Судья Рогалев Е.В. дело № 33-4082
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2015 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Туктамышевой О.В.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Уссурийского городского округа, приказа департамента по делам молодежи Приморского края по апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 февраля 2015 года, которым заявление ФИО1 удовлетворено: признаны незаконными решения администрации Уссурийского городского округа № от 10 ноября 2014 года и № от 29 января 2015 года об отказе ФИО1 в выдаче свидетельства его семье о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома по программе «Жилище на 2011-2015 годы» подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». На администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность выдать ФИО1 указанное свидетельство на право получения указанных социальных выплат в 2014 году. Признан незаконным приказ департамента по делам молодежи Приморского края от 5 декабря 2014 года № «О внесении изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году» в части исключения из указанного списка семьи ФИО1 и семья ФИО1 включена в указанный список на 2014 год.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения ФИО1, представителя администрации Уссурийского городского округа – ФИО2, представителя департамента по делам молодежи Приморского края – ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что за период 2013-2014 гг. он являлся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края» на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 398-па. 10 ноября 2014 года ему было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодой семье, и семья Постернак была исключена из списка участников программы 2014 года, поскольку 1 сентября 2014 года отделом социальных гарантий администрации Уссурийского городского округа Приморского края ему было отказано в предоставлении справки о пройденной перерегистрации в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 16 сентября 2014 года на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность рассмотреть вопрос о перерегистрации ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении. 29 января 2015 года ему был выдан документ о признании семьи Постернак нуждающейся в жилом помещении. В тот же день он направил в администрацию УГО недостающий документ с просьбой выдать свидетельство. 29 января 2015 года управлением по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Уссурийского городского округа ему было отказано в выдаче свидетельства в связи с тем, что семья заявителя исключена из списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году приказом департамента по делам молодежи Приморского края в связи предоставлением не в полном объеме документов, необходимых для получения свидетельства. Просит признать незаконными решения управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Уссурийского городского округа № от 10 ноября 2014 года, № от 29 января 2015 года, приказ департамента по делам молодежи Приморского края № от 5 декабря 2014 года «О внесении изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году», восстановить ФИО1 срок для подачи документов в целях предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создания объекта индивидуального жилищного строительства пунктом 25 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, обязать администрацию Уссурийского городского округа включить ФИО1 в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодой семье – участнице подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Заявитель в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Уссурийского городского округа не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что решение Уссурийского районного суда Приморского края от 16 сентября 2014 года было исполнено по вступлении его в законную силу и 29 января 2015 года проведена перерегистрация заявителя и выдана справка соответствующего образца.
Представитель департамента по делам молодежи Приморского края возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что исключение заявителя и его семьи из списка было осуществлено на оснований сведений, предоставленных администрацией Уссурийского городского округа. Администрация не ставила департамент в известность о том, что в Уссурийском районном суде на рассмотрении находилась жалоба ФИО1 на действия администрации Уссурийского городского округа.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Уссурийского городского округа ставится вопрос об отмене решения как вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 3 «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (пункт 22).
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 24).
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству (пункт 25).
В течение 2 месяцев после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 26).
Для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (пункты 15, 27).
Как установлено в судебном заседании, с марта 2013 года семья ФИО4 включена в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края» на 2013-2017 годы, в реестре участников программы ей присвоен номер 32.
По делу также установлено, что 1 сентября 2014 года отделом социальных гарантий администрации Уссурийского городского округа Приморского края ФИО1 было отказано в выдаче справки о пройденной перерегистрации в связи с неподтверждением нуждаемости в жилом помещении.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 16 сентября 2014 года, вступившим в законную силу 11 декабря 2014 года, признано незаконным решение администрации Уссурийского городского округа № от 1 сентября 2014 года; на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность рассмотреть вопрос о перерегистрации ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии с законом.
Письмом управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Уссурийского городского округа от 26 сентября 2014 года № до сведения ФИО4 доведено, что в целях представления социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 25 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы необходимо в срок до 26 октября 2014 года предоставить документы, в том числе, документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях.
10 ноября 2014 года управлением по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Уссурийского городского округа семье ФИО1 отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодой семье в связи с непредоставлением документа, подтверждающего признание семьи нуждающейся в жилых помещениях.
29 января 2015 года ФИО1 была получена справка о пройденной перерегистрации для подтверждения нуждаемости в жилом помещении, и в тот же день ФИО1 предоставил указанную справку в управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Уссурийского городского округа для получения свидетельства.
Письмом от 29 января 2015 года ФИО1 был извещен о том, что приказом департамента молодежи Приморского края от 5 декабря 2014 года № «О внесении изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году» его семья исключена из списков молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году. Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования продление сроков предоставления документов для получения свидетельства не предусмотрено. В связи с непредоставлением необходимых документов в выдаче свидетельства отказано.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок для предоставления необходимых документов был пропущен заявителем по уважительной причине, поскольку, как было установлено решением Уссурийского районного суда Приморского края от 16 сентября 2014 года, ФИО1 неправомерно был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, что в дальнейшем повлекло необоснованное принятие администрацией Уссурийского городского округа и департаментом по делам молодежи Приморского края обжалуемых решений.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования после утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
После исключения семьи из списков средства, выделенные из бюджета, в качестве нераспределенных остатков денежных средств в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы возвращаются в соответствующие бюджеты.
При указанных обстоятельствах семья ФИО1 не может быть включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2014 году, в связи с чем решение суда подлежит изменению в названной части путем указания на необходимость включения семьи ФИО1 в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 13 февраля 2015 года изменить в части.
Четвертый абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Признать приказ департамента по делам молодежи Приморского края от 5 декабря 2014 года № «О внесении изменений в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году» незаконным в части исключения из указанного списка семьи ФИО1. Включить семью ФИО1 в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году».
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи