ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4487 от 30.05.2013 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Ануфриев М.А. дело № 33-4487

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 мая 2013 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Королевой Е.В.

судей Кудриной Я.Г., Ровенко П.А.

при секретаре Мочаловой Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий подкомиссии Хасанской таможни по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Хасанского районного суда Приморского края от 19 марта 2013 года, которым в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что приказом начальника Дальневосточного таможенного управления ФТС РФ от 26 августа 2011 года № она была поставлена на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. С момента принятия на учет она неоднократно обращалась к начальнику Хасанской таможни, являющемуся председателем подкомиссии таможенного органа, с требованием о внесении обоснованного предложения о выделении субсидии. Однако во внесении такого предложения ей было отказано. При этом в 2012 году подкомиссия Хасанской таможни направила предложение о выделении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения ФИО11. Полагает, что поскольку жилое помещение, в котором она проживает, признано в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения должна быть представлена ей вне очереди. Бездействие должностных лиц по ненаправлению предложения о выделении единовременной субсидии препятствует в реализации ее прав. Просит признать незаконными и нарушающими ее права отказ подкомиссии Хасанской таможни в направлении предложения о выделении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в подкомиссию Дальневосточного таможенного управления ФТС России, бездействие подкомиссии Хасанской таможни, выраженное в ненаправлении предложения о выделении ей единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в подкомиссию Дальневосточного таможенного управления ФТС России, обязать подкомиссию Хасанской таможни направить в соответствии со ст.53 Федерального закона «О государственной службе РФ», Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63, предложение о выделении ей единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в подкомиссию Дальневосточного таможенного управления ФТС России.

В судебном заседании заявитель поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Хасанской таможни не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что подкомиссия таможни вносит в ДВТУ предложение по кандидатуре гражданского служащего, состоящего на учете на получение единовременной субсидии, при наличии выделенных для этих целей денежных средств. Очередность лиц, состоящих на учете для получения субсидии, определяется на основании рейтинга приоритетности гражданских служащих. Предложение о предоставлении единовременной субсидии вносится в отношении гражданского служащего, имеющего наиболее высокий рейтинг. Согласно протоколу заседания комиссии от 30 марта 2012 года ФИО1 имеет 4 место в рейтинге. Денежные средства на осуществление единовременных выплат были выделены только в 2012 году. Предложение о выделении субсидии подкомиссией таможни было внесено в отношении гражданского служащего, состоящего на учете и имеющего более высокое рейтинговое место, чем заявитель.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения.

В соответствии с п.4 ст.53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
к дополнительным государственным гарантиям гражданских служащих относится, в том числе, один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 27 января 2009 года № 637 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", которым утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Согласно п.п.«в» п.2 указанных Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

По делу установлено, что приказом ДВТУ от 26 августа 2011 года № ФИО1 поставлена на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании п.п. «в» п.2 Правил как проживающая в жилом помещении, непригодном для проживания.

Протоколом № 2 заседания подкомиссии Хасанской таможни для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможни единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 30 марта 2012 года определен рейтинг с применением критерия, который определил приоритетность гражданских служащих из числа состоящих на учете для получения единовременной субсидии, в соответствии с которым ФИО1 определено 4 место.

Письмом и.о. начальника Хасанской таможни от 20 февраля 2013 года заявителю разъяснено, что основания для направления предложений в подкомиссию ДВТУ о выделении ей единовременной субсидии на приобретение жилого помещения вне очереди у подкомиссии таможенного органа отсутствуют. Положения п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ не распространяют свое действие на правоотношения по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственными гражданскими служащими. В приоритетном порядке подкомиссией вносятся предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим, имеющим более высокий рейтинг.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом рейтингового положения государственных гражданских служащих из числа состоявших на учете для получения единовременной субсидии подкомиссией Хасанской таможни обоснованно внесено предложение о предоставлении единовременной субсидии государственному гражданскому служащему, имеющему более высокий рейтинг, чем у ФИО1

Также судом установлено, что со стороны подкомиссии Хасанской таможни отсутствует бездействие в отношении ФИО1 по внесению предложений о предоставлении ей выплаты, равно как и отказ во внесении предложения о предоставлении единовременной выплаты.

При этом суд руководствовался Методическими рекомендациями об организации в таможенных органах Российской Федерации работы по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных заместителем руководителя Федеральной таможенной службы 20 декабря 2010 года.

Вместе с тем, порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственному гражданскому служащему устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации.

Единовременная субсидия на приобретение жилого помещения является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой государственному гражданскому служащему, а не стимулирующей выплатой по результатам труда, и ее предоставление не может ставиться в зависимость от эффективности и результативности деятельности государственного служащего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 63 предусмотрено только одно исключение из данного правила, а именно, когда данная субсидия в целях учета особенностей профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей может предоставляться гражданским служащим, замещающим должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" высшей группы должностей без учета условий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, (п.3 раздела I Правил).

В силу ст.10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Поскольку федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", Законом Приморского края "О государственной гражданской службе Приморского края" не определена очередность предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в данном случае рассмотрение вопроса о направлении предложения о выделении гражданскому служащему субсидии на основании п.п.«в» п.2 Правил должно осуществляться с соблюдением норм жилищного законодательства.

В силу ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

ФИО1 реализовала свое право, обратившись в Дальневосточное таможенное управление с заявлением о предоставлении ей субсидии на приобретение жилья в связи с тем, что ее жилье в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, а поэтому она имеет право на внеочередное получение такой субсидии.

При таких обстоятельствах, нельзя признать законным и обоснованным отказ подкомиссии Хасанской таможни в направлении предложения о выделении ФИО1 единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в подкомиссию Дальневосточного таможенного управления ФТС России по мотиву нахождения заявителя на 4 месте в рейтинге, который определил приоритетность гражданских служащих из числа состоящих на учете для получения единовременной субсидии. А поэтому не основано на законе и бездействие подкомиссии Хасанской таможни по ненаправлению предложения о выделении ФИО1 единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в подкомиссию Дальневосточного таможенного управления ФТС России.

В связи с указанными обстоятельствами решение Хасанского районного суда Приморского края от 19 марта 2013 года подлежит отмене.

Поскольку судом установлены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении требований ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Хасанского районного суда Приморского края от 19 марта 2013 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным отказ подкомиссии Хасанской таможни в направлении предложения о выделении ФИО1 единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в подкомиссию Дальневосточного таможенного управления ФТС России.

Признать незаконным бездействие подкомиссии Хасанской таможни, выраженное в ненаправлении предложения о выделении ФИО1 единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в подкомиссию Дальневосточного таможенного управления ФТС России.

Обязать подкомиссию Хасанской таможни направить в соответствии со ст.53 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 637, предложение о выделении ФИО1 единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в подкомиссию Дальневосточного таможенного управления ФТС России.

Председательствующий

Судьи