Главная О суде Правовая основа Документы суда Судебное делопроизводство Справочная информация Кадровое обеспечение Противодействие коррупции Судейское сообщество Суды Курганской области УСД Курганской области Медиация Пресс-служба Обращения граждан Ваше мнение о сайте
</form>
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
A A A
Просмотр документа
Судья Гоголин В.А. Дело № 33-440/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Богомазовой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 13 февраля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Далматовского района Курганской области в интересах к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 09 декабря 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Далматовского района в интересах к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района и Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по финансированию удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района Курганской области в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления – Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района предоставить , года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Далматово Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление , года рождения, Администрацией Далматовского района Курганской области в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Далматовского района Курганской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения.
В обоснование исковых требований указывал, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав, отец умер. При определении под опеку жилое помещение за истцом не закреплялось. Распоряжением Главы города Далматово Далматовского района Курганской области от 31.03.2006 № 72 ФИО1 постановлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Жильем не обеспечен.
Прокурор Далматовского района Курганской области просил суд обязать Администрацию Далматовского района Курганской области в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г. Далматово Далматовского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м, возложить на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления Администрацией Далматовского района Курганской области в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений ФИО1
В судебном заседании прокурор прокуратуры Далматовского района Курганской области Слинько А.В. на удовлетворении иска настаивала, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец ФИО1 исковые требования прокурора поддерживал. Пояснял, что жилым помещением не обеспечен, вынужден снимать жилье в городе Кургане. Дом по месту регистрации принадлежал его бабушке, после смерти которой наследство принял его дядя ФИО2 Он наследство не принимал.
Представитель ответчиков Администрации Далматовского района Курганской области, Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области – ФИО3, действующий на основании доверенностей, исковые требования не признавал, указывал, что финансовых средств для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрации Далматовского района Курганской области выделено недостаточно. Выделенные на 2013 год денежные средства освоены. При достаточном объеме субвенций из средств областного бюджета, предположительно во втором полугодии 2014 года, истец будет обеспечен жильем.
Представитель ответчика Правительства Курганской области участия в рассмотрении дела не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование возражений указывал, что действующее законодательство не предусматривает внеочередного обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывал, что государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда данной категории лиц переданы органам местного самоуправления, необходимые для осуществления этих полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2013 год. Ссылаясь на положения ст.ст. 1 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ), считал, что финансовое обеспечение вышеуказанных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых действующим законодательством не предусмотрено. Полагал, что заявленные требования о возложении обязанности по финансированию приобретения жилого помещения фактически заявлены в интересах муниципального образования, а не физического лица. Кроме того, в иске не указан объем необходимого финансирования, что приведет к неисполнению решения суда.
Представитель третьего лица Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района Курганской области – ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования поддерживал. Пояснял, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие, одновременно указывал, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления по месту проживания. Финансирование данных расходов осуществляется за счет средств областного бюджета в рамках межбюджетных отношений. Законом Курганской области от 05.12.2012 № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещения на 2013 год предусмотрены субвенции из областного бюджета в размере 200000 тыс. рублей, в том числе для Администрации Далматовского района Курганской области в сумме 4078 тыс. рублей. Указывал, что субвенции предоставляются в бюджет муниципального образования, а не конкретным физическим лицам.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что действующее жилищное законодательство не предусматривает внеочередного предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Таким образом, у истца отсутствует право на внеочередное получение жилья. Полагает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлению жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования. Вопрос финансирования мероприятий по приобретению благоустроенного жилого помещения относится к категории межбюджетных отношений и его разрешение не относится к компетенции суда общей юрисдикции. Считает, что у суда первой инстанции не было оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, считал решение суда законным, обоснованным и неподлежащим отмене.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области – без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, извещены надлежащим образом. Представитель Правительства Курганской области ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ФИО1 родился в . Его приемный отец умер , приемная мать решением Индустриального районного народного суда города Череповца Вологодской области от лишена родительских прав (паспорт, личное дело усыновленного, свидетельство о рождении, запись акта о смерти, решение суда – л.д. 5 оборот, 76-81, 6, 63, 9).
Решением Далматовского райисполкома от в отношении ФИО1 установлена опека, опекуном назначена его бабушка , проживающая по адресу: (л.д. 7оборот). Жилое помещение за истцом не закреплялось.
14.05.1999 ФИО1 окончил обучение в Курганском ПТУ по профессии (л.д. 6 оборот).
С 15.04.2004 истец зарегистрирован по адресу: , в жилом помещении, принадлежащем (паспорт, свидетельство о праве на наследство по закону – л.д. 5 оборот, 47).
31.03.2006 распоряжением Администрации города Далматово Далматовского района Курганской области ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения с составом семьи один человек (учетное дело – л.д. 39-50).
Постановлением Администрации Далматовского района Курганской области от 08.02.2013 ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями под номером 4 (л.д. 33-38).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 07.03.2013 и справке Далматовского филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» от 28.02.2013 истец не имеет в собственности недвижимого имущества (л.д. 51, 52).
На момент рассмотрения спора жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
П.п. «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) как в прежней, так и в новой редакции, действующей на момент принятия решения судом первой инстанции, закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность ФИО1 к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С 01.01.2013 предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье».
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ).
ФИО1 является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан Администрацией города Далматово Далматовского района Курганской области при постановке истца на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, и при включении в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, сформированный Администрацией Далматовского района Курганской области в соответствии с п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству».
Право на получение жилья истец не реализовал, поскольку в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
С 01.01.2013 граждане указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончание военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях). При этом ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
С учетом наличия у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья истцу не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению ФИО1 по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применены положения ст. 50 ЖК РФ и решение Далматовской городской Думы от 29.12.2005 № 96, установившее норму предоставления площади жилого помещения на территории города Далматово Курганской области в размере не менее 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Ст. 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 05.12.2012 № 67 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено выделение субвенций в 2013 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Таким образом, государственные полномочия по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны исполняться муниципальным образованием за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а в случае недостаточности переданных денежных средств на органы государственной власти субъекта Российской Федерации должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
При разрешении спора суд первой инстанции установил, что Администрация Далматовского района Курганской области недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому он правомерно возложил на Правительство Курганской области обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Возложение на Правительство Курганской области вышеуказанной обязанности не является, по мнению судебной коллегии, вторжением суда в бюджетные отношения ответчиков, к которым в силу ст. 1 БК РФ отнесены правоотношения в сфере утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оно направлено на обеспечение реальной возможности исполнения в разумные сроки судебного решения о предоставлении жилья ФИО1
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Хорнсби против Греции» от 19 марта 1997 года; Постановления Европейского Суда по делу «Бурдов против России» от 7 мая 2002 года; Постановление Европейского Суда по делу «Шестаков против России» от 18 июня 2002 года).
В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
С учетом изложенного судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения и разрешении судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу).
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Далматовского районного суда Курганской области от 09 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
© Курганский областной суд, 2014 oblsud@mail.kurgan.ru