ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4203/2014 от 21.08.2014 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

 Дело № 33-4203/2014


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Санкт-Петербург                        21 августа 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

 Председательствующего Андреевой Т.Б.

 судей                  Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.

 при секретаре Мальцеве А.С.

 с участием прокурора Алферьевой М.В.

 рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 9 июня 2014 года о признании недействительными публичных слушаний и отмене решения представительного органа о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования.

 Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения ФИО1, поддержавшей жалобу, возражения представителя совета депутатов МО Селивановское сельское поселение – ФИО6, заключение представителя прокуратуры Ленинградской области ФИО5, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

 установила:

 ФИО1 обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании недействительными публичных слушаний от 25 декабря 2013 года, отмене решения совета депутатов МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № 224 от 30 декабря 2013 года.

 Заявленные требования мотивированы тем, что решение совета депутатов МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области об изменении территориальной зоны с индивидуальной застройкой на зону центральной общественно-деловой и внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Селивановское сельское поселение в части изменения территориальной зоны без проведения публичных слушаний по данному вопросу является незаконным, нарушающим её права как правообладателя земельного участка по улице Новой, имеющей право выражать свое мнение по предложенному изменению правил землепользования, вносить свои предложения, так как изменение зоны с ИЖС на общественно-деловую зону происходит на границах с её земельным участком.

 В суде первой инстанции ФИО1 поддержала заявленные требования.

 Заинтересованные лица – глава МО Селивановское сельское поселение и представитель Совета депутатов Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области возражали против удовлетворения заявления.

 Участвовавший в деле прокурор полагал заявление не подлежащим удовлетворению.

 Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 9 июня 2014 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит постановленное по делу решение отменить и принять новое решение – об удовлетворении требований, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. Суд не принял во внимание, что заявитель, как правообладатель земельных участков территориальной зоны Ж1, не получала уведомлений о проведении публичных слушаний, информация на официальном сайте администрации отсутствовала, заявитель была лишена возможности принять участие в публичных слушаниях и выразить свое мнение. Заявитель также обеспокоена, что строительство будет проходить напротив ее дома, что может нарушить ее благоприятные условия жизни. Податель жалобы считает, что ненадлежащее уведомление о проведении публичных слушаний по вопросу изменения территориальной зоны с индивидуальной застройкой на зону центральной общественно-деловой нарушает положения Градостроительного кодекса РФ.

 В возражениях на апелляционную жалобу глава МО Селивановское сельское поселение ФИО7 просит оставить решение суда без изменения, считая, что процедура проведения публичных слушаний 25.12.2013 года соответствует закону и Уставу МО Селивановское сельское поселение. Решение об изменении зон принималось после публичных слушаний 25.12.2013 года, где выслушано мнение жителей поселения. Зона Ж1 (индивидуальная застройки), в которой находятся земельные участки заявителя не входит в оспариваемую зону О1 (центральная общественно-деловая). Изменение зоны необходимо для пополнения доходной части бюджета и привлечения инвесторов для создания рабочих мест на территории поселения. Кроме того, отмечается, что в газете «Волховские огни» от 20.06.2014 года № 23 было размещено ошибочное информационное сообщение о сдаче в аренду спорного земельного участка, которое было опровергнуто в газете «Волховские огни» от 11.07.2014 года № 26.

 На апелляционную жалобу также поданы возражения помощником Волховского городского прокурора ФИО8, полагая, что нарушений порядка принятия муниципального правового акта не установлено, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.

 Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

 Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.330 ГПК РФ).

 Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

 Согласно пункту 5 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования, а также порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

 Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (пункт 6 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

 Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению. Указанное сообщение, в том числе, должно включать в себя состав и порядок деятельности комиссии, порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки, порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки (пункты 7, 8 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

 Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, по результатам которой проект правил землепользования и застройки направляется главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия установленным законом требованиям - в комиссию на доработку. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (пункты 9 – 11 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

 Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Продолжительность таких слушаний составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта (пункты 12, 13 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

 Согласно пункту 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ, в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.

 После завершения указанных публичных слушаний комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (пункты 15, 16 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ).

 Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. При этом публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

 Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

 Процедура проведения публичных слушаний определена статьей 27 Устава МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области (л.д. 122-124, том 1) и Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Совета депутатов МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 28.11.2006 года № 61а (л.д. 99-104, том 2) (далее – Положение о публичных слушаниях).

 Согласно пункту 16 статьи 27 Устава МО Селивановское сельское поселение, жители поселения не позднее, чем за 10 дней до дня проведения публичных слушаний оповещаются о месте и времени их проведения через средства массовой информации поселения или иным способом, обеспечивающим информирование жителей поселения о проведении публичных слушаний.

 Проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, не позднее, чем за 10 дней до дня их проведения, публикуется в средствах массовой информации поселения. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом совета депутатов в соответствии с настоящим уставом (пункты 17, 19 статьи 27 Устава МО Селивановское сельское поселение).

 Информация о времени, месте и теме слушания, а также проект муниципального правового акта, предполагаемый к обсуждению на слушаниях, подлежит обязательному обнародованию в средствах массовой информации не позднее, чем за 10 дней до начала слушаний (подпункт 2.5 пункта 2 Положения о публичных слушаниях).

 Материалами дела установлено, что комиссией по землепользованию и застройке 09.09.2013 года рассмотрен вопрос о подготовке проекта (фрагмент карты) об изменении территориальных зон - переводу с зоны Ж1 (индивидуальная застройка) на зону О1 (центральная общественно-деловая) в пос. Селиваново за ул. Новой, вдоль трассы Санкт-Петербург-Кола.

 07.10.2013 года глава администрации МО Селивановское сельское поселение обратился в Совет депутатов с предложением рассмотреть вопрос о переводе указанного земельного участка площадью 0,9 га с зоны индивидуальная застройка на зону центральная общественно-деловая застройка (л.д. 187, том 1).

 Решением Совета депутатов МО Селивановское сельское поселение от 07.10.2013 года № 208 «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в ПЗЗ муниципального образования Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области» решено провести публичные слушания с 25.10.2013 года по 25.12.2013 года, итоговые публичные слушания - 25.12.2013 года в 14-00 часов по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов МО Селивановское сельское поселение от 20.04.2011 года № 93 по адресу: <адрес>. Этим же решением: определено место демонстрации материалов указанного проекта - <адрес>; в период проведения публичных слушаний организован прием предложений и замечаний в письменном виде, касающихся внесения изменений в Правила землепользования и застройки, с указанием адреса и часов приема в рабочие дни недели; установлен срок подачи предложений и рекомендаций - до 23.12.2013 года.

 Решение Совета депутатов МО Селивановское сельское поселение от 07.10.2013 года № 208 опубликовано в газете «Волховские огни» от 25.10.2013 года № 41.

 Публичные слушания проведены 25.12.2013 года, составлены протокол публичных слушаний от 25.12.2013 года и заключение по результатам публичных слушаний от 26.12.2013 года, опубликованное в газете «Волховские огни» от 17.01.2014 года № 1 (л.д. 165, 170, 192, том 1).

 Согласно протоколу № 2 от 26.12.2013 года заседания комиссии по подготовке Проекта правил землепользования и застройки территории МО Селивановское сельское поселение, по результатам публичных слушаний принято решение о представлении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области применительно к графической части территории поселка Селиваново (изменение территориальной зоны с Ж1 (индивидуальная застройка) на зону О1 (центральная общественно-деловая) в границах поселка Селиваново за ул. Новая вдоль трассы СПб-Кола, с целью формирования земельного участка) (л.д. 194, том 1).

 30.12.2013 года Советом депутатов МО Селивановское сельского поселения принято решение № 224 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области», которым внесены изменения в Правила землепользования и застройки МО Селивановское сельское поселение применительно к графической части территории поселка Селиваново (изменение территориальной зоны с Ж1 (индивидуальная застройка) на зону О1 (центральная общественно-деловая) в границах поселка Селиваново за ул. Новая вдоль трассы СПб-Кола (фрагмент карты прилагается) (л.д. 166, 195, том 1).

 Указанное решение совета депутатов МО Селивановское сельское поселение от 30.12.2013 года № 224 опубликовано в газете «Волховские огни» от 17.01.2014 года № 1 (л.д. 170, том 1).

 Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения законодательства и фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о законности проведения публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки, а также оспариваемого решения представительного органа местного самоуправления.

 Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он подтвержден материалами дела и основан на правильном применении норм материального права.

 Доказательств нарушения установленного порядка проведения публичных слушаний в деле не имеется.

 Администрацией МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района публичные слушания по проекту изменения в Правила землепользования и застройки проведены в соответствии с требованиями статей 3, 8.1, 31 Градостроительного кодекса РФ, статьи 27 Устава МО Селивановское сельское поселение. В публичных слушаниях участвовали жители поселения, замечаний от присутствовавших по существу рассматриваемого вопроса не поступили.

 Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

 Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право землепользователя необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков.

 Однако по смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ эти правила призваны обеспечивать не только права и законные интересы землепользователей, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

 Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

 Решением Совета депутатов муниципального образования Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 14 июня 2007 года № 91 утверждено положение о порядке опубликования и вступления в силу правовых актов МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, в соответствии с которым экземпляры решений Совета депутатов и постановлений главы администрации МО Селивановское сельское поселение подлежат обязательной передаче в информационный центр поселения - библиотеку Селивановского сельского Дома культуры, опубликованию на информационных стендах администрации МО Селивановское сельское поселение, должны быть доведены до всеобщего сведения через средства массовой информации - газету «Волховские огни», другие газеты, по телевидению и радио.

 Из объяснений представителей заинтересованных лиц в судебном заседании следует, что принятые Советом депутатов МО Селивановское сельское поселение Волховского муниципального района решения о проведении публичных слушаний об изменении территориальных зон - изменении зоны Ж1 (индивидуальная застройка) на зону 01 (центральная общественно-деловая), о внесении изменений в Правила землепользования и застройки были опубликованы в газете «Волховские огни», размещены на стенде информации, расположенном у здания администрации МО Селивановское сельское поселение и экземпляр решений был направлен в библиотеку Селивановского сельского Дома культуры.

 Данные обстоятельства также подтвердили в суде первой инстанции свидетели ФИО9, ФИО10 (л.д.87-90).

 Исходя из вышеизложенного, представляются необоснованными доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что она не была уведомлена о проведении публичных слушаний, что повлекло нарушение ее права на получение достоверной информации, участие в публичных слушаниях.

 Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания публичных слушаний и оспариваемого нормативного акта недействительными.

 Процедура принятия решения о внесении изменений в Правил землепользования и застройки поселения не была нарушена, оспариваемые публичные слушания и нормативный правовой акт не противоречат нормам градостроительного и земельного законодательства.

 Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности, нормы материального и процессуального права не нарушены.

 Апелляционная жалоба доводов, опровергающих выводы суда, не содержит, все доводы сводятся к неверному толкованию положений законодательства, были предметом исследования в суде и в решении им дана надлежащая правовая оценка.

 Решение суда является законным, оснований для отмены решения суда не имеется.

 Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

 определила:

 решение Волховского городского суда Ленинградской области от 09 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 Председательствующий

 Судьи

 Судья ФИО11