Кемеровский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Кострова Т.В.
Докладчик: Дударек Н.Г. Дело № 33-4337
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 мая 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Дударек Н.Г.,
судей: Акининой Е.В., Сорокина А. В.,
при секретаре Ворожцовой Н.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Дударек Н.Г. дело по апелляционной жалобе Главного Управления Министерства внутренних дел по Кемеровской области
на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2011 года по делу по иску ФИО1 к Главному Управлению внутренних дел Министерства внутренних дел России по Кемеровской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Кемеровской области об обязании произвести перерасчет выслуги лет.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с рапортом в ГУ МВД России по Кемеровской области с просьбой о перерасчете выслуги лет и включении периодов ее работы на экономических должностях.
ДД.ММ.ГГГГ получила ответ от ДД.ММ.ГГГГ № Т-4620-8/15-18, в котором ей отказано во включении в выслугу лет, дающую право на пенсию периода работы по экономическим специальностям и работу в органах налоговой инспекции.
Она проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по Кемеровской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании Приказов №лс от ДД.ММ.ГГГГ и №лс от ДД.ММ.ГГГГ Её трудовые отношения с УФСНП России по Кемеровской области возникли и складывались в соответствии с КЗоТ РФ, Трудовым Кодексом РФ, Законом РФ от 24.06.1993г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993г. № 4991-1, а также рядом внутриведомственных актов ФСНП России.
В соответствии с приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ она уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции на основании Указа Президента РФ от 11.03.2003г. № 306. По этим же приказам ей определена выслуга лет для назначения пенсии и процентной надбавки на ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на службу в ГУВД по Кемеровской области с ДД.ММ.ГГГГ на должность старшего специалиста-ревизора отдела документальных проверок и ревизий оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии налоговых преступлений.
Ей отказано во включении в выслугу лет, дающую право на пенсию периода работы по экономическим специальностям и работу в органах налоговой инспекции, в том числе:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 14 дней) бухгалтером Прокопьевского завода шахтной автоматики;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го месяца 01 день) бухгалтером Прокопьевского домостроительного комбината;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1г. 7 мес. 16 дней) инспектором по контролю за ценами 11 категории межрайонной инспекции цен отдела цен при Комитете по экономике Администрации Саратовской области;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 10 дней) государственным налоговым инспектором ГНИ по ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 21 день) бухгалтером, главным бухгалтером ТОО «Южный ГалекС» ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 06 дн.) экономистом 2-й категории Прокопьевского межрайонного отдела УДНП по , а всего стаж работы за указанные периоды составил 05 лет 02 месяца 8 дней.
Таким образом, периоды, которые были ранее зачтены в стаж УСНП, не зачтены в тот же стаж за период работы в ГУВД.
С данным исчислением выслуги она не согласна в связи с тем, что не включены некоторые периоды ее предыдущей работы.
Так, не принят для исчисления выслуги лет, дающей ей право на пенсию, стаж работы на экономических должностях до поступления на службу в органы налоговой полиции.
Указывает, что законодатель последовательно закрепил и на уровне Федерального закона, и на уровне Положения то, что в выслугу лет включаются «гражданские периоды работы».
Следовательно, в выслугу лет в органах внутренних дел, дающей ей право на пенсию, должны быть включены периоды службы в органах налоговой полиции, а также и время работы на экономических должностях - 05 лет 02 месяца 08 дн.
Просила признать незаконным отказ ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № T-4620-85-18 и включить в специальный стаж для определения выслуги лет периоды работы по экономическим специальностям, предшествующие работе в УФСНП; обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет, включив в него следующие периоды ее работы на экономических должностях, а именно:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 14 дней) бухгалтером Прокопьевского завода шахтной автоматики;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го месяца 01 день) бухгалтером Прокопьевского домостроительного комбината;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1г. 7 мес. 16 дней) инспектором по контролю за ценами 11 категории межрайонной инспекции цен отдела цен при Комитете по экономике ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 10 дней) государственным налоговым инспектором ГНИ по ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 21 день) бухгалтером, главным бухгалтером ТОО «Южный ГалекС» ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 06 дн.) экономистом 2-й категории, а всего стажа - 05 лет 02 месяца 08 дней.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление (л.д.30).
Представитель истицы ФИО1 - ФИО7 поддержала позицию доверителя.
Представитель ответчика ГУ МВД по Кемеровской области ФИО8 иск не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2011 постановлено:
Признать незаконным отказ Главного управления внутренних дел по Кемеровской области включить в специальный стаж для определения выслуги лет периодов работы ФИО1 по экономическим должностям, предшествующих работе в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Кемеровской области.
Обязать Главное управление внутренних дел по произвести перерасчет выслуги лет ФИО1, включив в него следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 14 дней) бухгалтером Прокопьевского завода шахтной автоматики;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го месяца 01 день) бухгалтером Прокопьевского домостроительного комбината;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1г. 7 мес. 16 дней) инспектором по контролю за ценами 11 категории межрайонной инспекции цен отдела цен при Комитете по экономике ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 10 дней) государственным налоговым инспектором ГНИ по ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 21 день) бухгалтером, главным бухгалтером ТОО «Южный ГалекС» ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 06 дн.) экономистом 2-й категории Прокопьевского межрайонного отдела УДНП по , а всего стаж работы за указанные периоды составил 05 лет 02 месяца 8 дней.
В апелляционной жалобе ГУ МВД по просит решение суда отменить, ссылаясь, что в нарушение норм материального права суд необоснованно включил ФИО1 в срок службы в органах внутренних дел, подлежащий зачету в выслугу лет для назначения пенсии, периоды ее работы на гражданских должностях. Указанные нормы закона не регулируют вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии, а регулируют порядок подсчета выслуги лет, влияющей на установление размера надбавки за выслугу лет.
Считает, что отсутствуют правовые основания для включения периодов трудовой деятельности на гражданских должностях в выслугу лет для назначения пенсии в системе МВД. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено лишь включение указанной деятельности в выслугу лет для назначения процентной надбавки.
Указывает, что суд при разрешении спора должен был руководствоваться Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а не нормами Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, изданными в более поздний период.
Оспаривает вывод суда о включении в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 период работы в Межрайонной инспекции цен отдела цен при Комитете по экономике с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 1 го мес.16 дней, поскольку во включении указанного периода в выслугу истице было отказано в 2003 году. Суд не учел, что ФИО1 с вышеуказанным заключением комиссии УФНСП ознакомлена под роспись, и в установленном порядке выводы комиссии не обжаловала.
Считает, что суд не учел, что включение в выслугу лет сотрудников ОВД периодов работы на гражданских предприятиях приведет к нарушению принципа социальной справедливости, так как тем самым государственная правоохранительная служба (служба в органах внутренних дел) будет приравнена к работе, не связанной с осуществлением публичных и государственных интересов.
ФИО1 поданы возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статьей 17 Закона РФ от 24.06.1993 г. № 5238-1 «О Федеральных органах налоговой полиции» предусмотрено, что на сотрудников налоговой полиции и членов их семей распространяются права и льготы, предусмотренные Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции.
В соответствии со статьей 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 № 4991-1, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется в порядке и по нормам, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»
Лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних учебных специальных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Указом Президента РФ от 15.05.1996 г. № 718 «Вопросы государственной налоговой службы РФ» установлено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ № 155 от 20.02.1995 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в Федеральных органах налоговой полиции и их семьям» действие Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания и их семьям с учетом особенностей службы в этих органах.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 14 дней) бухгалтером Прокопьевского завода шахтной автоматики; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го месяца 01 день) бухгалтером Прокопьевского домостроительного комбината; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1г. 7 мес. 16 дней) инспектором по контролю за ценами 11 категории межрайонной инспекции цен отдела цен при Комитете по экономике ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 10 дней) государственным налоговым инспектором ГНИ по ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 21 день) бухгалтером, главным бухгалтером ТОО «Южный ГалекС» ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 06 дн.) экономистом 2-й категории Прокопьевского межрайонного отдела УДНП по , а всего стаж работы за указанные периоды составил 05 лет 02 месяца 8 дней, подлежат включению в выслугу лет для выхода на пенсию в органах внутренних дел.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на службу в ГУВД по (после реорганизации – ГУ МВД России по ) на должность старшего специалиста-ревизора отдела документальных проверок и ревизий оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии налоговых преступлений (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с рапортом в ГУ МВД России по КО о пересчете выслуги лет для исчисления пенсии (л.д. 12).
В ответе от 22.2010г. № во включении в выслугу лет, дающую право на пенсию периода работы по экономическим специальностям и работу в органах налоговой инспекции, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 14 дней) бухгалтером Прокопьевского завода шахтной автоматики; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го месяца 01день) бухгалтером Прокопьевского домостроительного комбината; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1г. 7 мес. 16 дней) инспектором по контролю за ценами 11 категории межрайонной инспекции цен отдела цен при Комитете по экономике ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 10 дней) государственным налоговым инспектором ГНИ по ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 21 день) бухгалтером, главным бухгалтером ТОО «Южный ГалекС» ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 06 дн.) экономист 2-й категории Прокопьевского межрайонного отдела УДНП по , а всего стаж работы за указанные периоды составил 05 лет 02 месяца 8 дней, ФИО1 отказано (л.д.13-15).
Из копии трудовой книжки истицы (л.д. 7-11), письменных материалов дела усматривается, что ФИО1 ФИО1 проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с присвоением звания майор налоговой полиции.
В соответствии с приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ уволена со службы в федеральных органах налоговой полиции на основании Указа Президента РФ от 11.03.2003 г. №306.
По этим же приказам ей определена выслуга лет для назначения пенсии и процентной надбавки на ДД.ММ.ГГГГ, которая составила 05 лет 02 месяца 8 дней.
Таким образом, до службы в органах налоговой полиции истец работала на следующих экономических должностях:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 месяца 14 дней) бухгалтером Прокопьевского завода шахтной автоматики;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го месяца 01 день) бухгалтером Прокопьевского домостроительного комбината;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1г. 7 мес. 16 дней) инспектором по контролю за ценами 11 категории межрайонной инспекции цен отдела цен при Комитете по экономике J ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 10 дней) государственным налоговым инспектором ГНИ по ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 месяцев 21 день) бухгалтером, главным бухгалтером ТОО «Южный ГалекС» ;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 мес. 06 дн.) экономистом 2-й категории Прокопьевского межрайонного отдела УДНП по , а всего стаж работы за указанные периоды составил 05 лет 02 месяца 8 дней.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенных нормативных актов в их системном толковании, сделал обоснованный вывод о том, что спорные периоды работы истицы на экономических должностях должны быть включены в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в органах внутренних дел, поскольку включение этого стажа в выслугу лет работникам налоговой полиции было предусмотрено законодательством, действовавшим в спорные периоды работы истицы, и приравнивалось к исчислению выслуги лет для работников налоговых органов, которым при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет, также засчитывались периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Ссылки в жалобе на постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, которым установлен исчерпывающий перечень периодов работы и службы, включаемых в выслугу лет при назначении пенсии, и не включающим периоды работы на гражданских должностях в выслугу лет, не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Из приведенных выше нормативных актов видно, что стаж работы на экономических должностях, предшествующих работе в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по Кемеровской области, включался в стаж по выслуге лет, дающий право на пенсию сотрудникам Федеральной службы налоговой полиции.
При этом, как Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу, в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы или контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в РФ», так и статьей 54 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», предусмотрено, что выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года № 4991-1 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», в указанных органах на момент их увольнения засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и пересчету не подлежит.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толкование указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таких данных, выводы суда о включении в стаж работы, дающий право на назначение пенсии по выслуге лет спорных периодов работы истицы являются правильными и основанными на нормах действующего законодательства.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 20 декабря 2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Кемеровской области жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: