ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3969 от 24.11.2014 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

  Докладчик Нестерова Л. В. Апелляц. дело № 33- 3969- 14 г.

 Судья Григорьева О. Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 24 ноября 2014 года г. Чебоксары

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

 председательствующего Семенова Н. В.,

 судей Нестеровой Л. В., Смирновой Е. Д.,

 при секретаре Егоровой Т. В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Канаша Чувашской Республики о признании права собственности и др., поступившее по апелляционной жалобе представителя ФИО1– ФИО2 на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 17 июля 2014 года, которым постановлено иск ФИО1 удовлетворить частично;

 признать ФИО1 принявшей наследство, открывшееся после смерти Ш.  О. Н., умершей ... года, в свою очередь принявшей наследство после смерти Ш.  Э. Н., умершего ... года;

 в удовлетворении иска ФИО1 к администрации города Канаша Чувашской Республики о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования отказать.

 Заслушав доклад судьи Нестеровой Л. В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

 ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Канаша Чувашской Республики ( далее также- Администрация), в котором просила признать ее ( истца) принявшей наследство в виде жилого дома общей площадью ..., ... кв. метра, двух пристроев, двух сеней, гаража, четырех сараев, бани, туалета, забора, расположенных на земельном участке площадью ... кв. метра по адресу: ..., открывшееся после смерти Ш.  О. Н., в свою очередь принявшей наследство, открывшееся после смерти Ш.  Э. Н.;

 признать за ней ( истцом) право собственности на вышеуказанное имущество.

 Требования мотивировала тем, что ее ( истца) отец- Ш.  Э. Н. построил вышеуказанный жилой дом с надворными постройками в 1960 году. С этого времени пользовался и владел ими, равно как и земельным участком, как своими собственными, но государственный акт и иные документы о праве собственности на земельный участок в установленном законом порядке не получил.

 ... года он умер, и после его смерти в наследство вступила ее ( истца) мать- Ш.  О. Н., она содержала дом, обрабатывала земельный участок, однако при жизни свои наследственные права в установленном законом порядке не оформила. ... года мать умерла.

 Она ( ФИО1) является единственным наследником, после смерти матери фактически приняла наследство, открыто и свободно пользовалась вышеуказанным имуществом, приняла меры по его охране, а также пользовалась вещами матери.

 Определением судьи от 2 июня 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике.

 В судебном заседании ФИО1 и ее представитель иск поддержали.

 Ответчики в судебное заседание не явились.

 Судом принято указанное решение, на которое представителем ФИО1 подана апелляционная жалоба. В ней ставится вопрос об отмене данного судебного постановления в части отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на вышеуказанное имущество в порядке наследования.

 Изучив дело, проверив решение в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1- ФИО2, поддержавшую жалобу, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, несмотря на расхождения, имеющиеся в документах о рождении и документах, удостоверяющих личность, в части имени, даты и места рождения истца, приходится дочерью Ш.  О. Н. Последняя на день смерти своего супруга- Ш.  Э. Н., умершего ... года, проживала в спорном доме, состояла там на регистрационном учете, т. е. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти мужа, поскольку, проживая с ним в одном доме, неизбежно вступила во владение предметами домашнего обихода и личными вещами наследодателя.

 Ш.  О. Н. умерла ... года, после смерти которой наследство фактически приняла ФИО1, забрав предметы одежды и домашнего обихода, принадлежащие матери.

 Вместе с тем требование о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворению не подлежит, т. к. доказательства предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, наличия проекта строительства, равно как и документы о собственнике дома, об основаниях получения данного статуса, истец не представил. А при отсутствии таких доказательств спорное домовладение относится к самовольной постройке, оно не может являться имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, и не может быть включено в наследственную массу.

 Не может быть признано за истцом право собственности на вышеуказанное имущество и в силу приобретательной давности, поскольку самовольная постройка не является объектом гражданских прав, созданным в установленном законом порядке на земельном участке, предоставленном для этих целей, с получением необходимых разрешительных документов и соблюдением строительных правил и норм. Соответственно, право собственности по данному основанию на такой объект недвижимости не может возникнуть и у наследника лица, возведшего самовольную постройку.

 С этими выводами представитель истца не согласился и в апелляционной жалобе ссылается на то, что земельный участок, на котором расположено домовладение, предоставлен отцу истца на основании постановления Канашской городской администрации Чувашской Республики от 18 января 1994 года № 53, но государственный акт на него он не получил. Жилой дом Ш.  Э. Н. построил в 1960 году, с этого времени открыто и свободно пользовался им и считал своей собственностью.

 Истец также с момента постройки открыто и непрерывно в течение 54 лет владеет и пользуется спорным жилым домом как своим.

 Кроме того, после смерти отца ФИО1 оформила технический и кадастровый паспорт дома, провела межевание земельного участка.

 Между тем, разрешая возникший спор, судебная коллегия исходит из следующего.

 Согласно ч. 2 ст. 327- 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- ГПК РФ) суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, в том числе при необходимости проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений.

 С этой целью решение, принятое судом первой инстанции по настоящему делу, суд апелляционной инстанции проверяет в полном объеме.

 Как указывалось выше, ФИО1 просит признать за ней право собственности на домовладение, ссылаясь на то, что оно построено ее родителями в 1960 году. Однако из документов технической инвентаризации ( карточек на домовладение, а также на основное строение ( лит. А) от 17 ноября 1960 года) видно, что в этот год возведены только основное строение- одноэтажный индивидуальный жилой дом с тремя жилыми комнатами ( лит. А), сени ( лит. I), служебное строение- сарай ( лит. Б).

 В последующем на земельном участке построены иные служебные строения- сараи, баня и т. д. ( лит. Б. В, Г, I, Д, Е); основное строение изменило свои параметры, поскольку к нему возведены два пристроя: в 1980 году- пристрой ( лит. А 1) площадью ..., ... кв. метра, являющийся жилой комнатой, в 2008 году пристрой ( лит. А 2) площадью ..., ... кв. метра, являющийся жилой комнатой и кухней, что подтверждается техническими паспортами, составленными по состоянию на 28 августа 1974 года ( повторное обследование проведено 17 августа 1978 года), по состоянию на 28 февраля 1985 года, по состоянию на 18 марта 2011 года.

 Таким образом, на сегодняшний день домовладение, в том числе основное строение, на которое претендует истец, в том виде, в каком оно находилось в 1960 году, не существует, т. к. в результате возведения пристроек ( лит. А 1 и А 2) к жилому дому возник новый объект капитального строительства, а также построены новые вспомогательные строения. Тем не менее, при оценке того, относится ли данное имущество к самовольной постройке, было ли оно зарегистрировано и в каком порядке, следует исходить из положений нормативных актов, действовавших на время возведения указанных строений.

 В частности, в 1960 году действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года « О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» ( далее- Указ от 26 августа 1948 года), утв. Законом СССР от 14 марта 1949 года « Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года « О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», ( Указ от 26 августа 1948 года утратил силу на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1988 года N 8502- XI « О признании утратившими силу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года « О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» и статьи 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР « О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов»»).

 В соответствии с п. 1, 2 Указа от 26 августа 1948 года каждый гражданин СССР имеет право купить или построить для себя на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города.

 Отвод гражданам земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование. Размер земельных участков, отводимых гражданам, определяется исполкомами, в том числе и городских, Советов депутатов трудящихся в соответствии с проектами планировки и застройки городов, а также в соответствии с общими нормами, устанавливаемыми Советом Министров СССР.

 В этот же день Совет Министров СССР принял постановление № 3211 « О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года « О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов»» ( признано утратившим силу постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1989 года № 827 « Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам индивидуального жилищного строительства»).

 Согласно п. 2- 10 постановления Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года № 3211 земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся, в том числе за счет земель городов, в бессрочное пользование, а построенные на этих участках дома являются личной собственностью застройщиков.

 Размер участков в каждом отдельном случае определяется исполкомами, в том числе городских, Советов депутатов трудящихся в зависимости от размера дома и местных условий, в городах в пределах от 300 до 600 кв. метров. За пользование земельными участками взимается земельная рента в установленном законом размере.

 При этом постройка индивидуальных домов в городах осуществляется в соответствии с проектами планировки и застройки городов на пригодных для этой цели территориях по типовым или индивидуальным проектам.

 На владельцев индивидуальных жилых домов возлагается обязанность озеленения и благоустройства участков, устройства тротуаров в пределах своего участка; постоянного ухода и содержания в надлежащем порядке как участка, так и прилегающих к нему тротуаров и проездов, в соответствии с правилами, устанавливаемыми решениями местных Советов.

 А на вышеуказанные исполкомы- обязанность организовать государственную инспекцию по надзору за содержанием индивидуальных домовладений и установить строгий контроль за соблюдением владельцами индивидуальных жилых домов норм и правил содержания домовладений.

 Кроме того, в случаях самовольного строительства или грубого нарушения строительно- технических правил и норм исполкомам городских ( районных) Советов депутатов трудящихся предоставляется право обязывать застройщика прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строения и привести в порядок земельный участок.

 В связи с изданием указанных нормативных актов внесены изменения в Гражданский кодекс Р. С. Ф. С. Р., введенный в действие постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 11 ноября 1922 года « О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.», в части положений, предусматривающих предоставление земельных участков на праве застройки ( ст. 71- 84), которыми руководствовался суд первой инстанции. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года « О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года « О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов»» ст. 71- 84 Гражданского кодекса Р. С. Ф. С. Р. признаны утратившими силу и в 1960- ых годах не применялись. Не действовала тогда и Инструкция о порядке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории РСФСР, утв. приказом Государственного комитета Совета Министров РСФСР по делам строительства от 19 декабря 1966 года № 86, на нормы которой сослался районный суд.

 1марта 1949года Совет Министров РСФСР издал постановление N152 « О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1февраля 1949года « О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948года « О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов»». Этим постановлением N152 законодатель установил правила осуществления строительства индивидуальных жилых домов, в соответствии с которыми отвод гражданам земельных участков в бессрочное пользование для строительства индивидуальных жилых домов производится по решению исполнительных комитетов, в том числе городских, Советов депутатов трудящихся. Передача земельного участка застройщику оформляется договором о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности. В соответствии с заключенным договором застройщик обязан осуществить строительство дома в соответствии с типовым или индивидуальным проектом и сдать возведенное строение в эксплуатацию.

 Согласно п. 2- 4 постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1940 года № 390 « О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» запрещено приступать к строительству до получения письменного разрешения от исполнительного комитета, в том числе городского, Совета депутатов трудящихся.

 При этом отвод земельных участков в городах под индивидуальное жилищное строительство производится на основе заявок отдельных граждан ( индивидуальных застройщиков) в районах, предназначенных под этот вид строительства, а также в соответствии с утвержденными городским Советом депутатов трудящихся проектами застройки соответствующих районов, предусматривающими необходимые виды благоустройства.

 Таким образом, по смыслу указанных норм в 1960- ых годах право владения и пользования земельными участками, предоставленными в вышеуказанном порядке и размере для строительства индивидуального жилого дома на территории города, граждане осуществляли в форме бессрочного пользования. Основанием возникновения такого права являлось решение исполкома городского Совета депутатов трудящихся, а само строительство осуществлялось в соответствии с проектами планировки, застройки города по типовым или индивидуальным проектам. Построенные на этих участках дома подлежали принятию в эксплуатацию и являлись личной собственностью застройщиков.

 Кроме того, законодательство предусматривало регистрацию земель. Так, в соответствии с правилами 2- го раздела 3- й части ( в частности, ст. 194- 205) Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р., утв. постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 30 октября 1922 года « О введении в действие Земельного Кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва», п. 8 Декрета Совета Народных Комиссаров Р. С. Ф. С. Р., Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 13 апреля 1925 года « Положение о земельных распорядках в городах» государственная запись землепользований ( земельная регистрация), производство которой возлагается на Народный Комиссариат Земледелия и его местные органы, в интересах общегосударственного управления землями, а также для надобностей различных отраслей народного хозяйства и для ограждения прав и интересов землепользователей, имеет задачей собирать и хранить, в систематическом и наглядном виде, верные и своевременные сведения о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.

 Государственная земельная регистрация разделяется на основную, заключающуюся в первоначальном заполнении карт и реестров, и текущую, имеющую целью своевременное занесение в актах регистрации тех изменений в правовом, хозяйственном и природном состоянии земельных участков, которые происходят с течением времени. Такая регистрация ведется по каждой волости отдельно, причем составляются следующие акты: а) общая волостная карта землепользований; б) карты отдельных селений; в) общий волостной реестр (список) землепользований; г) реестры усадебных участков всех селений волости; д) реестр земельных обществ волости.

 При органах земельной регистрации в центре и на местах образуются земельные архивы, в которые по требованиям названных органов передаются из всех учреждений на хранение ранее оконченные земельные дела, акты и планы, равно как и все новые дела землеустроительных учреждений по мере их окончания.

 Кроме того, законодательство,   действующее в 1960- ых годах и впоследствии, предусматривал определенные условия и порядок регистрации недвижимости, находящейся на земельном участке.

 Так, Инструкция о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. 25 декабря 1945 года Народным Комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР, согласованная с Народным Комиссариатом юстиции РСФСР ( далее- Инструкция от 25 декабря 1945 года) ( утратила силу в связи с изданием приказа Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года № 83), предусматривала, что бюро инвентаризации жилищно- коммунальных органов исполнительных комитетов местных Советов в целях уточнения права владения строениями и учета строений по соответствующим жилищным фондам ведут по установленным формам реестры домовладений и производят регистрацию строений, в том числе строений отдельных граждан.

 Объектом регистрации являются домовладения в целом, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации, с обслуживающим его самостоятельным земельным участком. При этом право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке, определенном Инструкцией от 25 декабря 1945 года, отдельно не регистрируется.

 Для составления реестров и регистрации строений за владельцами бюро инвентаризации среди прочего обязаны:

 установить владельцев строений, на которые право собственности или право застройки оформлено в установленном законом порядке;

 выявить владельцев строений, не имеющих документов, удостоверяющих их право собственности на строение,- для последующего определения правовой принадлежности данного строения;

 выявить самовольно возведенные строения, о чем сообщить горкомхозам и горжилуправлениям, для принятия в отношении таких застройщиков мер ( сноса или переноса), установленных постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1940 года № 390, а также для принятия мер к их регистрации инвентаризационными бюро в соответствии с решением местных Советов по данному строению.

 В этих целях бюро инвентаризации в своей работе по регистрации предварительно обязаны:

 истребовать и ознакомиться с документами, представляемыми в том числе и частными лицами, как основанием их права собственности на строения или права застройки;

 выявить возникновение и порядок перехода к указанным лицам права собственности на строения или права застройки, полноту и оформленность документов, подтверждающих переход прав, число фактических владельцев и долевое их участие во владении;

 дать по документам письменное заключение, в котором должны быть указаны: 1) адрес домовладения; 2) площадь земельного участка; 3) количество основных строений; 4) последовательность перехода прав по домовладению со ссылкой на документы; 5) детальный перечень представленных документов, устанавливающих современных владельцев; 6) наименование владельцев с указанием: для частных лиц- фамилии, имени и отчества; 7) вид права ( право государственной, кооперативно- общественной и личной собственности или право застройки); 8) долевое участие совладельцев, категория фонда.

 В Инструкции от 25 декабря 1944 года также предусматривалось, что все строения, находящиеся в черте города, не отнесенные к ведомственному фонду и не значащиеся по праву собственности или праву застройки за юридическими и физическими лицами, регистрируются на праве государственной собственности по фонду местных Советов.

 На основании собранных материалов при участии представителей городских жилищных управлений бюро инвентаризации производит проверку документов, подтверждающих право собственности на строения, а при их отсутствии- документов, косвенно подтверждающих указанное право, и составляет письменные заключения, в том числе:

 о наличии данных, устанавливающих за отдельными гражданами право собственности на строение или право застройки;

 о фактах бездокументного владения строениями;

 о фактах самовольной застройки.

 Заключения инвентаризационных бюро о праве владения строениями со всеми документами представляются на рассмотрение и утверждение исполкома, в том числе городского, Совета депутатов трудящихся, и на основании соответствующих решений этих исполкомов производится регистрация строений за их владельцами.

 Самовольно возведенное строение может быть зарегистрировано за владельцем только при условии, если строение не подлежит переносу по основаниям, указанным в ст. 9 постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1940 года № 390, и соответствующим коммунальным отделом с таким застройщиком будет заключен договор о праве застройки по правилам ст. ст. 71- 84 Гражданского Кодекса Р. С. Ф. С. Р.

 В Инструкции от 25 декабря 1944 года определен и перечень документов, которые прямо или косвенно подтверждают право собственности на строения и право застройки. Документы, косвенно подтверждающие это право, принимаются при отсутствии подлинных или надлежаще заверенных копий правоустанавливающих документов, в том числе таковыми могут служить платежные документы об оплате земельной ренты и налога со строений, а также страховые полисы. При этом вопрос о возможности регистрации за заявителем строения на праве собственности или праве застройки на основании документов, косвенно подтверждающих вышеуказанные права, разрешается в каждом отдельном случае горкомхозами и райкомхозами, а в городах республиканского ( РСФСР) подчинения- инвентаризационными бюро горисполкомов, при обязательном заключении жилищных управлений, и вносится на окончательное решение исполкома соответствующего Совета депутатов трудящихся.

 На основании решений соответствующих исполкомов местных Советов отделы коммунального хозяйства или жилищные управления исполкомов Советов городов республиканского подчинения выдают владельцам строений возобновительные документы с точным указанием, взамен какого утерянного документа производится это возобновление.

 Данные о праве владения строениями на основании решений исполкомов местных Советов вносятся инвентаризационными бюро в реестровые книги домовладений данного населенного пункта, а также в инвентарные карточки формы N 1- У и N 2- С, предусмотренные Инструкцией по проведению технической инвентаризации строений и текущей регистрации инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР, введенной в действие приказом Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 12 апреля 1944 года № 155, в соответствии с теми пунктами и графами, которые предусматриваются этими формами.

 Бюро инвентаризации после регистрации прав владения в реестровых книгах делают на документах владельцев строений соответствующие регистрационные надписи, а в случаях отсутствия документов владельцам строений выдают регистрационные удостоверения, подтверждающие право собственности на строение или право застройки.

 Кроме реестровых книг, в каждом инвентаризационном бюро ведется журнал, содержащий перечень ( список) всех владельцев строений города, в отношении физических лиц- по алфавиту фамилий, или ( в городах с населением более 100000 человек) алфавитная картотека.

 По проведении первоначальной регистрации владельцев строений и застройщиков инвентаризационные бюро ведут последующую регистрацию изменений в правовом положении строений, которые также подлежат внесению в реестровую книгу и в инвентарные карточки со ссылкой на документы, на основании которых эти изменения учтены.

 Как указывалось, после вступления в силу Указа от 26 августа 1948 года право застройки трансформировалось в право бессрочного пользования земельным участком, в связи с чем положения Инструкции от 25 декабря 1944 года, в которых речь идет о праве застройки, следует расценивать как право бессрочного пользования земельным участком.

 В Инструкции по проведению технической инвентаризации строений и текущей регистрации инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР, утв. Народным комиссаром коммунального хозяйства РСФСР, введенной в действие приказом от 12 апреля 1944 года № 155 ( утратила силу в связи с изданием приказа Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 9 марта 1976 года № 134), на положения которой имеется ссылка в Инструкции от 25 декабря 1944 года, в Технической инструкции о порядке и методах производства текущей регистрации инвентарных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР, утв. 31 октября 1951 года Министерством коммунального хозяйства РСФСР, установлены формы инвентарных карточек N 1- У и N 2- С. Эти карточки содержат инвентарные описи земельных участков и строений, к описям должны быть приложены планы усадебных участков и поэтажные планы строений, если эти строения являются годными для эксплуатации. Одновременно с инвентаризацией строений и относящихся к ним земельных участков, текущей регистрацией изменений в домовом фонде производится их правовая регистрация, заключающаяся в выявлении ( на основании оформленных в установленном законом порядке документов) владельцев строений и пользователей участков, в также в установлении характера и объема права владения и пользования. А текущая регистрация инвентарных изменений в домовом фонде производится на основании данных непосредственного сплошного обхода домовладений инвентаризационными работниками. В ходе таких обходов работники производят подробный осмотр строений по конструктивным элементам и сверку данных, содержащихся в указанных инвентарных карточках.

 Таким образом, из указанных норм следует, что обстоятельства, свидетельствующие о наличии у застройщика прав на земельный участок, могут быть установлены не только на основании решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков. Документами, подтверждающими это право, могут быть признаны и иные документы, из которых однозначно можно было бы установить законного землепользователя ( в частности, земельно- шнуровые и похозяйственные книги, планово- картографические и другие материалы первичной инвентаризации, переданные из органов, занимавшихся ранее земельными вопросами, органов архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских органов местного самоуправления, в соответствующие архивы).

 При этом инвентаризационное бюро право пользования земельным участком, обслуживающим индивидуальное жилое строение, отдельно не регистрировало, а инвентарная опись земельного участка содержалась в инвентарной карточке, к которой прикладывался план земельного участка. А при выявлении самовольно возведенных строений, в том числе при отсутствии документов о предоставлении земельного участка под строительство, отразив эти сведения в документах технической инвентаризации, в силу прямого указания обязано было принять меры, предусмотренные вышеуказанным законодательством. В том числе меры по их регистрации на основании решений местных Советов, принятых в отношении этих строений, внося соответствующие записи помимо прочего в реестровые книги, алфавитные журналы ( алфавитные карточки), а также в инвентарные карточки по утвержденным формам. Если строение не относилось к ведомственному фонду и не значилось принадлежащим юридическим или физическим лицам, оно подлежало регистрации на праве государственной собственности по фонду местных Советов.

 Основные положения Инструкции от 25 декабря 1944 года, приведенные выше, в соответствующей редакции предусмотрены в Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утв. приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 года № 83. Эта же Инструкция от 21 февраля 1968 года № 83 установила необходимость постоянной сохранности реестровых книг, являющихся документом учета собственников строений;

 в Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утв. приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 года № 380;

 в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно- коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года № 37 ( далее- Инструкция от 4 августа 1998 года № 37). Этим же приказом вышеуказанная Инструкция от 15 июля 1985 года № 380 признана не действующей на территории Российской Федерации. Инструкция от 4 августа 1998 года № 37 помимо прочего определила, что учетно- техническая и правоустанавливающая документация ( или копии с нее) на объекты жилищного фонда, в том числе инвентарные дела на домовладения, инвентарные книги, реестровые книги, алфавитные карточки собственников, подлежат постоянному хранению в архиве бюро технической инвентаризации, относящейся к государственному архивному фонду Российской Федерации, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.

 Суд первой инстанции, признавая спорное имущество самовольной постройкой, среди прочего исходил из того, что ФИО1 не представила доказательства отвода земельного участка, на котором оно расположено, для целей строительства, доказательства наличия проекта строительства, равно как и документы о собственнике дома, об основаниях получения данного статуса.

 Между тем, как видно из настоящего дела, на эти обстоятельства лица, участвующие в деле, не ссылались. При этом ФИО1 объяснила, что документы как об отводе земельного участка, так и по домовладению у ее родителей были, но ввиду истечения длительного периода времени не сохранились.

 Ответчики разрешение требований истца оставили на усмотрение суда, при этом в письменных объяснениях Администрация указала об отсутствии документов лишь о предоставлении земельного участка и лишь в архиве Администрации, а второй соответчик заявил об отсутствии спора по поводу принадлежности вышеуказанных объектов недвижимости.

 В апелляционной жалобе указывается, что земельный участок закреплен за Ш.  Э. Н. на основании постановления Канашской городской администрации Чувашской Республики от 18 января 1994 года № 53. Но вопреки данному утверждению в этом акте органа местного самоуправления таких сведений нет.

 Однако по смыслу правовых норм, изложенных выше, отсутствие у истца договора о предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в виде отдельного документа, равно как и отсутствие иного решения о передаче земельного участка, принятого органами местного самоуправления позднее, само по себе нельзя расценивать как обстоятельство, исключающее нахождение земельного участка у родителей ФИО1 на законном основании, если права последних на него подтверждаются любыми другими документами, исходящими от органов, наделенных полномочиями подтверждать данное право.

 Что касается регистрации строений, то, проверяя объяснения сторон, районный суд помимо прочего исходил из того, что в реестрах бюро технической инвентаризации право собственности на спорное домовладение не зарегистрировано, в инвентарном деле имеются лишь технические паспорта, что подтверждается справками, выданными органом технической инвентаризации.

 Делая такие выводы, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с Инструкцией от 25 декабря 1945 года данные о праве владения строениями вносились в реестровые книги домовладений населенного пункта и в инвентарные карточки формы N 1- У и N 2- С, а в инвентарные карточки формы N 1- У также вносились сведения о земельном участке, на котором расположены строения, и лишь на основании соответствующих решений исполкомов местных Советов. После регистрации прав владения в реестровых книгах бюро инвентаризации делали на документах владельцев строений соответствующие регистрационные надписи, а в случаях отсутствия документов владельцам строений выдавали регистрационные удостоверения, подтверждающие право собственности на строение.

 Как видно из настоящего дела, в инвентарном деле на спорное домовладение имеются карточки на домовладение ( форма № 1- У) и основное строение ( лит. А) ( форма № 2- С), составленные 17 ноября 1960 года, а также приложенный к ним план земельного участка, инвентаризационный план домовладения. Из данных документов следует, что общая площадь земельного участка составляет ... кв. метра; что владельцем и пользователем жилого дома ( лит. А) площадью по внутреннему обмеру ..., ... кв. метра, по внешнему обмеру ..., ... кв. метра, сеней ( лит. I) площадью по внешнему обмеру ..., ... кв. метра, сарая ( лит. Б) площадью по внешнему обмеру ..., ... кв. метра является Ш.  Э. Н..

 О том, что указанное строение является самовольной постройкой, в том числе и ввиду самовольного использования земельного участка, либо о том, что ввиду отсутствия данных о принадлежности юридическим или физическим лицам оно зарегистрировано на праве государственной собственности по фонду местных Советов, в данных документах сведений нет.

 Поскольку при рассмотрении настоящего дела не доказано иное, то суд апелляционной инстанции исходит из того, что указанные документы составлены с соблюдением правовых норм, действовавших в тот период. А это означает, что в инвентарные карточки формы N 1- У и N 2- С данные о праве владения строениями внесены на основании соответствующего решения исполкома местного Совета; что право собственности на строения, возведенные в 1960 году, равно как и законность использования земельного участка, на котором они расположены, подтверждено в порядке, установленном в то время.

 Кроме того, Ш.  Э. Н. указан собственником в техническом паспорте на домовладение, составленном по состоянию на 28 августа 1974 года, а в техническом паспорте, составленном по состоянию на 28 февраля 1985 года, раздел 1 дословно изложен следующим образом: « Регистрация права собственности ( реестровый № 828)», дата регистрации 1985 г., собственник- Ш.  Э. Н.».

 Ни в одном из этих технических паспортов не содержится сведений о том, что строения, существовавшие на момент составления данных документов, являются самовольными постройками. Из них также усматривается, что земельные участки, указанные в планах, по площади, конфигурации, расположению между собой существенных расхождений не имеют.

 Более того, из домовой книги, заведенной 14 декабря 1960 года, видно, что Ш.  Э. Н., Ш.  О. Н., Ш.  В. Э. прописались в вышеуказанном доме в этот же день. Сохранилась справка № 553, выданная 5 сентября 1969 года бюро инвентаризации для получения домовой книги и прописки, в соответствии с которой дом ... принадлежит Ш. . ФИО1 также ссылалась на внесение ее родителями платежей за пользование земельным участком, страхование строений, представив часть документов об этом за период с 1998 по 2008 г. г.

 Оценивая эти доказательства, районный суд указал, что выдача домовых книг и прописка производились и на самовольно возведенные жилые дома. Лица, самовольно занявшие земельные участки, привлекались также к уплате земельной ренты, платежей по обязательному окладному страхованию самовольно возведенных строений.

 Действительно постановлением Совета Министров РСФСР от 3 июля 1954 года № 987 « О мерах борьбы с самовольным строительством» положение, запрещающее прописку в самовольно построенных домах, содержащееся в постановлении Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1940 года № 390 « О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках», отменено.

 В части налогов и платежей по страхованию районный суд руководствовался постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1965 года № 992 « О налоговом обложении граждан, самовольно возведших строения на неотведенных им земельных участках или самовольно занявших земельные участки», в соответствии с которым данные лица с 1 января 1966 года привлекались к уплате налога со строений, земельной ренты, а также платежей по обязательному окладному страхованию указанных строений. Этим же постановлением признано утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 4 ноября 1955 года № 1378 « О налоговом обложении граждан, самовольно возведших строения на неотведенных им земельных участках», которое обязало указанных граждан уплачивать эти платежи с 1 января 1956 года.

 Между тем из доказательств, представленных в подтверждение наличия прописки и уплаты платежей, равно как и из иных доказательств, не усматривается, что прописка и платежи производились именно в соответствии с положениями нормативных правовых актов, которыми руководствовался суд первой инстанции.

 Более того, инструкции о порядке проведения регистрации строений, действующие вплоть до 1998 года, прямо предусматривали возможность принятия в качестве косвенных доказательств, подтверждающих право собственности на строения, документы о внесении обязательных платежей. А вопросы, связанные с платой за землю, в 1998- 1999 г. г. регулировались положениями Земельного кодекса РСФСР, утв. Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года № 1103-1, Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738- 1 « О плате за землю». В соответствии с ними ежегодным земельным налогом облагались собственники земли, землевладельцы ( лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения) и землепользователи ( лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного ( бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования).

 Изложенное свидетельствует о том, что со стороны органов, в том числе и местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями, начиная с 1960 года, никаких мер, установленных в отношении лиц, возведших самовольные строения и самовольно захвативших земельные участки, не предпринималось. Строения, возведенные до 1985 года, зарегистрированы в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действующих в тот период. При этом их собственником указан Ш.  Э. Н., который, как видно из свидетельства о заключении брака, вступил в брак с Н. О. Н., и после регистрации брака мужу и жене присвоены фамилии Ш.  и Ш. .

 Однако, как следует из домовой книги от 14 декабря 1960 года, 28 марта 2003 года Ш.  получил новый паспорт и по месту жительства был прописан как Ш.  Э. Н.. В свидетельстве о смерти также содержатся сведения о смерти Ш.  Э. Н..

 Кроме того, как правильно установил суд первой инстанции, в записи акта о рождении имя истца ФИО3 ( по- девичьи Ш. ) указано как Вера, дата ее рождения- ... года, тогда как в паспорте ее имя указано как Вероника, а дата рождения- ... года. В указанных документах имеются расхождения и в части места рождения ребенка.

 Но из совокупности доказательств ( объяснений истца, показаний свидетеля ФИО4, домовой книги, свидетельств, выданных органами ЗАГСа) видно, что правоустанавливающие документы на домовладение принадлежат Ш.  Э. Н., умершему ... года, который состоял в браке с Ш.  О. Н., умершей ... года, а ФИО1. приходится им дочерью. Кроме того, ... года истец свое имя с Веры переменила на Веронику, о чем в книгу актов гражданского состояния внесены соответствующие записи.

 Ш.  О. Н. проживала в спорном доме и после смерти Ш.  Э. Н., состояла там на регистрационном учете, т. е. фактически приняла наследство, открывшееся после смерти мужа. А в наследство, открывшееся после смерти Ш.  О. Н., в шестимесячный срок, установленный законом, фактически вступил истец, распорядившись имуществом наследодателя.

 ФИО1 полагает, что требование об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно об установлении факта принятия наследства подлежит разрешению в качестве самостоятельного предмета судебного разбирательства наряду с материально- правовым требованием о признании права собственности. С этим согласился и районный суд. Между тем в порядке искового производства подлежат разрешению только материально- правовое требование, а обстоятельства, на которых истец основывает данное требование ( в данном случае истец просит признать за ним право собственности, среди прочего ссылаясь на то, что домовладение принадлежало ее отцу, после смерти которого наследство приняла мать, а после смерти последней- она ( ФИО1)), являются ничем иным как основанием иска. Эти обстоятельства как обстоятельства, имеющие значение для дела, устанавливаются при разрешении материально- правового спора и свои выводы по ним суд излагает в мотивировочной части решения.

 Вместе с тем, как указывалось выше, спорное домовладение перестраивалось, и после 1985 года, а именно в 2008 году к основному строению возведен пристрой (лит. А2), в результате чего изменились параметры объекта капитального строительства, и ФИО1 просит признать право собственности именно на реконструированный объект.

 Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190- ФЗ, действующего с 30 декабря 2004 года, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

 строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

 изменения объектов капитального строительства и ( или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

 По смыслу ст. 1, 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191- ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» положения ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены так до, так и после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Указанное применительно к спорным правоотношениям означает, что на строительство строений и сооружений вспомогательного использования разрешения на строительство не требуется, а на изменение основного строения в 2008 году такое разрешение не требовалось только в случае, если данные изменения не затрагивают конструктивные, другие характеристики его надежности и безопасности, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

 В апелляционной жалобе представитель истца ссылается на то, что земельный участок, расположенный по ул. ..., поставлен на кадастровый учет, подготовлен его межевой план. Действительно с 1 января 2005 года данный земельный участок поставлен на кадастровый учет как земли населенных пунктов  с видом разрешенного использования- для содержания жилого дома; 4 декабря 2009 года по заказу Ш.  О. Н. выполнены работы по его межеванию, подготовлен межевой план, в котором имеется и акт согласования местоположения границы земельного участка со всеми смежными землепользователями, в том числе и с представителем муниципального образования г. Канаша Чувашской Республики.

 Но данные обстоятельства сами по себе удовлетворение иска о признании права собственности на реконструированный объект недвижимости ни по мотиву вступления в права наследования, ни по мотиву его приобретения в силу приобретательной давности не влекут, т. к. в настоящем деле нет сведений о том, что изменение объекта капитального строительства, имевшее место в 2008 году, не затрагивает конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности, не нарушает положения, установленные градостроительным регламентом. К тому же, если реконструкция объекта капитального строительства проведена без соблюдения градостроительных, строительных норм и правил, лицо, претендующее на него, должно до обращения в суд предпринять меры для его легализации, обратившись в соответствующий орган местного самоуправления.

 С учетом изложенного решение требованиям законности и обоснованности не отвечает. Суд апелляционной инстанции его отменяет и принимает по делу новое решение, которым по изложенным в настоящем определении обстоятельствам в удовлетворении иска о признании права собственности на спорное домовладение ФИО1 отказывает.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

 решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 17 июля 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО1 к администрации города Канаша Чувашской Республики о признании права собственности на домовладение ... отказать.

 Председательствующий

 Судьи