта 2005 года №135, утратило силу, действующим законодательством установлен приоритет правовых актов вновь образованных муниципальных образований, в то время как Киришский муниципальный район является вновь образованным муниципальным образованием, не свидетельствуют о наличие оснований для отмены решения суда по настоящему делу и являются несостоятельными, т.к. основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку в силу ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 12августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Судья Гаврилова О.А.