Красноярский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Потехина О.Б. Дело № 33-4225
А-25
30 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Провалинской Т.Б.
судей Деева А.В., Крятова А.Н.
при секретаре Тарбагаевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ЗАТО Железногорск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности осуществить процедуру предоставления земельного участка
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации ЗАТО Железногорск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с местоположением земельного участка: , почтовый адрес ориентира: и возложении обязанности осуществить процедуру предоставления указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (аукциона)- отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ЗАТО Железногорск о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с местоположением земельного участка: , а так же с требованиями о возложении на ответчика обязанности осуществить процедуру предоставления указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (аукциона). Требования мотивировала тем, что 27.10.2010 г. обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка. На основании решения ФИО12 от 29.11.2010 г. № ответчик отказал в предоставлении участка, поскольку на спорном земельном участке запрещено размещение индивидуальных жилых домов. Указанный отказ ФИО1 считает незаконным, нарушающим право на приобретение земельного участка и создающим препятствия к осуществлению истцом права на индивидуальное жилищное строительство. Так же указывала, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки , утвержденными решением ФИО13 от 27.08.2009 г. №, принятым позже чем Постановление Администрации ЗАТО Железногорск от 26.12.2003 г. №, в соответствии с которым ответчик отказал в предоставлении земельного участка, спорный земельный участок отнесен к зоне (зоне застройки индивидуальными жилыми домами). Кроме того, указывает, что истец должен был обратиться к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с указанием только примерных данных об участке, а его кадастровый учет осуществляется в рамках последующей процедуры предоставления земельного участка. В связи с чем, полагает, что ответчиком нарушено права истицы, являющейся инвалидом, на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов.
Судом поставлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, указывая на допущенные судом нарушения требования норм материального и процессуального права, не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, объяснения представителя Администрации ЗАТО Железногорск – ФИО3, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с первоначальным заявлением. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Пунктом 1 статьи 36 Устава МО ЗАТО Железногорск установлено, что администрация ЗАТО г. Железногорск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ЗАТО Железногорск и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
В соответствии с главой 3 Положения «О порядке подготовки и согласования муниципальных правовых актов Администрации ЗАТО г. Железногорск о приобретении и прекращении прав на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края», а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 14.06.2009 г. №1170п, определен порядок предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который осуществляется в следующем порядке: а) проведение работ по образованию земельного участка:- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;- определение разрешенного использования земельного участка;- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов);- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); б) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; в) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (п.3.1).
Для приобретения прав на земельные участки лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в МУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» с заявлением на имя Главы ЗАТО г. Железногорск о предоставлении земельного участка (п.3.3). Заявление в течение одного дня регистрируется в МУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» (п.3.4). В трехдневный срок заявление подлежит анализу в МУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства», при наличии полного пакета документов заявление направляется МУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» в Архитектурно-планировочную комиссию не позднее трех дней до начала очередного заседания АПК (п.3.5). В двухнедельный срок со дня получения заявления заинтересованного лица о предоставлении в аренду земельного участка АПК может принять решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений в газете «» и на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования (п.3.6). В случае принятия решения об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов), Управление градостроительства обеспечивает такую публикацию в газете «» и на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» (п.3.8). Лица, заинтересованные в предоставлении указанного в публикации земельного участка для строительства, обращаются с заявлением в МУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» (п.3.9).
Учитывая указанные положения закона, принимая во внимание, что истцом в материалы дела не представлено доказательств соблюдения указанной процедуры, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорный земельный участок не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, не публиковалось сообщений о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что 28.10.2010 года ФИО1 обратилась в Администрацию ЗАТО г. Железногорск с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства, ориентировочное местоположение испрашиваемого земельного участка: , ориентировочная площадь земельного участка на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». К заявлению приложены копия паспорта, копия справки об инвалидности, схема размещения земельного участка на карте планирования территории, местоположение земельного участка на карте градостроительного зонирования, сведения о технических и функциональных характеристиках объекта.
Как следует из сведений о техническом и функциональном состоянии объекта строительства, указанный объект – .
Согласно справки серии №, выданной 22.01.2003 г. ФИО1 является .
В соответствии с протоколом заседания ФИО12 № от 23.11.2010 года, утвержденного постановлением исполняющего обязанности ФИО28 № от 29.11.2010 года, ФИО1 отказано в предоставлении указанного земельного участка, поскольку на земельном участке запрещено размещение индивидуального жилого дома в соответствии с Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 26.12.2003 г. № «О регулировании вопросов строительства в юго-западной части городского озера».
Так же судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Генеральным планом на период по 2020 год, утвержденным Решением ФИО13 от 26.04.2007 г. №, спорный земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования.
Согласно Генерального плана на период по 2020 год, утвержденного Решением ФИО13 от 19.12.2011 г. №, спорный земельный участок расположен в границе природно-рекреационной зоны - лесные массивы и ландшафтные территории.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки , утвержденным решением ФИО13 от 27.08.2009 г. №Р территориальная зона, в которой расположен испрашиваемый земельный участок определена как зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Оценивая указанные выше обстоятельства, учитывая, что истица не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, что не оспаривалось при рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ФИО1 не имеет права на первоочередное предоставление земельного участка, без проведения торгов, соблюдения процедуры предоставления земельного участка.
При этом, оценивая правовую природу первоочередного права на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, как мера дополнительной социальной поддержки инвалидов, предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение, улучшение жилищных условий. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Не может служить основанием к отмене довод апелляционной жалобы о приоритетном применении правил землепользования и застройки при определении разрешенного использования спорного земельного участка, поскольку предоставление земельного участка ФИО1 должно осуществляться при условии её нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия не принимает доводы жалобы об установлении судом первой инстанции оснований к отказу в предоставлении земельного участка, которые не были указаны в ответе Администрации ЗАТО Железногорск, поскольку при рассмотрении искового заявления ФИО1 суд первой инстанции обоснованно исходил из необходимости проверки обоснованности требований истца на момент рассмотрения спора по существу.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: