ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4316/12 от 18.07.2012 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Рассказова Г.В.                          Дело № 33- 4316/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Светенко Е.С.,  

судей областного суда: Ивановой В.П., Кутыревой О.М.,

при секретаре: Жуковой Н.П.,

рассмотрела в судебном заседании 18 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по г. Омску» ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Омска от 17 мая 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования  ФИО2 удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение от - филиала Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения Кировского административного округа города Омска» об отказе в предоставлении Курбатовой И.Е. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Возложить на Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по городу Омску» обязанность предоставить ФИО2 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Заслушав доклад судьи областного суда Кутыревой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к Казенному учреждению Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по г.Омску», указывая, что она и ее несовершеннолетняя - являются собственниками квартиры - в доме - по ул. - в г.Омске. В - года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку является безработной, состоит на учете в службе труда и доля ее затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышает федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процента. -г. на свое обращение получила отказ в предоставлении субсидии в связи с отсутствием у нее постоянной работы. Поскольку в законодательстве отсутствует такое основание для отказа в предоставлении субсидии, полагала, что оспариваемое решение является незаконным.

Просила признать отказ Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по г.Омску» в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, возложить на учреждение обязанность по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала. Суду пояснила, что не согласна с методикой расчета ответчиком ее совокупного дохода.

В судебном заседании представитель Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по г.Омску» ФИО1 исковые требования не признала. Суду указала, что основанием для отказа в предоставлении истице субсидии является уровень дохода истицы.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по г.Омску» ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суммы алиментов, выплачиваемые ФИО2 должны учитываться в доходе ее - – ФИО3. Приводит собственный расчет, полагая, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг не превышает величину максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по г.Омску» ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, ФИО2, согласившейся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для  егоотмены.

При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО2 вместе несовершеннолетней - ФИО3 проживает в квартире, расположенной по адресу: г.Омск, ул. -, д. -, кв. -, принадлежащей ФИО2, К.А.И., ФИО3 на праве общей долевой собственности по - доле за каждым.

ФИО3 не проживает в указанном жилом помещении, проходит службу в вооруженных силах по призыву и не был включен ответчиком в число членов семьи истца при расчете субсидии.

ФИО3, - года рождения, является - ФИО2

Как следует из материалов дела, ФИО2 обратилась в Казенное учреждение Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по г.Омску» за предоставлением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но решением данного учреждения от -г. в предоставлении субсидии было отказано.

Признавая незаконным названное решение Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения Кировского административного округа г.Омска» об отказе в предоставлении субсидии и возлагая на учреждение обязанность предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд обоснованно исходил из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании (ч. 6 ст. 159 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, регулирующие, в том числе, порядок определения размера субсидий, порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии.

Не соглашаясь с расчетом ответчика, суд привел в решении суда собственный расчет, с которым соглашается судебная коллегия.

При производстве расчета судом применялся региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи  размере 20 процентов, установленный Постановлением Правительства Омской области от 14.06.2006г. № 67-п, а также величина прожиточного минимумам за 4 квартал 2011 года для трудоспособного населения – 5 642 руб., для детей – 5 075 руб.,  определенная Постановлением Правительства Омской области от 15.02.2012г. № 34-п.

Определяя совокупный доход семьи ФИО2, суд верно учитывал положения п. 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761, в соответствии с которыми совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии ( расчетный период).

Согласно п. 33 названных Правил, при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи, в том числе, несовершеннолетних детей.

В названной связи, доводы апелляционной жалобы о том, что суммы алиментов, выплачиваемые несовершеннолетней - ФИО3 должны учитываться в доходе -, несостоятельны.

Кроме того, ответчик в собственной жалобе, определяя среднедушевой доход семьи, учитывает сумму, сложившуюся из доходов истицы и ее -, но вместе с тем полученную сумму делит на 4 месяца, а не на расчетный период, определенный Правительством РФ – 6 месяцев.

При производстве расчетов судом учитывалось то, что истица не работает, состоит на учете в службе занятости  в качестве безработной, получает пособие по безработице, также получает алименты на содержание несовершеннолетней - ФИО3

В силу п. 37  Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.

 Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи (п. 38 названных Правил).

Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи (п. 39 Правил).

Согласно справке  о получении пособия по безработице в период с - по - года ФИО2 получен доход с - по - (4 месяца) в общей сумме - руб., в - и - доход ей не выплачивался, поскольку в данный период времени она не работала и не была признана безработной, поэтому пособие не получала.

В период с - по - года истицей были получены алименты в размере - руб. на содержание несовершеннолетней - ФИО3.  В - и - года алименты на содержание ребенка не выплачивались, в связи с тем, что отец ребенка в данные месяцы не имел дохода.

Применяя вышеизложенные нормы права, суд верно при расчете среднемесячного дохода истицы полученную ею сумму пособий и алиментов  разделил на 6 месяцев, а не на 4, как полагал ответчик.

Ответчик неверно применил нормы материального права – неправильно указал (применил) расчетный период, обосновывая это тем, что в отдельные месяцы  доход получен не был и их следует исключить из расчетного периода.

 Исходя из изложенного, размер среднемесячного дохода истицы составит: (- + 4-): 6 месяцев = - руб., а не - руб., как полагает ответчик.

В названной связи, приведенный в жалобе расчет ответчика следует отклонить.

С целью определения права ФИО2 на получение субсидий суд произвел дальнейший расчет согласно формуле, приведенной в п.23 постановления Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и пришел к выводу, что размер максимально допустимой доли расходов по оплате жилого помещения в совокупном доходе семьи истца составит: - руб. (20 процентов от - руб.).

Размер расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанный из размера регионального стандарта составит - руб. (региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг – - руб. х 2 члена семьи).

Поскольку размер максимально допустимой доли расходов по оплате жилого помещения в совокупном доходе семьи истца менее размера расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанный из размера регионального стандарта  в соответствии с п. 23 Правил предоставления субсидий, суд пришел к обоснованному выводу о признании за ФИО2 права на предоставление субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Ссылки в жалобе на то, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг не превышает величину максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи основаны на неверном расчете, а потому не могут быть приняты во внимание.

Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, представленные доказательства надлежаще оценены, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Омска от 17 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Казенного учреждения Омской области «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по г. Омску» ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: