ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3856 от 05.05.2014 Приморского краевого суда (Приморский край)

  Судья Храмцова Л.П. Дело № 33-3856

ОПРЕДЕЛЕНИЕ    5 мая 2014 года г. Владивосток

 Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

 председательствующего Горбенко Т.Н.

 судей Наконечной Е.В., Игошевой О.И.

 при секретаре Мочаловой Е.О.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю», ОАО «Приморские лесопромышленники» о снятии судна с регистрационного учета и признании судового билета недействительным по апелляционному представлению Приморского транспортного прокурора на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 17 февраля 2014 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Горбенко Т.Н., объяснения прокурора Приморской транспортной прокуратуры Окуневич С.Ю., представителя ОАО «Приморские лесопромышленники» Губскую А.А., судебная коллегияу с т а н о в и л а:    Приморский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с названным иском, в обоснование требований, указав, что 06.11.2004 на основании заявления руководителя ОАО «Приморские лесопромышленники» ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ПК» была произведена государственная регистрация несамоходного судна - плашкоута, 1975 года постройки, с присвоением регистрационного (бортового) №. Согласно регистрационной карточке, выписке из судовой книги Владивостокского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ПК» указанное судно имеет длину 24,8 метров. На основании совершенных регистрационных действий судовладельцу 25.11.2004 выдан судовой билет №. Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ в отдельные законодательные акты были внесены изменения. Так согласно пункту 3 ст. 7 Кодекс торгового мореплавания РФ под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Таким образом, по мнению прокурора, плашкоут с длиной 24,8 метров подлежит исключению из реестра маломерных судов, который ведет ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ПК», поскольку отсутствие регистрации судна в Государственном судовом реестре не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией судна. На основании изложенного просил суд возложить на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ПК» обязанность снять с регистрационного учета несамоходное судно – плашкоут, 1975 года постройки, с регистрационным №, в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу; признать судовой билет № от 25.11.2004 недействительным.

 В судебном заседании Приморский транспортный прокурор на заявленных требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

 Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ПК» в судебном заседании исковые требования не признала, предоставила письменный отзыв, в котором указала, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ПК» является ненадлежащим ответчиком, поскольку эти требования следует адресовать собственнику судна. Кроме того, Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ вступил в силу с 23.05.2012, до этого времени государственная регистрация маломерных судов длиной свыше 20 метров была законной. Отмена регистрации или внесение записи об исключении из реестра на основании последующих изменений правовых актов действующим законодательством не предусмотрена. Исключение из реестра маломерных судов осуществляется исключительно по заявлению собственника судна или уполномоченного им лица, а собственник данного судна ОАО «Приморские лесопромышленники» в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по ПК» с подобным заявлением не обращался.

 Представитель ОАО «Приморские лесопромышленники» в судебном заседании с заявленным иском также не согласилась, предоставила письменный отзыв, в котором указала, что плашкоут, 1975 года постройки с регистрационным №, судовой билет № от 25.11.2004 не эксплуатируется. Собственник вправе отремонтировать судно и зарегистрировать его с учетом изменений в законодательстве, либо реконструировать его, уменьшив до размеров маломерного судна, при этом выбор остается за собственником. Оснований для снятия с регистрационного учета судна в судебном порядке не имеется.

 Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Приморский транспортный прокурор, им подано апелляционной представление, в котором ставится вопрос об отмене решения как незаконного.

 Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

 Как следует из материалов дела, ОАО «Приморские лесопромышленники» принадлежит несамоходное судно – плашкоут, 1975 года постройки, с регистрационным (бортовым) №, длиной 24,8 метров, шириной 6,5 метров, высотой борта 2,2 метров, грузоподъемность и пассажировместимость кг/чел. – 900/9, что подтверждается выпиской из судовой книги № 2 Владивостокского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю» от 18.10.2013 № 4825.

 В связи с тем, что зарегистрированное в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю» принадлежащее ОАО «Приморские лесопромышленники» судно не учтено в Государственном судовом реестре, прокурор считал, что уполномоченными органами не осуществляется должным образом надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта, что создает угрозу для неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатация данного судна, незарегистрированного в установленном законом порядке не отвечает требованиям безопасности, может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих данное судно и иные суда.

 Федеральным законом № 36-ФЗ от 23.04.2012 были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе, в части определения понятия маломерного судна, в частности, изменен критерий отнесения судна к категории маломерного.

 Суда, длина которых превышает 20 метров, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре РФ администрациями бассейнов внутренних водных путей (ч. 1 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), в силу ст. 35 Кодекса торгового мореплавания РФ – капитанами морских портов.

 В соответствие с положениями п. 5 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п. 3 Правил государственной регистрации маломерных судов, утвержденных приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 500, государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке.

 Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

 В силу частей 1, 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

 Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном им порядке.

 Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, давая оценку доводам сторон, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, верно указав, что истцом выбран неверный способ защиты прав, поскольку фактически исковые требования прокурора направлены на оспаривание права собственности на недвижимое имущество, принадлежащее ОАО «Приморские лесопромышленники», и признание недействительным правоустанавливающего документа - судового билета.

 Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что вступившие в силу изменения законодательства не содержат прямых указаний о снятии ранее зарегистрированных судов, не подпадающих под новый критерий маломерного судна, с регистрационного учета, а регистрация судна свидетельствует лишь о принадлежности судна конкретному лицу и сама по себе не может создавать угрозу третьим лицам и окружающей среде.

 Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ вступил в законную силу с 23.05.2012, то есть после произведенной государственной регистрации плашкоута ОАО «Приморские лесопромышленники».

 В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

 Поскольку Закон обратной силы не имеет, суда, ранее зарегистрированные в судовых книгах и не подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов, в соответствии с Законом не подлежат принудительному снятию с регистрационного учета.

 Кроме того, статья 47 Кодекса торгового мореплавания РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым судно подлежит обязательному исключению из Государственного судового реестра, Российского международного реестра судов или реестра маломерных судов.

 Оснований, влекущих исключение из реестра маломерных судов, принадлежащего на праве собственности ОАО «Приморские лесопромышленники» плашкоута, не имеется.

 Доводы, изложенные в апелляционном представлении, не могут служить основанием к отмене решения суда, так как они были предметом судебной оценки, судом они обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в решении.

 Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:    решение Фрунзенского районного суда города Владивостока от 17 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи