ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3818-12 от 03.12.2012 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Евлогиева Т.Н. Апел. дело № 33-3818-12

Судья Степанова Н.А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 декабря 2012 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В., при секретаре Михайловой И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г.Чебоксары, администрации <данные изъяты> района г.Чебоксары о возложении обязанности выплатить безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья, поступившее по апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 27 сентября 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к администрации г.Чебоксары, администрации <данные изъяты> района г.Чебоксары о возложении обязанности выплатить безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья удовлетворить.

Обязать администрацию <данные изъяты> района города Чебоксары, администрацию г. Чебоксары предоставить и выплатить ФИО1 безвозмездную социальную выплату за счет средств бюджета г. Чебоксары на приобретение <адрес> в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г.Чебоксары, администрации <данные изъяты> района г.Чебоксары о возложении обязанности выплатить безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья в размере 25% от стоимости приобретенного с привлечением кредитных средств жилья в размере <данные изъяты> руб. Требования мотивировала тем, что состояла в администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары в списке очередников на улучшение жилищных условий в списке «Общий» с 10 марта 2001 г. В сентябре 2009 г. обратилась в администрацию района с заявлением о включении ее в список работников бюджетной сферы в соответствии с Постановлением администрации г. Чебоксары от 15.01.2009 г. № 5 «Об утверждении предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2009 году» с предоставлением документов на получение безвозмездных социальных выплат в размере 25% от стоимости жилья. Социальные выплаты предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с действующим законодательством в администрациях районов г. Чебоксары. Для участия в данной программе ею была приобретена квартира площадью <данные изъяты> кв.м. с привлечением кредитных средств. Администрация <данные изъяты> района г. Чебоксары письмом от 11 сентября 2009 г. уведомила ее о том, что средства, предусмотренные для очередников <данные изъяты> района на указанные цели, в 2009 году исчерпаны, и при поступлении дополнительных средств ее заявление будет рассмотрено дополнительно. Однако в последующем, постановлением от 8 августа 2011 г. она вовсе была исключена из списка очередности на улучшение жилищных условий и, соответственно, на получение субсидии как работник бюджетной сферы. Решением Калининского районного суда г.Чебоксары от 2 февраля 2012 г. указанное постановление отменено, и постановлением от 5 марта 2012 г. она была восстановлена в списке очередников с момента первичной подачи заявления, то есть с 10.03.2001 г. На свое обращение в администрацию <данные изъяты> района г. Чебоксары после восстановления в списках очередников получила ответ о том, что все очередники, ранее состоявшие в списке на получение выплаты как работники бюджетной сферы, уже получили денежные средства, а список на получение данной выплаты закрыт. От администрации г. Чебоксары получила ответ о том, что в бюджете г. Чебоксары средства для предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы не предусмотрены. Указанными действиями ответчиков были нарушены ее права. Так, в соответствии с «Порядком предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2011 г.», утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 01.02.2011 г. № 18, для начисления размера социальной выплаты стоимость 1 кв. м. общей площади жилья гражданам, привлекшим для строительства или приобретения жилья коммерческие ипотечные кредиты или займы в 2008 г., постановлено считать 21 000 рублей, в 2009 году - 23 000 рублей. Таким образом, по состоянию на 2009 год (момент приобретения квартиры) она вправе была получить социальную выплату как работник бюджетной сферы, привлекший кредитные ипотечные средства на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> кв.м. х 23 000 руб. х 25%). Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просила возложить обязанность на администрацию г. Чебоксары и администрацию <данные изъяты> района г. Чебоксары выплатить ей безвозмездную социальную выплату на приобретение жилья в размере 25% от стоимости приобретенного с привлечением кредитных средств жилья в указанном размере.

Истица ФИО1 в судебном заседании не участвовала, доверила представлять свои интересы в суде представителю ФИО2, которая поддержала данный иск по изложенным в нем основаниям и вновь привела их суду.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала.

Представитель администрации <адрес> ФИО4 исковые требования также не признала.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное администрацией <адрес> на предмет отмены по мотивам незаконности.

Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истицы ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не находит.

Как усматривается из материалов дела, на момент подачи заявления о предоставлении субсидии (08.09.2009г.) истица работала в <данные изъяты> Чувашской Республики с 05 марта 2002 г. в должности <данные изъяты>.

На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях истица состоит с 10.03.2001г.

Судебной коллегией установлено, что и на момент рассмотрения настоящего спора истица также является работником <данные изъяты>, т.е. работником бюджетной сферы, что следует из справки с места работы истицы и копии ее трудовой книжки, истребованной судом апелляционной инстанции у истицы.

Судом первой инстанции установлено, что 19 июня 2009 года истица ФИО1 заключила с <данные изъяты> Российской Федерации (открытое акционерное общество) кредитный договор <***> на сумму <данные изъяты> рублей под 15.75 % годовых на приобретение <данные изъяты> квартиры по адресу: <адрес> (л.д.15-18).

Согласно свидетельств о государственной регистрации права, 01 июля 2009 года право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истицей.

На обращение ФИО1 в 2009 году в администрацию <данные изъяты> района гор.Чебоксары с заявлением о предоставлении ей, как работнику бюджетной сферы безвозмездной социальной выплаты в связи с привлечением коммерческого ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, 11 сентября 2009 года администрация дала ей ответ о том, что средства бюджета, направленные на предоставление социальных выплат в 2009 году исчерпаны, и при поступлении дополнительных средств на указанные цели ее заявление будет рассмотрено дополнительно. Однако в последующем, постановлением от 8 августа 2011 года истицу с учета очередников на получение жилья администрация района исключила.

Указанное постановление ФИО1 было обжаловано в суд, и решением Калининского районного суда г. Чебоксары от 02.02.2012 г., вступившим в законную силу, указанное постановление об исключении ФИО1 из списка лиц нуждающихся в жилом помещении признано незаконным, и на администрацию <данные изъяты> района г. Чебоксары возложена обязанность по восстановлению ФИО1 и сына А.О. в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении по дате подачи первоначального заявления - с 10.03.2001г.

Во исполнение решения суда постановлением главы администрации <данные изъяты> района г. Чебоксары от 05.03.2012 г. №335 семья ФИО1 с семьей из <данные изъяты> человек восстановлена в списке нуждающихся в жилых помещениях «Общий» с 12.03.2001г.

Истица заявляет о наличии у нее права на получение муниципальной субсидии в связи с тем, что она отнесена к работникам бюджетной сферы, а также использовала в приобретении жилья кредитные средства на сумму <данные изъяты>.

Тот факт, что истица, являющаяся работником бюджетной сферы, была признана нуждающейся в жилых помещениях, и с марта 2001 года состояла на учете в администрации <данные изъяты> района гор.Чебоксары в качестве нуждающихся в жилье, и имеющей право на государственную поддержку, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Спорным моментом в данном деле является вопрос о том, может ли отсутствие в бюджете г. Чебоксары средств для предоставления социальных выплат служить основанием для отказа в иске истицы.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истица, являясь работником бюджетной сферы и нуждающейся в предоставлении жилья, привлекла для приобретения жилья коммерческий ипотечный кредит в 2009 г. и своевременно обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты, однако не получила ее вследствие незаконного исключения ее из списка нуждающихся в предоставлении жилья. При этом суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований истца и возложении обязанности на ответчиков предоставить ей социальную выплату.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда.

Из содержания ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

30 января 2004 года Президент Чувашской Республики издал Указ №10 «О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике», целью которого явилось, как следует из его содержания, повышение доступности жилья в Чувашской Республике для граждан в зависимости от их доходов, в том числе работников бюджетной сферы – через повышение их платежеспособного спроса на жилье путем предоставления адресных безвозмездных субсидий, для реализации которого Кабинету Министров Чувашской Республики поручено в целях реализации положений настоящего Указа разработать порядок предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики гражданам, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе и работникам бюджетной сферы.

Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением № 51 от 17 марта 2004 года утвердил Примерный порядок предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство иди приобретение жилья за счет средств местных бюджетов в 2004 году. Данным порядком было предусмотрено, что средства местного бюджета, выделенные на субсидии, в пределах установленных социальных норм предоставляются работникам бюджетной сферы, привлекающим для строительства или приобретения жилья коммерческие ипотечные кредиты.

Во исполнение данного Примерного порядка и Указа Президента Чувашской Республики №10 от 30 января 2004 года органы местного самоуправления разрабатывали и принимали ежегодно на своем уровне постановления о порядке предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств местных бюджетов на каждый планируемый год.

Несмотря на признание в последующем утратившим силу постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 51 от 17 марта 2004 года, во исполнение Указа Президента Чувашской Республики органы местного самоуправления продолжали ежегодно принимать постановления, которым утверждали порядок предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство иди приобретение жилья за счет средств местных бюджетов. Такой порядок на 2009 и последующие годы был утвержден и администрацией города Чебоксары постановлениями № 5 от 15 января 2009 года, №40 от 24 февраля 2010 года и № 18 от 1 февраля 2011 года.

Утвержденный постановлением администрации гор.Чебоксары №5 от 15 января 2009 года «Порядок предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретения жилья за счет средств бюджета города Чебоксары в 2009 году» предусматривал, что социальные выплаты за счет средств бюджета города Чебоксары на строительство или приобретение жилья предоставляются работникам бюджетной сферы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеющим трудовой стаж в этой сфере по основному месту работы не менее 1 года, привлекшим для строительства или приобретения жилья коммерческие ипотечные кредиты или займы в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах, не использовавшим социальную выплату или иную форму государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Чувашской Республики и бюджета города Чебоксары на приобретение этого жилья.

Таким образом, указанным постановлением определяющим критерием для получения мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета города Чебоксары являлось привлечение нуждающимися в жилых помещениях и состоящими на учете на получение жилья в органе местного самоуправления указанной категории граждан в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах коммерческих ипотечных кредитов или займов, имеющих целевое назначение – для строительства или приобретения жилья. При этом определено, что социальные выплаты предоставляются указанным гражданам после заключения ими кредитного договора.

Аналогичный порядок и условия предоставления названной категории граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья были закреплены и постановлениями администрации г.Чебоксары №40 от 24 февраля 2010 года об утверждении «Порядка предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретения жилья за счет средств бюджета города Чебоксары в 2010 году» и №18 от 1 февраля 2011 года об утверждении «Порядка предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретения жилья за счет средств бюджета города Чебоксары в 2011 году».

Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в бюджете г. Чебоксары средств для предоставления социальных выплат не может являться в данном конкретном деле основанием для отказа истице в иске.

Факт обращения истицы к ответчику с заявлением о предоставлении ей социальных выплат, как работнику бюджетной сферы в соответствии с «Порядком предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретения жилья за счет средств бюджета города Чебоксары» в 2009 году ответчиками не оспаривается, и подтвержден материалами дела. На заявление истицы администрация <данные изъяты> района гор.Чебоксары сообщила, что по мере поступления бюджетных средств на указанные цели ее заявление будет рассмотрено дополнительно.

Как следует из материалов дела, в 2011 году граждане, обратившиеся в администрацию <данные изъяты> района г.Чебоксары с заявлениями о предоставлении указанных социальных выплат как ранее истицы, так и позднее нее, указанные социальные выплаты получили. И в том случае, если бы администрация <данные изъяты> района гор.Чебоксары не исключила истицу с учета лиц, нуждающихся в жилье, указанную субсидию истица бы смогла получить.

Учитывая, что незаконность снятия истицы с учета лиц, нуждающихся в жилье, была предметом судебного рассмотрения, что нарушенное право истицы судом получило судебную защиту, и вступившим в законную силу решением <данные изъяты> районного суда г.Чебоксары от 2 февраля 2012 года истица была восстановлена на учете граждан, нуждающихся в жилье, нарушенное право истицы на получение социальных выплат также подлежит судебной защите.

Таким образом, постанавливая решение, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, достаточно полно проверил доводы и возражения сторон, исследовал представленные ими доказательства, которым дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что выделенные на указанные цели средства в 2011 году были израсходованы, в 2012 году в бюджет г. Чебоксары не заложены, не служат основанием для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат гражданам на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета г. Чебоксары в 2011 году, утвержденным постановлением администрации г.Чебоксары от 01.02.2011 №18, из средств бюджета г. Чебоксары с августа 2011 года предоставлены социальные выплаты 24 семьям работников бюджетной сферы, привлекшим коммерческие ипотечные кредиты для приобретения жилья. Данные выплаты были предоставлены после незаконного исключения истицы из списка и в период восстановления ФИО1 в списке лиц нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, указанным Порядком не предусмотрена обязанность ежегодной подачи заявления о включении в список лиц на получение названных социальных выплат. К тому же, как следует из имеющегося на л.д. 50-54 списка лиц, получивших социальные выплаты в 2011 году, на получение указанных социальных выплат получившими такие выплаты гражданами заявления подавались и ранее истицы. Так, гражданами, указанными в данном списке под №№ 1-6, заявления подавались в апреле и мае 2009 года, гражданами, указанными под №7-14, заявления в администрацию подавались в июне, июле и августе 2009 года, истица такое заявление подала 8 сентября 2009 года, а граждане, также получившие указанные социальные выплаты в 2011 году, такие заявления подавали в том же месяце, что и истица.

Таким образом, ФИО1 имела право на государственную поддержку и на ответчиках лежит ответственность за неблагоприятные последствия незаконных действий по снятию истицы с учета нуждающихся в жилье.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, и она удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 сентября 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: