ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4537/2012Г от 25.10.2012 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-4537/2012 г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Ивановой Е.А.

Судей Ауловой Т.С. и Костенко Е.Л.

При секретаре Груздевой С.В.

Рассмотрела в судебном заседании 25 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе Князева Ю.А. на решение Сыктывкарского городского суда от 26 июля 2012 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Князева Ю.А. к УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар», Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными действий по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме ... в размере 19 рублей 75 коп. (до 19.03.2011г.) за 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц с включением в нее платы за полную смену рулонного покрытия кровли, за ремонт форточек, за ежедневную уборку контейнерных площадок, за уборку газонов, за очистку газонов от опавших листьев, за выкашивание газонов комбинированных, за уборку с газонов травы скошенной газонокосилкой, за смену (установку) отдельных участков металлического ограждения газонов, по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме ... в размере 19 рублей 75 коп. (до 19.03.2011г.) за 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц с включением в нее платы за несовместимые по сезонам работы услуги: летом – за очистку крыш от слежавшегося снега со сбрасыванием сосулек, с добавлением на каждые следующие 10 см слоя, сдвигание снежного снега, очистку территории под скребок, пескопосыпку территории, подметание песка оставшегося после зимней посыпки, уборку свежевыпавшего снега, подметание территории от снега и летом – за ремонт отдельных участков отмосток, подметание территории, уборку, очистку и выкашивание газонов, уборку площадки перед входом в подъезд, уборку с газонов травы, погрузку, разгрузку и вывоз листьев, веток, мусора, отказать.

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения Князева Ю.А., представителя АМО ГО «Сыктывкар» Матвеева В.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Князев Ю.А. обратился в суд с иском к УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными действий по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: ... в размере 19 руб. 75 коп. за 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц (до 19.03.2011г.), а также в размере 18 руб. 86 коп. (с 19.03.2011г.) за 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц в связи с необоснованным включением в нее платы за некоторые виды работ, которые не должны выполняться по дому, в котором проживает истец.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО ГО «Сыктывкар», в качестве третьего лица – ООО «ЖУК-2».

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 02.02.2012г. Князеву Ю.А. отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар» по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме ... в размере 18 рублей 86 копеек (с 19.03.2011г.) за 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц.

В судебном заседании по настоящему делу Князев Ю.А. поддержал требования к УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар», Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконными действий по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме ... в размере 19 рублей 75 коп. (до 19.03.2011г.) за 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц, указывая, что ответчики незаконно включили в конкурсную документацию при выборе управляющей компании в предлагаемые тарифы за оказываемые услуги за полную смену рулонного покрытия кровли, за ремонт форточек, за ежедневную уборку контейнерных площадок, за уборку газонов, за очистку газонов от опавших листьев, за выкашивание газонов комбинированных, за уборку с газонов травы скошенной газонокосилкой, за смену (установку) отдельных участков металлического ограждения газонов; за постоянно выпоняемые несовместимые по сезонам работы услуги: летом – за очистку крыш от слежавшегося снега со сбрасыванием сосулек, с добавлением на каждые следующие 10 см слоя, сдвигание снежного снега, очистку территории под скребок, пескопосыпку территории, подметание песка оставшегося после зимней посыпки, уборку свежевыпавшего снега, подметание территории от снега и летом – за ремонт отдельных участков отмосток, подметание территории, уборку, очистку и выкашивание газонов, уборку площадки перед входом в подъезд, уборку с газонов травы, погрузку, разгрузку и вывоз листьев, веток, мусора.

Представители УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар», Администрации МО ГО «Сыктывкар», ООО «ЖУК-2» с исковыми требованиями не согласились.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Князев Ю.А. решение суда просит отменить, указывая на незаконность и необоснованность выводов суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия решение суда находит подлежащим отмене.

Судом установлено, что Князев Ю.А. является собственником квартиры по адресу: ...

Так как собственники жилых помещений в этом доме способ управления домом не избрали, то в соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 13.08.2010г.) Администрацией МО ГО «Сыктывкар» через обособленное структурное подразделение УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар» 20.08.2009г. был организован и проведен конкурс по отбору управляющих организаций в отношении многоквартирного дома ....

По результатам конкурса, с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: ... находится в управлении ООО «ЖУК-2» на основании договора управления.

Согласно ст.156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. При этом размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) (в редакции, действовавшей до 30.06.2012г.).

Аналогичные положения содержатся в п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491.

В соответствии с п. 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Конкурсная документация включала в себя сведения по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в отношении объекта конкурса (Приложение № 4 к извещению). В отношении дома ... плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома была определена в размере 19 рублей 75 коп. и содержала в себе плату за набор установленных по Перечню работ и услуг, в том числе:

п. 39 за смену рулонного покрытия кровли,

п.п. 22, 28 за ремонт форточек и за смену оконных приборов – заверток форточных,

п. 122 за ежедневную уборку контейнерных площадок,

п.п. 125, 126, 128, 129 и 138 за уборку газонов, за очистку газонов от опавших листьев, за выкашивание газонов комбинированных, за уборку с газонов травы скошенной газонокосилкой, за смену (установку) отдельных участков металлического ограждения газонов,

п.п. 42, 43, 131-137, 123-130 в течение всего календарного года по за сезонные работы (очистку крыш от слежавшегося снега со сбрасыванием сосулек, с добавлением на каждые следующие 10см слоя, сдвигание свежего снега очистку территории под скребок, пескопосыпку территории, подметание песка оставшегося после зимней посыпки, уборку свежевыпавшего снега, подметание территории от снега и летом – за ремонт отдельных участков отмосток, подметание территории, уборку, очистку и выкашивание газонов, уборку площадки перед входом в подъезд, уборку с газонов травы, погрузку, разгрузку и вывоз листьев, веток, мусора) одновременно.

Первоначально начисления платы за услугу «содержание и ремонт общего имущества дома производилось ООО «ЖУК-2» по цене 19 рублей 75 коп. за 1 кв.м. общей площади жилья.

19.03.2011г. в конкурсную документацию внесены изменения, плата за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме ... была установлена в размере 18 рублей 86 коп. за 1 кв.м общей площади жилых помещений, так как в этой документации содержались сведения о необходимости проведения работ по содержанию и ремонта дома, которые не должны проводиться и объективно не могли быть проведены в связи с отсутствием контейнерных площадок, газонов и их ограждений, форточек и т.д.

В новой редакции конкурсной документации в перечень оказываемых услуг были включены фактически необходимые работы по содержанию и ремонту дома ...

Отказывая Князеву Ю.А. в удовлетворении требований, суд указал, что включение в перечень обязательных работ в зависимости от сезона (зимой – уборка снега и т.д., летом – уборка травы и т.п.) не противоречит требованиям законодательства и не свидетельствует о включении в перечень работ и услуг, не соразмерных фактически требуемым годовым объемам, видам услуг и работ в указанном многоквартирном доме, а так же что оспариваемые действия Администрации МО ГО «Сыктывкар» и УЖКХ Администрации МО ГО «Сыктывкар» по установлению и утверждению платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме ... в размере 19 рублей 75 коп. (до 19.03.2011г.) за 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц, по мнению суда, не ограничивают право требования Князева Ю.А. к ООО «ЖУК-2» на предмет перерасчета начислений в силу непредставления, некачественного предоставления жилищной услуги по адресу: ....

Данный вывод суда противоречит требованиям закона и не основан на материалах дела.

В соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Порядок проведения конкурса определен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 N 453).

Согласно пп. 4 п. 41 вышеназванных Правил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя перечень обязательных работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, согласно приложению N 2. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг.

В случае если к проведению конкурса была привлечена специализированная организация, то в силу положений п.п. 7, 8, 9, 10 вышеназванных Правил, эта организация действует от имени организатора конкурса, т.е. органа местного самоуправления, который несет солидарную ответственность за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) специализированной организации, связанных с проведением конкурса и совершенных в пределах полномочий, переданных ей организатором конкурса на основе договора.

Исходя из буквального толкования этих норм, именно организатор конкурса должен определять объемы и виды работ и услуг и их стоимость, исходя из особенностей каждого дома, а так же нести ответственность в случае нарушения чьих либо прав при проведении конкурса.

Судом установлено, что организатором конкурса выступала АМО ГО «Сыктывкар» через свое обособленное структурное подразделение УЖКХ.

Из материалов дела следует, что в конкурсную документацию по выбору управляющей компании для управления домом ... были включены виды работ и услуг, а так же определена их стоимость, которые объективно не могли выполняться по этому дому п. 39 за смену рулонного покрытия кровли (п.п. 22, 28 за ремонт форточек и за смену оконных приборов – заверток форточных, п. 122 за ежедневную уборку контейнерных площадок, п.п. 125, 126, 128, 129 и 138 за уборку газонов, за очистку газонов от опавших листьев, за выкашивание газонов комбинированных, за уборку с газонов травы скошенной газонокосилкой, за смену (установку) отдельных участков металлического ограждения газонов) так как смена рулонного покрытия не требовалась, форточек в доме не предусмотрено, контейнерные площадки для мусора и газоны отсутствуют.

Кроме того, материалами дела установлено, что сезонные работы (летом или зимой) в оплату включены одновременно, а не в зависимости от сезона, что ведет к оплате неоказываемых услуг.

Таким образом, действия АМО ГО «Сыктывкар» как организатора конкурса и УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» по включению в конкурсную документацию по отбору управляющей организации для ... указанных в заявлении Князева Ю.А. работ и услуг и их стоимости нельзя признать соответствующими требованиям законодательства.

Указанные обстоятельства и требования закона судом первой инстанции при вынесении решения учтены не были, в связи с чем суд сделал ошибочный вывод об отсутствии оснований для удовлетворении требований Князева Ю.А.

То, что Князев Ю.А. имеет право на перерасчет оплаты за фактически неоказанные ему услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, не может служить основанием для отказа ему в иске о признании незаконными оспариваемых действий ответчиков.

Учитывая изложенное, судебная коллегия решение суда находит подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований Князева Ю.А.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда от 26 июля 2012 года отменить.

Вынести по делу новое решение:

Требования Князева Ю.А. к АМО ГО «Сыктывкар» и УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» удовлетворить.

Признать незаконными действия АМО ГО «Сыктывкар» и УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» по включению в конкурсную документацию по выбору управляющей компании для ...:

- работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и установлению платы за них до 19.03.2011г. в виде полной смены рулонного покрытия кровли, ремонта форточек, ежедневной уборки контейнерных площадок, уборки газонов, очистки газонов от опавших листьев, выкашивания газонов комбинированных, уборки с газонов травы скошенной газонокосилкой, смены (установки) отдельных участков металлического ограждения газонов;

- по одновременному круглогодичному включению в плату за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме ... до 19.03.2011г. платы за сезонные работы и услуги: летом – очистку крыш от слежавшегося снега со сбрасыванием сосулек, с добавлением на каждые следующие 10 см слоя, сдвигание снежного снега, очистку территории под скребок, пескопосыпку территории, подметание песка оставшегося после зимней посыпки, уборку свежевыпавшего снега, подметание территории от снега и зимой – ремонт отдельных участков отмосток, подметание территории, уборку, очистку и выкашивание газонов, уборку площадки перед входом в подъезд, уборку с газонов травы, погрузку, разгрузку и вывоз листьев, веток, мусора.

Председательствующий:

Судьи: