ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4436/11 от 26.04.2011 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-003571-02/2011       

                      Дело №       33-4436/2011        Судья Фомин СЮ.

                      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего Кучина М.И. судей Загайновой А.Ф.,       Турковой Г.Л. с участием прокурора Минкиной Л.В. при секретаре Панове       Д.В.

        26 апреля       2011 года рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Челябинске       кассационную жалобу Администрации Златоустовского городского округа       Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской       области от 23 марта 2011 по заявлению прокурора г. Златоуста в интересах       неопределенного круга лиц об оспаривании незаконности бездействий       Администрации Златоустовского городского округа,

        заслушав       доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела, выступление       представителей Администрации Златоустовского городского округа Мезенова       Е.В., ФИО1., судебная коллегия

        установила:

        Прокурор       г.Златоуста обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в       интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие       Администрации Златоустовского городского округа по не предоставлению в       установленный срок в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской       области выписки из утвержденного генерального плана, содержащей текстовое       и графическое описание местоположения границ населенного пункта и перечень       координат характерных точек границы населенного пункта либо       устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в       установленной системе координат; выписки из раздела правил       землепользования и застройки, определяющего границы и содержание       территориальных зон, перечень координат характерных точек границ       территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень       видов разрешенного использования земельных участков для каждой       территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень       утвержден; выписки из решения об установлении или изменении границ зон с       особыми условиями использования территорий, перечня координат характерных       точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также       перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ,       содержащий

                      реквизиты       правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ,       описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями       использования территорий; просил возложить на Администрацию округа       обязанность представить указанные сведения в срок до 01 июня 2011 года,       указывая, что решением Собрания депутатов Златоустовского городского       округа от 02 марта 2007 года № 10-ЗГО в соответствии с Уставом округа, с       учетом рекомендации публичных слушаний, проведенных 23 декабря 2006 года,       утвержден проект «Генеральный план г.Златоуста. Корректировка» и       «Градостроительное зонирование территории города». В нарушение требований       п.1 ст.46 ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре       недвижимости» администрацией округа не представлены в срок до 01 июня 2011       года в Златоустовский отдел Управления Росреестра по Челябинской области       сведения, предусмотренные пунктами 11, 13 Положения об информационном       взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости,       статьями 15, 46 ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном       кадастре недвижимости». Считает, что бездействие органов местного       самоуправления влечет за собой нарушение прав и законных интересов       неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии с положениями ст. 30,       32, 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельного       участка определяется не собственником земельного участка применительно к       конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к       каждой территориальной зоне. Подобная регламентация градостроительной       деятельности, в силу статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, необходима       для согласования государственных, общественных и частных интересов в       данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания       посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми       актами и градостроительными нормами и правилами, а также для контроля за       их выполнением.

        В судебном       заседании помощник прокурора г.Златоуста Козлова С.Г. поддержала       заявленные требования.

        Представители ответчика Администрации Златоустовского       городского округа Макеев СЮ. и ФИО2 с требованиями прокурора г.       Златоуста не согласились, ссылаясь на то, что границы территориальных зон       и зон с особыми условиями использования на местности не определены, данные       зоны в координатах и характерных точках не сформированы. Выполнение данных       работ является очень дорогостоящей процедурой и, кроме того, отсутствует       необходимость в их выполнении, поскольку градостроительное зонирование       носит стратегический характер, четкое определение таких зон будет       препятствовать развитию территории. Считают, что определение границ таких       зон возможно только при проведении работ по их формированию на местности.       В настоящее время,

                      указывают,       ими нанесены на графические карты в масштабе 1:10000, что при наложении на       фактические земельные участки может привести к очень большим погрешностям       и спорам в связи с попаданием в разные зоны уже сформированных и       переданных в пользование земельных участков, что, по их мнению, может       породить дополнительные споры.

        В отзыве на       исковое заявление указывают, что граница г.Златоуста в настоящее время не       утверждена по причине спорной ситуации с ГУ «Национальный парк «Таганай»,       границы которой еще не установлены, поэтому в соответствии с действующим       законодательством не представляется возможным утвердить городскую черту г.       Златоуста. Указывают, что границы округа утверждены Законом Челябинской       области от 26 августа 2004 года № 258-30 «О статусе и границах       Златоустовского городского округа». Перечень координат характерных точек       границ округа определен в системе МСК 74. Заказчиком работ выступило       Правительство Челябинской области - подрядчик ООО «Уралмаркшейдерия». При       таких обстоятельствах, считают, что они не уполномочены утверждать границы       населенного пункта и, соответственно, направлять соответствующую       информацию в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Челябинской       области».

        Представители третьих лиц - Собрания депутатов Златоустовского       городского округа, Управления Федеральной службы государственной       регистрации, кадастра и картографии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по       Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте       рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

        В отзыве на       исковое заявление начальник Златоустовского отдела Управления Росреестра       указывает, что с целью внесения в государственный кадастр недвижимости       сведений в порядке информационного взаимодействия Управлением Архитектуры       и градостроительства Администрации Златоустовского городского округа с       приложением сопроводительного письма от 18 мая 2010 года № 356 была       передана пояснительная записка «Правила землепользования и застройки» и       карта градостроительного зонирования территории г.Златоуста М 1:10000 на       электронном носителе CD-R, которые не содержали полный перечень       документов, необходимых для внесения в государственный кадастр       недвижимости соответствующих сведений. Территориальные зоны и зоны с       особыми условиями использования территории в государственный кадастр       недвижимости ими внесены не были ввиду того, что полученная информация       подлежат отражению в государственном кадастре недвижимости при условии       соответствия их содержания и способа представления Положению об       информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра       недвижимости, утвержденному Постановлением правительства РФ от 18 августа       2008 года № 618.

                      4

                      Суд       постановил решение об удовлетворении требований прокурора частично,       признал незаконным бездействие Администрации Златоустовского городского       округа по непредставлению в установленный законом срок в орган       кадастрового учета: выписки из утвержденного генерального плана,       содержащей текстовое и графическое описания местоположения границы       населенного пункта и перечень координат характерных точек границы       населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы       населенного пункта в установленной системе координат; выписки из раздела       правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание       территориальных зон, перечень координат характерных точек границ       территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень       видов разрешенного использования земельных участков для каждой       территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень       утвержден; выписки из решения об установлении или изменении границ зон с       особыми условиями использования территорий, перечня координат характерных       точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также       перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий       реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и       документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми       условиями использования территорий; обязал Администрацию Златоустовского       городского округа в срок до 01 августа 2011 года представить в Федеральное       государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Челябинской       области: выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое       и графическое описания местоположения границы населенного пункта и       перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо       устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в       установленной системе координат; выписку из раздела правил       землепользования и застройки, определяющего границы и содержание       территориальных зон, перечень координат характерных точек границ       территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень       видов разрешенного использования земельных участков для каждой       территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень       утвержден; выписку из решения об установлении или изменении границ зон с       особыми условиями использования территорий, перечень координат характерных       точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также       перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий       реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и       документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми       условиями использования территорий. Отказал прокурору г.Златоуста в       удовлетворении заявленных требований в части возложения обязанности       совершить указанные действия в срок до 01 июня 2011       года.

f

                      5

                      Прокурор г. Златоуста кассационное       представление отозвал.

        В       кассационной жалобе Администрация Златоустовского городского округа ставит       вопрос об отмене рения, указывая, что в силу закона оно является       неисполнимым и приведет к нарушению прав граждан и организаций, чьи       земельные участки состоят на государственном кадастровом учете.       Утверждает, что их доводы, приведенные в возражениях, основаны на       положениях Градостроительного Кодекса РФ, земельного Кодекса РФ,       Федерального закона № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и,       что определение координат характерных точек каждой зоны невозможно до       разработки проекта планировки межевания территории применительно к каждой       зоне. Проси привлечь у к участию в деле в качестве третьего лица, не       заявляющего самостоятельных требований ООО ПК ГПИ       «Челябинскгражданпроект», который является разработчиком Генерального       плана г. Златоуста и утвержденной к нему схемы границ зон с особыми       условиями использования территории.

        Представители третьих лиц - Собрания депутатов Златоустовского       городского округа, Управления Федеральной службы государственной       регистрации, кадастра и картографии, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по       Челябинской области извещены о месте и времени судебного разбирательства,       в заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки суду       не сообщили. На основании п. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает       возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие указанных       лиц.

        Проверив       материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная       коллегия не находит оснований к отмене решения суда по следующим       мотивам.

        Согласно       пункту 6 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре       недвижимости» орган местного самоуправления в срок не более чем десять       рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким       органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или       изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта,       представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые       для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со       статей 9 или статьей 10 данного Закона сведения.

        Довод       прокурора о том, что органы муниципального образования не представили       требуемые для кадастрового учета документы, обоснованно приняты судом       первой инстанции во внимание. Данному доводу дана надлежащая оценка в       решении суда.

                      6

                      Выводы суда       первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся       в деле доказательств.

        Невыполнение указанных требований закона не отрицает в       судебном заседании и Администрация Златоустовского городского       округа.

        Доводы       кассационной жалобы ответчика об отсутствии финансирования на выполнение       этих работ, не освобождает Администрацию округа от выполнения возложенных       на него законом обязанностей, поэтому подлежат отклонению.

        Состав       сведений кадастра о зонах определен статьей 10 Федерального закона от 24       июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». К       указанным сведениям, в том числе относятся описание местоположения границ       зон, наименования органов государственной власти или органов местного       самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон (далее       - решение об установлении зон), реквизиты указанных решений и источники       официального опубликования этих решений.

        Статьей 15       Закона о кадастре установлена обязанность органа государственной власти       или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней       со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в       пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона,       либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета       документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр       сведения.

        Пунктом 1       ст. 46 указанного Закона установлено, что до 1 января 2011 года органы       местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере       установления или изменения соответственно границ между субъектами       Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных       пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования       территорий, обязаны представить сведения о данных границах и зонах,       установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.       Состав указанных сведений и порядок представления в орган кадастрового       учета документов, содержащих указанные сведения, устанавливаются       уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом       исполнительной власти.

        Федеральным       законом от 24 июля 2007 года К221-ФЗ «О государственном кадастре       недвижимости» установлено, что государственный кадастр недвижимости       является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с       настоящим Федеральным

                      7

                      законом       недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной       границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской       Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных       пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования       территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.       Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным       информационным ресурсом.

        Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 618       «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра       недвижимости» утверждено Положение об информационном взаимодействии при       ведении государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктами       11, 13 которого орган местного самоуправления представляет в орган       кадастрового учета: выписку из утвержденного генерального плана (для       населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из       схемы территориального планирования муниципального района), содержащую       текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта       и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо       устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в       установленной системе координат (за исключением случаев упразднения       населенных пунктов); выписку из раздела правил землепользования и       застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон,       перечень координат характерных точек границ территориальных зон в       установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного       использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо       реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден (п.11); выписку       из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень       координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе       координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо       документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие       ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы       зоны с особыми условиями использования территорий .

        Доводы       жалобы о неисполнимости решения суда и нарушении эти решением прав граждан       и организаций, земельные участки которых состоят на кадастровом учете,       ничем необоснованны, поскольку вопрос прокурором поставлен о невыполнении       органами местного самоуправления обязанностей по предоставлению в орган       кадастрового учета необходимой информации и документов, приведенных выше,       а не по смещению имеющихся координатов в смежную     зону.

                      8

                      Кроме того,       отсутствие указанных сведений органе кадастрового учета, напротив, может       привести к нарушению прав граждан и организаций, а также к возникновению       земельных споров.

        Также       судебная коллегия находит несостоятельными доводы о противоречии выводов в       решении Земельному и Градостроительному Кодексам РФ.

        Согласно ч.       1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе       земель или земельных участков из одной категории в другую» установление       или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных       участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков       из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов       или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо       переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других       категорий в земли населенных пунктов.

        При этом       исходя из ч. 3 ст. 8 Закона N 172-ФЗ для внесения сведений о категории       земель соответствующих земельных участков в кадастр в орган кадастрового       учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков,       включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ       населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст. 5 Закона №       172-ФЗ.

        Кроме того,       п. 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении       государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением       Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618, определены       документы, представляемые органом местного самоуправления в орган       кадастрового учета в случае установления (изменения) границ населенных       пунктов.

        Таким       образом, по мнению Департамента недвижимости, орган кадастрового учета       вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее       учтенного земельного участка в случае представления органом местного       самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных п. 11       Положения, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков,       включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ       населенных пунктов.

        Кроме того,       указанный порядок не предусматривает участия правообладателя земельного       участка, в частности, не предусматривает необходимости его обращения в       орган кадастрового учета в целях внесения в кадастр сведений о категории       земель.

                      9

                      Обязанность       выполнения указанных в исковом заявлении прокурором работ Администрация       округа не оспаривает, к тому же. Как указано в решении, данные       обязательства предусмотрены законом.

        Как       правильно отметил суд первой инстанции в решении, администрация округа       положений ст. 249 ГПК РФ по предоставлению доказательств выполнения       указанных обязанностей суду не представило.

        Из       материалов дела следует, что в мае 2010 года с целью внесения в       государственный кадастр недвижимости сведений в порядке информационного       взаимодействия Управлением Архитектуры и градостроительства Администрации       Златоустовского городского округа в Златоустовский отдел Управления       Росреестра по Челябинской области была направлена карта градостроительного       зонирования территории г.Златоуста М 1:10000 в 1 экземпляре и       пояснительная записка «Правила землепользования и застройки» в 1       экземпляре в электронном виде.

        Однако, как       следует из письма начальника Златоустовского отдела Управления Росреестра       по Челябинской области от 24 мая 2010 года, сведения, полученные в       процессе информационного взаимодействия, не могли ими быть использованы по       назначению ввиду отсутствия в них полного перечня документов, необходимых       для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих       сведений.

        В       дальнейшем никаких иных попыток представить соответствующие сведения в       орган кадастрового учета Администрацией ЗГО не предпринималось. Действия       органа кадастрового учета обжалованы не были.

        Согласно       ответу начальника отдела по Златоустовскому городскому округу ФГУ       «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области от 10.02.2011 г.       (л.д.38) за период с 01.12.2010 г. по 10.02.2011 г. документы, необходимые       для внесения сведений о территориальных зонах и зонах с особым условием       использования территории в государственный кадастр недвижимости, в порядке       исполнения постановления Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 618 в отдел       по Златоустовскому городскому округу не поступали.

        Суд обсудил       в решении доводы администрации округа о том, что в настоящее время граница       г.Златоуста не утверждена по причине спорной ситуации с ГУ «Национальный       парк «Таганай», что, по их мнению, препятствует утверждению городской       черты г.Златоуста и обоснованно признал их несостоятельные, поскольку       границы округа утверждены Законом Челябинской области от 26 августа 2004       года № 258-30, и наличие указанного спора, суд правильно указал, не имеет       юридического значения для разрешения настоящего дела.

                      10

                      Доводы       жалобы ответчика об отсутствии необходимости в их выполнении носят       субъективный характер, направлены на оправдание незаконности своих       бездействий.

        Та часть       работ, которая выполнена Администрацией округа и приведена в кассационной       жалобе, не является основанием для переоценки выводов суда в решении,       которое по существу является правильным.

        Таким       образом, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным       и обоснованным, суд тщательно исследовал все доводы и доказательства,       представленные по делу, дал им надлежащую оценку, нарушений процессуальных       норм права, влекущих отмену решения, по делу не допущено, оснований для       удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

        Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная       коллегия

                      определила:

                      Решение       Златоустовского городского суда Челябинской области от 23 марта 2011 года       оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Златоустовского       городского округа Челябинской области - без       удовлетворения.

                      Председательствующий

                      Судьи