Воронежский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Воронежский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-4597
Строка № 57 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «06» сентября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Лариной В.С.
судей: Сухова Ю.П., Трофимовой М.В.
с участием прокурора Бескакотова А.А.
при секретаре Петрыкиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по иску прокурора Хохольского района Воронежской области к Администрации Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
по апелляционному представлению прокурора Хохольского района Воронежской области
на решение Хохольского районного суда Воронежской области от 25 июня 2012 года
(судья райсуда А.А. Привалов)
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Хохольского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области по принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения и возложить обязанность на администрацию Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог местного значения в границах населенного пункта. ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Постановлением Правительства Воронежской области №812 от 13.09.2011 года утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов осуществления муниципального контроля органами меcтного самоуправления Воронежской области. Решением народных депутатов Костенского сельского поселения №12 от 25.04.2012 года утверждено Положение о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения, однако до настоящего времени меры к разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения не приняты (л.д.2-4).
Решением Хохольского районного суда Воронежской области от 25 июня 2012 года прокурору Хохольского района Воронежской области в иске к Администрации Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения отказано (л.д. 15,16-17).
В апелляционном представлении прокурора Хохольского района Воронежской области ставится вопрос об отмене данного решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения, указывая на то, что выводы суда основаны на неприменении норм материального права, подлежащих применению, и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела (л.д.20-23,25).
Не явившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Бескакотова А.А., обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему:
В силу требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении искового заявления прокурора Хохольского района Воронежской области, районный суд исходил из того, что решение вопросов местного значения отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается, и, соответственно, суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять тот или иной муниципальный правовой акт, что административный регламент осуществления муниципального контроля не затрагивает права неопределенного круга граждан, в защиту которых может обратиться прокурор. Так же районный суд отождествил Положение о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения, принятого решением Совета народных депутатов Костенского сельского поселения от 25.04.2012 года № 12, и административный регламент.
Однако с такими выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 17.1 этого же Закона к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
В силу п.4 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Воронежской области №812 от 13.09.2011г. утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления Воронежской области
Анализ приведенных норм федерального и регионального законодательства показывает, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов.
Решением Совета народных депутатов Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области №12 от 25.04.2012г. утверждено Положение о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения (л.д.6-8).
Однако как следует из материалов дела, в Костенском сельском поселении Хохольского муниципального района Воронежской области административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения не принят (л.д.5).
Непринятие вышеуказанного административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.
При этом судебная коллегия отмечает, что административный регламент осуществления муниципального контроля - нормативный правовой акт исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, а также устанавливает порядок взаимодействия органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями при осуществлении муниципального контроля.
Таким образом, наличие Положения о муниципальном контроле за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения, утвержденное решением Совета народных депутатов Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области №12 от 25.04.2012г., не свидетельствует о том, что администрацией Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области принят административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения.
Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора Хохольского района Воронежской области по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Хохольского районного суда Воронежской области от 25 июня 2012 г. отменить, принять новое решение:
Признать незаконным бездействие администрации Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области по принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения.
Обязать администрацию Костенского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Костенского сельского поселения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: