ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4467 от 02.09.2013 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Никановская И.А.            

Стр. 63 г/п 00 руб.

Докладчик Пыжова И.А. 

№ 33-4467

02 сентября 2013 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Гудушина Н.Б.,

судей Лобановой Н.В., Пыжовой И.А.,

при секретаре Баевой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 02 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе главы администрации МО «Коношское» Кринина А.В. на решение Коношского районного суда Архангельской области от 28 мая 2013 года, которым постановлено:

«Обязать главу администрации МО «Коношское» Кринина А.В. предоставить представительному органу Муниципальному Совету муниципального образования «Коношское» ежегодный отчет, предусмотренный ч.5.1 ст. 36  Федерального закона  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о результатах своей деятельности за 2011 год в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

председатель муниципального Совета МО «Коношское» Чучман В.Б. обратился в суд с заявлением о понуждении главы администрации МО «Коношское» Кринина А.В. предоставить представительному органу – муниципальному Совету МО «Коношское» ежегодный отчет о результатах своей деятельности за 2011 год.

В обоснование заявленных требований указал, что является депутатом и председателем муниципального Совета МО «Коношское». В нарушение положений ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава администрации МО «Коношское» не отчитался перед муниципальным Советом по результатам своей деятельности за 2011 год. Просил обязать главу администрации МО «Коношское» представить представительному органу муниципального образования ежегодный отчет о результатах своей деятельности за 2011 год в срок до 01 июня 2013 года.

В судебном заседании председатель муниципального Совета МО «Коношское» Чучман В.Б. заявленные требования уточнил, просил обязать главу администрации МО «Коношское» Кринина А.В. предоставить представительному органу – муниципальному Совету МО «Коношское» ежегодный отчет, предусмотренный ч.5.1 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», о результатах своей деятельности за 2011 год в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Дополнительно пояснил суду, что в его обязанности как председателя муниципального Совета МО «Коношское» входит, в том числе, формирование проектов повестки дня очередных заседаний муниципального Совета МО «Коношское». Глава администрации МО «Коношское» Кринин А.В. одновременно является и главой администрации МО «Коношское». Решением муниципального Совета МО «Коношское» от 05 декабря 2011 года работа главы администрации МО «Коношское» за период с 29 марта 2010 года по 31 марта 2011 года была признана неудовлетворительной. Кринин А.В. начал уклоняться о предоставления отчета о результатах своей деятельности за оставшийся период 2011 года, то есть с 01 апреля 2011 года по 31 декабря 2011 года, а также за 2012 год. В 2012 году указанное должностное лицо не явилось ни на одну из пяти сессий, в повестку дня которых был включен вопрос о предоставлении ежегодного отчета о результатах деятельности главы по итогам 2011 года. На второй сессии муниципального Совета МО «Коношское», состоявшейся  11 апреля 2013 года, Кринин А.В. отказался дать отчет о результатах своей деятельности и потребовал снять вопрос о предоставлении отчета с рассмотрения. До настоящего времени отчет о результатах деятельности за 2011 год глава администрации МО «Коношское» муниципальному Совету МО «Коношское» не представил. Своим уклонением от предоставления указанного отчета глава администрации МО «Коношское» нарушает положения ч.ч.5, 5.1 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также делает невозможным реализацию полномочий муниципального Совета МО «Коношское» по ежегодной оценке деятельности главы муниципального образования. Кроме того, при отсутствии информации о работе исполнительной власти за определенный период времени нарушаются права муниципального Совета МО «Коношское» и депутатского корпуса на осуществление своих полномочий по принятию планов и программ развития муниципального образования, определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществлению контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В судебном заседании заинтересованное лицо глава администрации МО «Коношское» Кринин А.В. с заявленными требованиями не согласился. Полагал, что производство по делу должно быть прекращено на основании п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, поскольку требования заявителя не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства. Пояснил суду, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти в соответствии со ст.10 Конституции Российской Федерации  самостоятельны в осуществлении своих полномочий, вследствие чего суд не может вмешиваться в компетенцию и оценивать целесообразность действия или бездействия органа местного самоуправления. Ссылался на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, вследствие чего полагал, что суд не вправе обязать главу исполнительного органа местного самоуправления представить ежегодный отчет, поскольку это является исключительной компетенцией указанного должностного лица. Полагал, что поскольку его действиями или бездействием права, свободы или законные интересы депутатов или председателя муниципального Совета МО «Коношское» не нарушаются, заявитель не является лицом, обладающим в силу гл.25 ГПК РФ правом на обращение в суд с данным заявлением. Действующее законодательство не предусматривает судебное рассмотрение споров между органами местного самоуправления. Также указал, что положениями ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ и ст.21 Устава МО «Коношское» не установлены период, за который глава должен предоставить отчет о своей деятельности и срок предоставления указанного отчета. Не оспаривая факт непредоставления муниципальному Совету МО «Коношское» отчета о своей деятельности за 2011 год, полагал, что у него есть возможность отчитаться за 2011-2012 г.г. в любое время, в том числе, и в 2013 году. Просил производство по делу прекратить.

Суд вынес решение, с которым не согласился глава администрации МО «Коношское» Кринин А.В. В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях в суде первой инстанции. В частности, указывает на невозможность рассмотрения судом споров между органами местного самоуправления. Полагает, что поданное заявление не подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, поскольку ее нормы наделяют правом оспорить бездействие органа местного самоуправления только гражданина или организацию.

Указывает, что судом не было принято во внимание то обстоятельство, что муниципальный Совет МО «Коношское» не зарегистрирован в качестве юридического лица, следовательно, его председатель не имеет права обращаться в суд с заявлением от имени муниципального Совета МО «Коношское» без доверенности.

Ссылается на нарушение судом требований ст.ст.131, 136 ГПК РФ. Так, в поданном заявлении не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя. Полагает, что при таких обстоятельствах заявление подлежало оставлению без движения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на главу администрации МО «Коношское» Кринина А.В. обязанности предоставить представительному органу муниципального образования отчет о результатах своей деятельности за 2011 год.

Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

  В соответствии с ч.11.1 ст.35 Закона представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Согласно ч.1 ст. 36 Закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч.5 ст.36 Закона).

В соответствии с п.п.1, 4, 5 ст.12 Устава МО «Коношское» муниципальный Совет МО «Коношское» является постоянно действующим, единственным представительным органом МО «Коношское», обладает правами юридического лица. Муниципальный Совет Коношского поселения несет ответственность перед населением Коношского поселения, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами и законами Архангельской области.

В силу п.1 ст.21 Устава МО «Коношское» глава Коношского поселения является главой муниципального образования «Коношское» и возглавляет администрацию Коношского поселения.

Согласно п.4 ст.21 Устава МО «Коношское» глава Коношского поселения подконтролен и подотчетен жителям Коношского поселения и муниципальному Совету Коношского поселения.   

Частью ч.5.1 статьи 36 Закона предусмотрено, что глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

 Вышеуказанной норме корреспондируют положения ст.74.1 Закона, в силу которой представительный орган муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования. Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является, в том числе, неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что отчет главы муниципального образования носит регулярный, плановый характер, а именно должен быть предоставлен ежегодно за истекшие 12 месяцев работы.

Из материалов дела следует, что глава администрации МО «Коношское» Кринин А.В. предоставил отчет о результатах работы администрации МО «Коношское» за период с 29 марта 2010 года по 31 марта 2011 года. Его работа за указанный период признана неудовлетворительной. Данные обстоятельства подтверждаются ежегодным отчетом главы администрации МО за указанный период и  решением 29 сессии муниципального Совета МО «Коношское» от 05 декабря 2011 года.

За период с 01 апреля по 31 декабря 2011 года отчет о результатах своей деятельности и деятельности администрации глава администрации МО «Коношское» представительному органу до настоящего времени не предоставил. В повестки пяти сессий в 2012 году: 32-ой (состоявшейся 30 августа 2012 года), 33-ей (состоявшейся 27 сентября 2012 года), 34-ой (состоявшейся 10 ноября 2012 года), 35-ой (состоявшейся 29 ноября 2012 года), 36-ой (состоявшейся 06 декабря 2012 года) был включен вопрос об отчете главы МО «Коношское» о результатах своей деятельности по итогам 2011 года, однако глава администрации МО «Коношское» на заседания указанных сессий не явился, хотя извещался о месте и времени их проведения.

Также судом установлено, что 11 апреля 2013 года состоялась вторая Сессия муниципального Совета МО «Коношское» третьего созыва, в повестку которой также был включен вопрос «Отчет главы МО «Коношское» за 2011 год», однако на указанной сессии глава Кринин А.В. отказался дать отчет о своей деятельности.

Таким образом, факт непредоставления главой администрации МО «Коношское» отчета о результатах своей деятельности за период с 01 апреля по 31 декабря 2011 года представительному органу – муниципальному Совету МО «Коношское» достоверно установлен судом первой инстанции.

Принимая во внимание, что действия должностных лиц должны осуществляться в соответствии с федеральными законами, учитывая положения ч.11.1 ст.35, ч.ч.5, 5.1 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.21 Устава МО «Коношское», вывод суда первой инстанции о наличии у главы администрации МО «Коношское» Кринина А.В. обязанности отчитаться о результатах своей деятельности за 2011 год, является правильным.

С доводами апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя права на обращение в суд, а также документов, подтверждающих соответствующие полномочия и необходимости прекращения производства по делу, судебная коллегия согласиться не может.

Обращение председателя муниципального Совета МО «Коношское» с заявлением в суд об обязании главы администрации МО «Коношское» предоставить представительному органу поселения отчет о результатах своей деятельности за 2011 год обусловлено интересами МО «Коношское».

При этом согласно п. «д» ч.4 ст.18 Устава председатель муниципального Совета Коношского поселения выступает в гражданском обороте от имени муниципального Совета Коношского поселения как юридического лица, в том числе представляет без доверенности муниципальный Совет в судах.

Поскольку частью 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлена обязанность главы муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, предоставлять ежегодно представительному органу муниципального образования отчет о результатах своей деятельности, а согласно части 11.1 ст.35 указанного закона представительный орган муниципального образования наделен соответствующими полномочиями, принимая во внимание предусмотренную ст.74.1 Закона ответственность в отношении главы муниципального образования, то с учетом приведенных положений закона, вывод суда первой инстанции о том, что председатель муниципального Совета Коношского поселения, действуя от имени муниципального Совета Коношского муниципального образования, вправе обратиться в суд с настоящим заявлением, является правильным, в связи с чем  у суда не было оснований для прекращения производства по делу.

При этом возложение судом на главу администрации МО «Коношское» обязанности предоставить отчет о результатах своей деятельности представительному органу муниципального образования не является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, поскольку возложение указанной обязанности обусловлено неисполнением заинтересованным лицом установленной законом и уставом муниципального образования обязанности.

Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановленного судом решения, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и направлены на их переоценку.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судом правильно, нормы материального и процессуального права не нарушены,  то при таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Коношского районного суда Архангельской области от 28 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО «Коношское» Кринина А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Б.Гудушин

Судьи

Н.В.Лобанова

И.А.Пыжова