ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3920/2012 от 28.09.2012 Вологодского областного суда (Вологодская область)

                                                                                    Вологодский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Шевченко С.И.

№ 33- 3920/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Вологда

28 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Соколовой М.В., Вахониной А.М.,

при секретаре Тарабукиной Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Белозерского муниципального района Вологодской области на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 31 июля 2012 года, которым заявление прокурора Белозерского района удовлетворено частично.

Признано незаконным бездействие администрации Белозерского муниципального района по выполнению обязательств по сохранению объекта культурного наследия - «Дома А-ных, 1834 г.», находящегося по адресу: .

На администрацию Белозерского муниципального района возложена обязанность обеспечить выполнение работ по предотвращению дальнейшего разрушения данного объекта культурного наследия:

- обеспечить выполнение организацией, имеющей лицензию, осмотра стропильных конструкций, локальный ремонт кровельного покрытия, обследование фундаментов для установления причин деформации стен и принятия решения по их укреплению - в течение ... месяца со дня вступления решения в законную силу,

- обеспечить разработку организацией, имеющей лицензию, научно-проектной документации для выполнения комплексного проведения ремонтно-реставрационных работ - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

- обеспечить укрепление ограждения территории памятника - в течение ... месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований к ФИО1, ФИО2 - отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения представителя администрации Белозерского муниципального района по доверенности ФИО3, прокурора, действующей на основании доверенности от имени прокуратуры Вологодской области ФИО4, представителя Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности ФИО5 судебная коллегия

установила:

здание «Дом А-ных, 1834 г.», расположенное по адресу: , относится к объекту культурного наследия регионального значения, поставленному под государственную охрану решением Вологодского облисполкома от  №....

Собственником указанного объекта является Белозерский муниципальный район, полномочия собственника осуществляет администрация.

Право собственности на здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним , кадастровый номер объекта ... (л.д....).

 администрация Белозерского муниципального района Вологодской области, как собственник указанного здания выдало комитету историко-культурного наследия  охранное обязательство № ..., в соответствии с которым администрация обязана обеспечить режим содержания объекта культурного наследия, проводить реставрационные, ремонтные и иные работы, благоустройство территории, соблюдать требования законодательства Российской Федерации в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия при передаче объекта третьим лицам.

 между администрацией Белозерского муниципального района и ФИО1, Они­щуком В.Д. был заключен договор о предоставлении здания по адресу:  на праве безвозмездного пользова­ния.

По условиям договора и дополнительного соглашения к нему от , ФИО1 и Они­щук В.Д. приняли на себя обязательство произвести реконструкцию здания: выполнить историко-архивную справку (восстановление исторического облика фасадов здания), справку заказать в специализированной организации, имеющей лицензию на проведение проектно-изыскательских работ на объектах культурного наследия, срок выполнения 2009-2010 гг.; обследовать несущие конструкции здания: фундаменты, перекрытия, сте­ны, кровлю, срок выполнения 2010-2011 гг.; разработать проектную документацию (выполнить специальной организацией, имеющей лицензию на проведение проектно-изыскательских работ на объектах культурного наследия), обосновывающую восстановление исторического об­лика фасадов здания, благоустройство прилегающей территории, согласовав эскизный и рабочий проекты в установленном законом порядке, срок выполнения 2010- 2011 гг.; произвести капитальный ремонт аварийных частей здания, получить разрешение на работы в комитете историко-культурного наследия, срок выполнения 2009 год; произвести ремонтно-реставрационные работы на фасаде объекта (по получению рекомендаций по восстановлению внешнего облика здания на основе об­следования конструкций, исторической справки и согласованного проекта), работы производить в специализированной организации, имеющей лицензию на проведе­ние проектно-изыскательских работ на объектах культурного наследия, получить разрешение на работы в комитете историко-культурного наследия, срок выполне­ния 2010-2012 годы.

 прокурор Белозерского района обратился в суд с заявлением к администрации Белозерского муниципального района, ФИО1, ФИО2 о признании незаконным бездействия по выполнению обязательств по сохранению объекта культурного наследия - памятника архитектуры «Дом А-ных», возложении обязанности провести работы по предотвращению разрушения объекта культурного наследия.

В обоснование заявления указал, что  Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области проведен осмотр объекта культурного наследия - здания «Дом А-ных, 1834 г.», расположенного по адресу: . В ходе осмотра установлено: здание не эксплуатируется; временное ограждение - забор имеет повреждения; угол восточного и северного фасадов деформирован, имеются вертикальные трещины, появление и увеличение которых произошло после откопки грунта в непосредственной близости от фундамента для установки железобетонного колодца наружных инженерных сетей; заполнения оконных проемов частично утрачены, в оставшихся отсутствует большая часть остекления, состояние рам неудовлетворительное; кладка цоколя деструктурирована вследствие намокания из-за увеличения культурного слоя вокруг здания; отмостка отсутствует; покрытие металлом выступающих частей здания, металлическая кровля повреждены коррозией, имеются участки с отсутствием покрытия; отделочный слой штукатурки и фасадов требует ремонта; внутри здания междуэтажное и чердачное перекрытия в части помещений демонтированы; полы первого этажа отсутствуют; лестница на второй этаж находится в неудовлетворительном состоянии.

Администрация Белозерского муниципального района, являясь собственником данного объекта, в соответствии с охранным обязательством несет ответственность за нарушение требований сохранения объекта культурного наследия. Здание нуждается в проведении работ, препятствующих его дальнейшему разрушению.

Просил признать незаконным бездействие администрации Белозерского муниципального района Вологодской области по выполнению обязательства по сохранению объекта культурного наследия – «Дома А-ных», расположенного по адресу: , обязать администрацию Белозерского муниципального района , ФИО1, ФИО2 провести работы по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия.

В судебном заседании заместитель прокурора Белозерского района Болотова Г.К. требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица администрации Белозерского муниципального района по доверенности ФИО3 требования не признала. Полагала, что бездействия со стороны администрации района в отношении объекта культурного наследия - «Дом А-ных» не имеется, поскольку в 2002 году здание передано по договору безвозмездного пользования ФИО1 и ФИО2, согласно условий договора обязательство содержать здание в исправности, провести реконструкцию здания по согласованию с соответствующими службами, проводить своевременно капитальный и текущий ремонт здания приняли на себя ФИО1, ФИО2

Заинтересованные лица ФИО1, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили отзыв, в котором указали, что с требованиями не согласны, администрация района оставила за собой обязанность по исполнению условий охранного обязательства и обеспечению соблюдения требований законодательства в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объекта культурного наследия. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности ФИО5 требования поддержала.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе глава администрации Белозерского муниципального района Вологодской области ФИО7 просит отменить решение суда по мотиву нарушения норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Указывает, что бездействия по выполнению обязательств по сохранению объекта культурного наследия со стороны администрации Белозерского муниципального района не было. Обязанность по сохранению объекта культурного наследия должны выполнять пользователи объекта – ФИО1, ФИО2 Полагает, что заявление прокурора должно было быть рассмотрено арбитражным судом Вологодской области, поскольку договор безвозмездного пользования был заключен с ФИО1 и ФИО2 как с индивидуальными предпринимателями.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Белозерского района Болотова Г.К., Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Согласно статье 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения их облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения или предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 указанного Федерального закона предусмотрено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, здание «Дом А-ных, 1834 г.», расположенное по адресу: , относится к объекту культурного наследия регионального значения, поставленному под государственную охрану решением Вологодского облисполкома от  №....

Собственником объекта культурного наследия является Белозерский муниципальный район, полномочия собственника осуществляет администрация.

Право собственности на здание зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним , кадастровый номер объекта ...

 администрация Белозерского муниципального района Вологодской области, как собственник указанного здания выдало комитету историко-культурного наследия Вологодской области охранное обязательство № ..., в соответствии с которым администрация обязана обеспечить режим содержания объекта культурного наследия, проводить реставрационные, ремонтные и иные работы, благоустройство территории, соблюдать требования законодательства Российской Федерации в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия при передаче объекта третьим лицам.

 между администрацией Белозерского муниципального района и ФИО1, Они­щуком В.Д. был заключен договор о предоставлении здания по адресу:  на праве безвозмездного пользова­ния.

Пунктом ... указанного договора (в редакции от ) предусмотрена обязанность администрации, как собственника объекта культурного наследия по осуществлению контроля за использованием имущества по назначению, участия в создании необходимых условий для эффективного использования имущества и поддержания его в надлежащем состоянии.

 Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области проведен осмотр объекта культурного наследия - здания «Дом А-ных, 1834 г.», расположенного по адресу: . В ходе осмотра установлено и отражено в акте №...: здание не эксплуатируется; временное ограждение - забор имеет повреждения; угол восточного и северного фасадов деформирован, имеются вертикальные трещины, появление и увеличение которых произошло после откопки грунта в непосредственной близости от фундамента для установки железобетонного колодца наружных инженерных сетей; заполнения оконных проемов частично утрачены, в оставшихся отсутствует большая часть остекления, состояние рам неудовлетворительное; кладка цоколя деструктурирована вследствие намокания из-за увеличения культурного слоя вокруг здания; отмостка отсутствует; покрытие металлом выступающих частей здания, металлическая кровля повреждены коррозией, имеются участки с отсутствием покрытия; отделочный слой штукатурки и фасадов требует ремонта; внутри здания междуэтажное и чердачное перекрытия в части помещений демонтированы; полы первого этажа отсутствуют; лестница на второй этаж находится в неудовлетворительном состоянии.

Постановлением исполняющего обязанности начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области от  администрация Белозерского муниципального района привлечена к административной ответственности по статье 5.4 Закона Вологодской области «Об административных правонарушениях в Вологодской области» за нарушение требований охраны и сохранения объекта культурного наследия - здания «Дом А-ных, 1834 г.», расположенного по адресу: , подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от  администрации Белозерского муниципального района отказано в удовлетворении заявленных требований к Департаменту культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области признании незаконным постановления от  и установлено, что администрация Белозерского муниципального района не обратилась в уполномоченный орган с заявлением о перезаключении охранного обязательства и передала объект культурного наследия в безвозмездное пользование без соответствующего обязательства, тем самым оставила за собой обязанность по исполнению условий охранного обязательства и обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия. Администрация, как собственник объекта культурного наследия не предприняла мер для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, поддержания его в надлежащем состоянии.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от  отменено заочное решение Белозерского районного суда Вологодской области от  и принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации Белозерского муниципального района к ФИО1, ФИО2 о расторжении договора безвозмездного пользования зданием, выполнении ремонтных работ, возмещении материального ущерба - отказано и установлено, что договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия от  (в редакции от ) заключен с нарушением требований пункта 6.3 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью Белозерского муниципального района, утвержденного решением Белозерского комитета районного самоуправления № 235 от 16 декабря 2005 года с последующими изменениями, согласно которому имущество района может быть передано по договору безвозмездного пользования только органам местного самоуправления, органам государственной власти, государственным и муниципальным учреждениям, хозяйственным обществам, созданным в процесса приватизации, в случаях, когда им передаются объекты, входящие в состав имущества приватизируемых муниципальных предприятий и не подлежащие приватизации, до передачи их в муниципальную собственность, если иное не предусмотрено законом и случаях, не противоречащих действующему законодательству. Из этого следует, что передача муниципального имущества физическим лицам в безвозмездное пользование не предусмотрена. Из анализа договорных отношений установлено отсутствие передачи ФИО1 и ФИО2 в полном объеме обязанности по охране и сохранению объекта культурного наследия - Дома А-ных по адресу .

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 статьи 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а согласно части 4 этой статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28).

Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия администрации Белозерского муниципального района в отношении порядка сохранения, содержания, использования, охраны объекта культурного наследия - здания «Дом А-ных, 1834 г.», расположенного по адресу: ., поскольку исполнение условий охранного обязательства от  №... является обязанностью администрации, которая являясь собственником объекта культурного наследия, несет ответственность за нарушение требований сохранения указанного объекта. Меры, направленные на сохранение объекта культурного наследия в отношении памятника администрацией Белозерского муниципального района длительное время не предпринимаются.

Довод апелляционной жалобы относительно подведомственности данного спора Арбитражному суду Вологодской области нельзя признать обоснованным, поскольку он основан на неправильном толковании норм процессуального права.

Согласно статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Подведомственность спора арбитражному суду определяется не только статусом физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, но и наличием связи спора с осуществлением физическим лицом предпринимательской и иной экономической деятельности. Иными словами, критериями подведомственности являются характер спорного правоотношения и содержание спора – экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью, а также его субъектный состав.

Из материалов дела таких признаков подведомственности спора арбитражному суду не усматривается.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и по существу направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белозерского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: М.В. Соколова

А.М. Вахонина