Председательствующий Щукин А.Г. дело № 33-3860/12
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июля 2012 года город Омск
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей Будылка А.В., Усовой Е.И.,
при секретаре Ярошенко Ю.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах неопределённого круга лиц к Администрации города Омска об обеспечении БОУ «СОШ № 132» средствами индивидуальной защиты (противогазами)
по апелляционной жалобе ответчика на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 25 апреля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения представителя Администрации города Омска Яковлева К.А., объяснения прокурора Вершининой Г.А., объяснения представителя БОУ «СОШ № 132» Галкиной Г.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор ЦАО города Омска обратился в суд с исковым заявлением с учётом его уточнения о понуждении Администрации города Омска к устранению нарушений законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения БОУ «СОШ № 132» средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчёта 100 % численности его работников и учащихся. Указал, что прокуратурой ЦАО города Омска совместно со специалистами отдела надзорной деятельности ЦАО города Омска проведена проверка соблюдения законодательства в области гражданской обороны БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132». В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства, в частности, не осуществляется накопление, освежение средств индивидуальной защиты (противогазов).
Прокурор в судебном заседании уточнённые требования поддержал.
Представитель Администрация города Омска Яковлев К.А. иск не признал. Указал, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком. Собственник имущества бюджетного учреждения не несёт ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Представитель БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132» Галкина Г.В. не возражала против удовлетворения уточнённых требований.
Представитель отдела надзорной деятельности Центрального АО города Омска Тринива А.И. в судебном заседании доводы уточнённого заявления поддержала. Указала, что положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты предусмотрено обеспечение работников организаций противогазами из расчёта 100% от общей численности работников. В школе ведётся накопление средств индивидуальной защиты в соответствии с планом. Однако противогазы из расчёта 100% численности работников и учащихся отсутствуют.
Представитель Департамента образования Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимал.
Решением суда исковые требования прокурора Центрального административного округа города Омска удовлетворены частично.
Администрация города Омска обязана устранить нарушения законодательства о гражданской обороне посредством обеспечения Бюджетного образовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132» средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100% численности работников.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Омска ФИО1, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить. Указывает, что Администрация города Омска является не надлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств для БОУ «СОШ № 132» является департамент образования Администрации города Омска. В соответствии с Федеральным законом № 94 –ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчиком на приобретение средств индивидуальной защиты будет выступать БОУ «СОШ № 132». Кроме того, орган местного самоуправления, в лице соответствующего структурного подразделения, не может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. При вынесении решения суд не должен был руководствоваться Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, поскольку оно противоречит федеральному законодательству. БОУ «СОШ № 132» не находится на территориях возможного опасного химического, радиоактивного и биологического загрязнения.
В судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы представитель её подателя доводы жалобы поддержал, прокурор против её удовлетворения возражал, представитель БОУ «СОШ № 132» пояснила, что десять противогазов были приобретены для сотрудников за счет спонсорских средств.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по её доводам.
Судом установлено, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в БОУ «СОШ № 132» не осуществляется накопление средств индивидуальной защиты (противогазов). Его учредителем является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.
Согласно статье 2 Федерального закона N 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Статьёй 8 поименованного закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств относится вопросам местного значения городского округа.
Статьями 6, 7 Федерального закона «О гражданской обороне» установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года № 379 утверждено «Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» (редакция Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.06.2009 N 473, от 23.12.2011 N 1113).
Согласно пунктам 5, 6, 9 данного положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают и содержат запасы.
Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (редакция от 19.04.2010). В соответствии с пунктом 4 данного положения органами местного самоуправления осуществляется обеспечение средствами индивидуальной защиты работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. Согласно пункту 23 - органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. Пунктом 15 данного положения установлено, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения.
Постановлением Администрации города Омска от 15 мая 2009 года N 356-п установлен Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в городе Омске, согласно которому органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории города Омска, является управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации города Омска. Для решения задач гражданской обороны, реализуемых на территории города Омска, создаются и содержатся силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. В целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями проводятся мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты - обеспечение выдачи населению города Омска средств индивидуальной защиты (пункты 9, 11, 17).
На основании изложенного суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, обоснованно пришёл к выводу о том, что обеспечение работников созданных муниципальным образованием учреждений средствами индивидуальной защиты является обязанностью Администрации города Омска. В том числе – по обеспечению Бюджетного образовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 132» средствами индивидуальной защиты (противогазами) из расчета 100 % численности работников.
При этом, суд правильно указал, что изменение численного состава работников учреждения не может служить основанием для освобождения от обязанности исполнять требования законодательства о гражданской обороне.
Вновь приводимый довод о том, что Администрация города Омска не является надлежащим ответчиком, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с уставом образовательного учреждения БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132» его учредителем является муниципальное образование город Омск Омской области.
На Департамент образования не может быть возложена обязанность по организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, поскольку законодательством указанная обязанность не предусмотрена.
При этом не обходимо отметить, что заявленный спор не является спором в сфере образования. Из Положения «О департаменте образования Администрации города Омска», утверждённого Решением Омского городского Совета № 413 от 16 июня 2010 года, явствует, что данный орган не является уполномоченным органом при решении вопросов гражданской обороны. Соответственно, не принимаются доводы о главных распорядителях средств бюджета города Омска.
Довод о том, что орган местного самоуправления не может быть привлечён к субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, к разрешённому спору не относится, поскольку на орган местного самоуправления законодательно возложена самостоятельная обязанность по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты.
Относительно довода о том, что при вынесении решения суд не должен был руководствоваться Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, поскольку оно противоречит федеральному законодательству, подробно было изложено выше. Приказ N 993 МЧС РФ издал 21 декабря 2005 года в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями.
Довод о том, что БОУ «СОШ № 132» не находится на территориях возможного опасного химического, радиоактивного и биологического загрязнения, является несостоятельным.
Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1998 года № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» утвержден порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.
В соответствии с порядком отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне (пункты 3,4 Порядка).
К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если численность населения превышает 1 000 тысяч человек (пункт 6 порядка).
Таким образом, город Омск относится категорированным городам, в котором заблаговременно должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по гражданской обороне.
При рассмотрении спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права. Поскольку судом проверены доводы сторон, дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, постановлено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда город Омска от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи