ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4483 от 11.10.2012 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

                                                                                    Верховный Суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Зайцев С.Б. Дело № 33-4483АП /2012 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сажина А.В.,

судей Пристром И.Г., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании 11 октября 2012 г. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Усинск» на решение Усинского городского суда Республики Коми от 01 августа 2012 года, по которому

исковые требования прокурора г.Усинска, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» о возложении обязанности по оборудованию объектов специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов к входу в здание МБУ «Центральная детская библиотека» удовлетворены.

Обязана Администрация Муниципального образования городского округа «Усинск» установить специальные конструкции (пандус) к входу в здание МБУ «Центральная детская библиотека», расположенного по адресу: ... срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязана Администрация Муниципального образования городского округа «Усинск» оборудовать пандус, расположенный в здании МБУ «Центральная детская библиотека» по адресу: ... срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Усинска обратился в Усинский городской суд Республики Коми в порядке ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределённого круга лиц с заявлением к Администрации МОГО «Усинск» о возложении обязанности установить специальные конструкции (пандус) к входу в здание МБУ «Центральная детская библиотека», расположенного по адресу: ..., оборудовать пандус, расположенный в здании по адресу: ..., в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Усинска в ходе проверки деятельности МБУ «Центральная детская библиотека», расположенного по адресу: ..., установлено, что вход в рассматриваемое здание не надлежащим образом оборудован пандусом и перилами, пандус выполнен с отступлением от СНиП 35-01-2001, что является нарушением лицензионного законодательства. На объекте МБУ «Центральная детская библиотека», расположенного по адресу: ..., имеется возможность выполнить работы по устройству пандуса с поручнями для маломобильных групп населения.

Определением суда от 01 июня 2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ «Управление капитального строительства» администрации МОГО «Усинск», в качестве заинтересованного лица – Усинская городская общественная организация Коми Республиканского общества всероссийского общества инвалидов.

Определением суда от 18 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ «Центральная детская библиотека».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель администрации МОГО «Усинск» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Прокурора г.Усинска.

Представители МУ «Управление капитального строительства» г.Усинска, МБУ «Центральная детская библиотека» и Усинская городская общественная организация Коми Республиканского общества всероссийского общества инвалидов надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Усинск» просит об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе указано, что у прокурора г.Усинска отсутствовало право на обращение в суд с в интересах неопределенного круга лица с заявленными требованиями, применение нормы ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» в рассматриваемом случае является необоснованным, поскольку объект МБУ «Центральная детская библиотека» не является новым строительством и не находится в стадии реконструкции, имеющийся дефицит бюджета МОГО «Усинск» приведет к невозможности исполнения постановленного судом решения, кроме того отсутствует нуждаемость людей с ограниченными возможностями в услугах библиотеки.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Согласно Уставу Муниципального бюджетного учреждения культуры «Усинская централизованная библиотечная система», утвержденного Постановлением администрации МО ГО «Усинск» ДД.ММ.ГГГГ №, «Центральная детская библиотека» является структурным подразделением Муниципального бюджетного учреждения культуры «Усинская централизованная библиотечная система» без образования юридического лица. Имущество Муниципального бюджетного учреждения культуры «Усинская централизованная библиотечная система» (далее – Бюджетное учреждение) находится в ... собственности ...», отражается на самостоятельном балансе Бюджетного учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Из обращения МБУ «Управление капитального строительства администрации МОГО «Усинск» следует, что в ходе проверки обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп в учреждениях и местах общего пользования, были проверены ряд объектов, в том числе и МБУ «Центральная детская библиотека» Бюджетного учреждения, по результатам которой установлено, что указанное учреждение не оборудовано специальными конструкциями (пандусами) для доступа в них маломобильных групп населения.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно Декларации о права инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 09 декабря 1975 года, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждении, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье. Статья 8 Декларации о правах инвалидов определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.в № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в Строительных нормах и правилах 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СниП 35-01-2001), утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 N 73, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

Пункт 3.9 СНиП 35-01-2001 предусматривает, что наружные лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

В соответствии с пунктом 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0, 05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.

В силу ст.210 и пункта 1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и названному выше Уставу Бюджетное учреждение относится к объектам социальной инфраструктуры, предметом ее деятельности является библиотечное и справочно-информационное обслуживание населения на территории МОГО «Усинск».

Как следует из п.2.2 Устава Бюджетного учреждения реализация прав граждан без каких-либо ограничений и исключений на свободный доступ к информации – одна из основной цели деятельности Бюджетного учреждения.

Согласно пунктам 4.4, 4.5 и 4.7 Устава Бюджетное учреждение при осуществлении права оперативного управления имуществом обязано, в том числе осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности.

Право проведения Бюджетным учреждением реконструкции зданий Уставом не предусмотрено.

Источником финансового обеспечения Бюджетного учреждения являются в частности средства местного бюджета муниципального образования городского округа «Усинск», выделяемые в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием Бюджетным учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ), а также на иные цели.

Финансовое обеспечение выполнения Бюджетным учреждением муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и учитывая требования Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 N 73, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора г. Усинска.

Доводы жалобы администрации МОГО «Усинск» о том, что здание МБУ «Центральная детская библиотека» не является объектом нового строительства и не находится в стадии реконструкции, в связи с чем применение судом нормы статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» необоснованно, являются несостоятельными и подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку перечисленные в статье 15 указанного Федерального закона гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в Федеральном законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта. Согласно положениям статьи 15 от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание администрации пандусами для инвалидов ответчиком суду первой инстанции представлено не было, в апелляционной жалобе на данное обстоятельство как на основание к отмене судебного решения представитель администрации МОГО «Усинск» не ссылается.

Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО «Усинск» о невозможности исполнения решения суда об оборудовании объекта социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в связи с отсутствием финансирования не может служить основанием к отмене решения, поскольку не влияет на правильность выводов суда, данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения требований законодательства.

Приведенный в апелляционной жалобе довод администрации МОГО «Усинск» о том, что у прокурора города Усинска отсутствует право на подачу такого заявления, несостоятелен.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку неисполнение требований Федерального Закона № 181-ФЗ по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства избрать такой способ защиты нарушенных прав как – обращение в суд с настоящим заявлением.

Не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о том, что нуждаемость людей с ограниченными возможностями передвижения в услугах библиотеки отсутствует, поскольку данное утверждение не подтверждено достаточной совокупностью доказательств.

Ссылка в апелляционной жалобе о том, что при рассмотрении дела судом не было учтено мнение третьего лица в силу части 3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ не может служить основанием для отмены решения суда. МБУ «Центральная детская библиотека» была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица по определению от 18 июня 2012 г, о времени и месте рассмотрения дела по существу извещено надлежаще, в суд своего представителя не направило. Своими процессуальными правами не воспользовалось.

Основываясь на правильном применении и толковании положений приведенных норм законодательств, и учитывая, что здание, находящееся в оперативном управлении Муниципального бюджетного учреждения культуры «Усинская централизованная библиотечная система», является ... собственностью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрация МО ГО «Усинск» должна принимать конкретные решения и совершать конкретные действия в интересах инвалидов, компенсирующие отсутствие технической возможности полностью приспособить действующий объект для нужд инвалидов.

Оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усинского городского суда Республики Коми от 01 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МОГО «Усинск» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: