ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3756/2015 от 25.11.2015 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Ватолина Ю.А. Дело № 33-3756/2015

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 ноября 2015 года, город Калуга

Судебная коллегия по административным делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Власова Е.В.,

судей Сычева Ю.В. и Жудова Н.В.,

при секретаре Катковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Сычева Ю.В.

дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 16 сентября 2015 года по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л А:

ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ города Калуги обратилось в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на отсутствие своей вины в неисполнении требований по исполнительному документу, связанных с капитальным ремонтом конструктивных элементов и инженерных систем <адрес>.

При рассмотрении дела представитель УЖКХ города Калуги по доверенности ФИО4 требование заявления поддержала.

Начальник Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области ФИО5 просил заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскатель по исполнительному производству ФИО6 в удовлетворении заявления просила отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя УФССП России по Калужской области и судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области ФИО7

Решением Калужского районного суда Калужской области от 16 сентября 2015 года в удовлетворении указанного заявления Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги было отказано.

В апелляционной жалобе УЖКХ города Калуги поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя УЖКХ города Калуги ФИО4, поддержавшей жалобу, ФИО6, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что вступившим в законную силу заочным решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ на УЖКХ города Калуги возложена обязанность включить в перечень объектов капитального ремонта жилищного фонда на 2013 год, финансируемых за счет средств бюджета муниципального образования "Город Калуга", многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, по следующим видам работ: капитальный ремонт мягкой кровли; капитальный ремонт дымовентиляционных оголовков на кровле; ремонт швов; утепление стен; ремонт цоколя; ремонт отмостки; замена магистрали системы центрального отопления с установкой общедомового прибора учета; замена магистрали горячего водоснабжения с заменой стояков; замена стояков холодного водоснабжения; ремонт козырьков на входах в подъезды; ремонт дворового асфальтового покрытия; замена системы электроснабжения, включая перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение с заменой магистральных проводов, стояковых проводов и вводного распределительного устройства; разработка проектно-сметной документации на вышеперечисленные работы.

Обязать УЖКХ города Калуги в срок до ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета городского округа "Город Калуга" обеспечить проведение капитального ремонта указанных выше конструктивных частей и инженерных систем жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Как видно из материалов дела, на основании вышеуказанного судебного акта был выдан исполнительный лист, по которому постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области возбуждено исполнительное производство -ИП в целях обязания УЖКХ города Калуги произвести действия, связанные с капитальным ремонтом конструктивных элементов и инженерных систем <адрес> (л.д. <данные изъяты>).

В пункте 2 названного постановления должнику установлен пятидневный срок с момента получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что требования исполнительного документа должником не исполнены (л.д. <данные изъяты>).

В тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) вынесено постановление о взыскании с должника УЖКХ города Калуги исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей (л.д. <данные изъяты>).

Считая, что вина в несоблюдении срока для добровольного исполнения исполнительного документа УЖКХ города Калуги отсутствовала, должник обратился в суд с рассматриваемым требованием.

Отказывая в удовлетворении требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из наличия вины УЖКХ города Калуги в неисполнении требований исполнительного документа, указав на отсутствие оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Однако, с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7). Основания ответственности за нарушение обязательств предусмотрены статьей 401 ГК Российской Федерации.

Установлено, что Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги было учреждено по решению Городской Думы города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ, которым было также и утверждено положение об этом Управлении.

Положением об УЖКХ города Калуги предусмотрено, что данное Управление является органом Городской Управы города Калуги, обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению, является юридическим лицом (пункты 1.1,1.4).

К ведению УЖКХ города Калуги отнесены вопросы организации содержания и капитального ремонта муниципального жилищного фонда (пункт 3.19).

В силу пункта 3.22 названного Положения УЖКХ города Калуги осуществляет функции муниципального заказчика по вопросам, входящим в компетенцию управления:

- организует разработку и утверждение проектной документации;

- готовит конкурсную документацию, участвует в работе конкурсных комиссий;

- проводит закупки продукции способом запроса котировок или у единственного источника;

- разрабатывает проект муниципального контракта;

- обеспечивает исполнение муниципального заказа (заключение муниципальных контрактов и контроль за выполнением условий муниципальных контрактов);

- осуществляет контроль за использованием бюджетных средств, выделенных на выполнение муниципального заказа;

- осуществляет иные функции в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Калуга».

На момент вынесения вышеуказанного судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ исполнение обязанностей органов местного самоуправления по проведению капитального ремонта многоквартирных домов по судебным решениям осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования «Город Калуга» по Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в рамках проводимого субсидирования выполняемых работ.

Исполнение состоявшегося судебного постановления от ДД.ММ.ГГГГ по капитальному ремонту конструктивных элементов и инженерных систем <адрес> в рамках действовавшего механизма исполнения обязанностей местной власти по капитальному ремонту жилых домов возложено на УЖКХ города Калуги.

Однако, в связи с принятием постановления Городской Управы города Калуги от 13 декабря 2013 года № 410-п, утвердившего муниципальную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения муниципального образования «Город Калуга», был существенно, по сравнению с ранее действовавшим на момент вынесения вышеуказанного судебного акта, изменен механизм исполнения органами местного самоуправления обязанностей по капитальному ремонту жилых домов.

В частности, подпрограммой «Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов муниципального образования «Город Калуга», являющейся составной частью вышеуказанной Программы, было предусмотрено, что исполнителями мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области являются:

- комитет по организации текущего и капитального ремонта, управления многоквартирными домами управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, который осуществляет подготовку адресного перечня на исполнение судебных актов по капитальному ремонту многоквартирных домов, а также контроль за реализацией мероприятий подпрограммы в соответствии с действующим законодательством;

- муниципальное казенное учреждение «Центр по повышению энергетической эффективности» (далее - Учреждение), которым будут осуществляться подготовка, проверка и утверждение проектной документации, определение подрядных организаций в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключение муниципальных контрактов, контроль за ходом работ, приемка выполненных работ и др.

Финансирование мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области планируется осуществлять посредством размещения муниципального заказа и заключения муниципального контракта, а также посредством предоставления субсидии на указанные цели управляющим компаниям и ТСЖ.

Реализация мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области в рамках муниципального заказа осуществляется следующим образом.

Учреждение формирует заявки по финансированию мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области и размещает муниципальный заказ на проведение вышеуказанных мероприятий, по итогам которого заключает муниципальный контракт на выполнение работ. Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги контролирует расходование средств на реализацию поставленных задач подпрограммы, обеспечивает целевое использование выделяемых из бюджета муниципального образования «Город Калуга» средств, их учет и финансовую отчетность.

Реализация мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области в рамках заключения соглашений осуществляется следующим образом.

Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги поручает управляющим организациям определить необходимые объемы и стоимость работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, находящегося в их управлении, по видам, определенным решением Калужского районного суда. Проверка представляемых управляющими организациями локальных сметных расчетов осуществляется в порядке, определенном соответствующими правовыми актами Городской Управы города Калуги.

По результатам проверки данных расчетов управлением жилищно-коммунального хозяйства города Калуги формируется перечень объектов, финансируемых за счет бюджета муниципального образования "Город Калуга", который согласовывается и утверждается правовым актом Городской Управы города Калуги.

Постановлением Городской Управы города Калуги от 03 марта 2015 года № 2718-пи в соответствии с муниципальной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения муниципального образования «Город Калуга» был утвержден перечень объектов капитального ремонта многоквартирных домов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, финансируемых за счет бюджета муниципального образования "Город Калуга" по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области, согласно приложению к данному Постановлению.

В материалах дела имеются сведения о том, что постановлением Городской Управы города Калуги от 25 июня 2015 года № 7918-пи «О внесении изменений в постановление Городской Управы города Калуги от 03 марта 2015 года № 2718-пи» многоквартирный жилой дом по <адрес> был включен в перечень объектов капитального ремонта многоквартирных домов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, финансируемых за счет бюджета муниципального образования «Город Калуга» по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области (л.д. <данные изъяты>).

Также в материалах дела есть письменная информация от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника отдела капитального и текущего ремонта УЖКХ города Калуги о том, что исполнителем мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов по исполнению решений Калужского районного суда Калужской области посредством размещения муниципального заказа является муниципальное казенное учреждение "<данные изъяты>". Работы по разработке проектно-сметной документации <адрес> будут выполнены в 2015 году путем заключения муниципального контракта через муниципальное казенное учреждение «<данные изъяты>» (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным казенным учреждением «<данные изъяты>» (заказчиком) и ООО «<данные изъяты>» (подрядчиком) заключен муниципальный контракт , по которому подрядчик обязуется в установленный настоящим Контрактом срок выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в том числе и <адрес>.

Согласно представленному в дело акту сдачи-приемки работ по вышеуказанному муниципальному контракту, составленному ДД.ММ.ГГГГ, ООО «<данные изъяты>» (подрядчик) сдало, а МКУ «<данные изъяты>» (заказчик) приняло работы по разработке проектной и рабочей документации для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в том числе и <адрес>.

Таким образом, представленные в деле доказательства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения поданного УЖКХ города Калуги заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора ввиду того, что по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ города Калуги не могло в силу независящих от него обстоятельств, из-за изменившегося нормативного регулирования (на который ориентировано и бюджетное финансирование) исполнить в отведенный для добровольного исполнения пятидневный срок требования решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении этого требования УЖКХ города Калуги.

Само по себе освобождение УЖКХ города Калуги - органа Городской Управы города Калуги от взыскания исполнительского сбора не ставит под сомнение необходимость исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ о проведении капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем <адрес>, которое подлежит реализации с учетом механизма, установленного постановлением Городской Управы города Калуги от 13 декабря 2013 года № 410-п, учитывающего, в том числе, возможности местного бюджета в вопросе финансирования капитального ремонта многоквартирных домов на территории города Калуги.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 (пункты 3,4 части 2), 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Калужского районного суда Калужской области от 16 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым освободить Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, по исполнительному производству -ИП.

Председательствующий:

Судьи: