ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4112/12 от 18.07.2012 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Дементьев Е.П.                               Дело № 33- 4112/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Светенко Е.С.,  

судей областного суда: Ивановой В.П., Кутыревой О.М.,

при секретаре: Жуковой Н.П.,

рассмотрела в судебном заседании 18 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калачинского городского суда Омской области от 24 мая 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Великорусскому сельскому поселению Калачинского района Омской области о включении периода работы в стаж муниципальной службы, признании права на пенсию за выслугу лет, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Великорусскому сельскому поселению Калачинского муниципального района Омской области, указывая, что с -г. до -г. работала в должности главы Администрации Великорусского сельского поселения. С -г. по -г. работала председателем исполкома Великорусского сельского Совета народных депутатов района. С -г. по -г. была назначена главой Великорусской сельской администрации Калачинского района Омской области. С -г. переведена на высшую муниципальную должность категории «В» - главы Великорусской сельской администрации по трудовому договору. С -г. была уволена в связи с избранием с -г. на выборную должность - главы Великорусского сельского поселения, откуда уволилась -г. по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.  По ранее действовавшему Закону Омской области от 26.05.2005г. № 127 «О стаже муниципальной службы Омской области», согласно пункту 4 статьи 5 в стаж муниципальной службы включались иные периоды деятельности, учитываемые в соответствии с федеральным и областным законодательством. С принятием Закона Омской области от 10.03.2010г.№ 1241-03 «О стаже муниципальной службы в Омской области» прежний закон утратил силу, а новый закон не предусматривает включение в стаж муниципальной службы периодов иной деятельности, кроме указанных в нем. Ссылается на то, что ее увольнение произошло до принятия данного закона Омской области от 10.03.2010 года № 1241-03 «О стаже муниципальной службы в Омской области». Поскольку, выборная должность главы Великорусского сельского поселения соответствовала должности главы администрации Великорусского сельсовета Калачинского района и должности главы Великорусской сельской Администрации Калачинского района, на которых она состояла с -г.  по -г., считает, что время нахождения  на выборной должности главы администрации Великорусского сельского поселения в период с -г. по -г.  должны входить в  стаж муниципальной службы, что повлечет приобретение права на пенсию за выслугу лет.

Просила включить в стаж муниципальной службы периоды работы в качестве главы Великорусского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области с -г. по -г., признать право на пенсию за выслугу лет и обязать администрацию Великорусского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области назначить пенсию за выслугу лет с -г.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – Глава Великорусского сельского поселения ФИО2 исковые требования не признал, указав, что Законом Омской области от 28.10.2010г. № 1301-ОЗ «О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим отдельные муниципальные должности в Омской области»регламентировано право на доплату к пенсии, но выборная должность главы сельского поселения к данным должностям не отнесена. Иных законодательных норм, подтверждающих требования истицы не имеется, что и повлекло вынесение комиссией по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Великорусского сельского поселения -г. решения об отказе в установлении пенсии за выслугу лет ФИО1

Представитель третьего лица - Администрации Калачинского муниципального района ФИО3 рассмотрение иска оставил на усмотрение суда, указав, что содержание лиц, замещающих муниципальные должности является расходным обязательством муниципального образования- Великорусского сельское поселения.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ее увольнение произошло до принятия Закона Омской области от 10.03.2010г. № 1241-ОЗ. Указывает на то, что суд не принял во внимание выписку протокола заседания комиссии Администрации Великорусского сельского поселения по рассмотрению вопросов о стаже муниципальной службы - года, на котором истице был засчитан стаж муниципальной службы - лет, что давало ей право на начисление муниципальной пенсии. Полагает также, что суд не принял во внимание Постановление главы Администрации Великорусского сельского поселения от 01.06.2006г. № 40-п, которым подтвержден стаж истца. Ссылается на то, что на выборной должности стала работать не по своей воле, а в связи с изменением законодательства, что фактически исполняла те же обязанности, выборная должность главы поселения соответствовала должности главы администрации поселения. Полагает недопустимым неравенство тех лиц, которым до 10.03.2010г. были засчитаны в стаж муниципальной службы периоды иной деятельности и лиц, которым после указанной даты иные периоды деятельности не засчитываются

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения  ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя Великорусского сельского поселения  ФИО4, согласившуюся с решением, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, предопределяет особый  правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.

В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В соответствии с ч. 4 ст. 7Федерального закона от 15.12.2001 года  N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно положениям п. 2 ст.1  Федерального закона от 02.03.2007 года  N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  этим законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица  не являются муниципальными служащими.

В статье 23 данного Федерального закона установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральных законом, и которая предоставляется гражданам  в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости  (инвалидности) ( ст.2 указанного Федерального закона).

Согласно п.51. ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставами  муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и  законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 22  Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Анализ выше приведенных норм права, свидетельствует о том, что   ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счет средств соответствующего бюджета.

Из материалов дела следует, что ФИО5 с -г. по -г. работала председателем исполкома Великорусского сельского Совета народных депутатов района, с -г. по -г. назначена главой Великорусской сельской администрации Калачинского района Омской области, с -г. переведена на высшую муниципальную должность категории «В» - главы Великорусской сельской администрации по  трудовому договору, с -г. назначена на выборную должность главы Великорусского сельского поселения Калачинского района Омской области, уволена -г. по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию.

Решением Совета Великорусского сельского поселения от 09.09.2008г. №28 было утверждено Положение об установлении, выплате  и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Великорусского поселения Калачинского района Омской области.

Пунктом 2 данного Положения  определено, что лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности главы Великорусского сельского поселения, освобожденные от этих должностей в связи с прекращением полномочий имеют право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости начисления в Российской Федерации», если освобождение от замещаемой муниципальной должности  в органах местного самоуправления Великорусского сельского поселения имело место не ранее 6 августа 1996г.

С -г. ФИО1 получала доплату к пенсии, как муниципальная служащая.

Решением Совета Великорусского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 19.05.2010г. № 16 Признано утратившим силу Решение Совета от 09.09.2008г. № 28 и утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Великорусском сельском поселении Калачинского муниципального района Омской области, в пункте 10 которого отражено, что порядок исчисления стажа муниципальной службы, дающего права на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с федеральным и областным законодательством. Согласно п.2 Положения право на пенсию за выслугу лет имеют право лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.

С  -г.  выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии ФИО1 прекращена.

Посчитав незаконными действия по приостановлении данной выплаты ФИО1 обратилась в суд с иском к Великорусскому  сельскому поселению, Администрации Калачинского муниципального района Омской области, просила возобновить доплату к пенсии.

Решением Калачинского городского суда Омской области от -г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

-г. ФИО1 Главой Великорусского сельского поселения отказано в установлении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему, со ссылкой на то, что выборные должности не относятся к муниципальным должностям.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 по требованиям, заявленным в данном гражданском деле, суд обоснованно пришел к  выводу о том, что период работы в качестве главы Великорусского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области с -г. по -г. не может быть приравнен к муниципальной службе.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона Омской области от 06.06.2005 N 638-ОЗ "О стаже муниципальной службы Омской области" (утратившим силу в связи с принятием Закона Омской области от 10.03.2010 N 1241-ОЗ.), в стаж муниципальной службы включались периоды замещения выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Омской области, а также выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы иных субъектов Российской Федерации.

Согласно  п.4 ст.5.  названного Закона в стаж муниципальной службы включались иные периоды деятельности, учитываемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В соответствии  с положениями закона Омской области  от 13.11.2007г. № 969-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Омской области» (действующим  на дату увольнения истицы и в настоящее время) ,в перечень наименований должностей муниципальной службы в местной администрации (раздел 2) включена должность Главы местной администрации, со ссылкой на то, что на данную должность лицо должно быть  назначено по контракту в соответствии со ст.37 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Из изложенного выше следует, что выборная должность главы местной администрации поселения не входит в Реестр, и соответственно ее нельзя  приравнять к муниципальной службе.

В ряде своих решений Конституционный суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы  в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо  пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11.05.20006г. №88-О, от 03.04.2007г. № 332-О-П, от 15.01.2008г. № 107-О-О и № 108-О-О).

Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.

Как было отмечено ранее Решением Совета Великорусского сельского поселения Калачинского муниципального района Омской области от 19.05.2010г. № 16 Признано утратившим силу Решение Совета от 09.09.2008г. № 28 и утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Великорусском сельском поселении Калачинского муниципального района Омской области, в котором отражено, что  порядок исчисления стажа муниципальной службы, дающего права на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Законом Омской области от 21.10.2010г. № 286 «О доплате к трудовым пенсиям лицам, замещавшим отдельные муниципальные должности в Омской области установлено права на доплату к пенсии только  гражданам  Российской Федерации замещавшим выборные должности Мэра города Омска, глав муниципальных районов Омской области два срока и более, полномочия которых по соответствующей должности прекратились не ранее 19.12.2004г.

Главы муниципальных поселений в данном  Законе не указаны.

С учетом приведенного, судебная коллегия согласилась с выводом суда о том, что в стаж муниципальной службы ФИО5 не может быть включен период ее работы в должности главы Великорусского  поселения Калачинского муниципального образования Омской области, поскольку ее должность являлась выборной.

Доводы жалобы о том, что ранее данный период включался в стаж муниципального служащего, что подтверждается постановлением Главы администрации Великорусского сельского поселения Калачинского муниципального образования Омской области № 40-п от 01.06.2006г., не могут быть приняты во внимание.

Субъектом Российской Федерации определены лица, которые могут иметь данные выплаты, перечень этих лиц не может быть расширен актами муниципальных образований.

Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, представленные доказательства надлежаще оценены, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                      ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калачинского городского суда Омской области от 24 мая 2012 года  оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи областного суда