Дело № 33-4610/2014
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 18 сентября 2014 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Андреевой Т.Б.,
судей Решетникова М.Н., Рябинина К.В.,
при секретаре Мальцеве А.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции России по Ленинградской области на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2014 года по делу № по заявлению К. об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области в государственной регистрации решения Совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., объяснения представителя Управления Министерства юстиции по Ленинградской области – ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
установила:
К. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области в государственной регистрации решения Совета депутатов, указав, что 03 апреля 2014 года было получено заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области об отказе в государственной регистрации решения совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области № от 18 февраля 2014 года «О внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области». Отказ обосновывался тем, что газета «Тосненский вестник» от 15 января 2014 года с публикацией проекта муниципального правового акта с одновременным опубликованием установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении и газета «Тосненский вестник» от 22 февраля 2014 года, содержащая сведения о результатах публичных слушаний по указанному проекту, представлены в одном экземпляре, а не в двух, как предписано законом. Кроме того, было отказано в регистрации в виду наличия коррупциогенных факторов из-за отсутствия уточнения реквизитов Федерального закона в пункте 1.6 Решения и пункте 3 части 17 статьи 24 устава муниципального образования.
Согласно требованиям регистрирующего органа устав муниципального образования был приведен в соответствие с действующим законодательством, исправлены опечатки и внесены технические изменения и дополнения, не меняющие по существу ранее опубликованное (обнародованное) решение Совета депутатов «О внесение изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области». 14 апреля 2014 года Глава Федоровского сельского поселения письмом № направил повторно все необходимые документы для регистрации изменений в устав с изложением доводов об отсутствии коррупциогенных факторов. 14 мая 2014 года заявителем получено новое заключение об отказе в государственной регистрации решения совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 14 апреля 2014 года № «О внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области».
Данное заключение заявитель считает незаконным и необоснованным, нарушающим конституционные права и интересы жителей сельского поселения на самостоятельное решение вопросов местного значения и закрепление своего волеизъявления в нормативных муниципальных актах.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2014 года заявление К. было удовлетворено. Отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области в государственной регистрации решения Совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области № от 14.04.2014 года «О внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области», содержащийся в заключении № от 14.05.2014 года, признан незаконным. На Управление Министерства юстиции по Ленинградской области возложена обязанность по проведению государственной регистрации решения совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области № от 14.04.2014 года «О внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области». Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного решения, Управление Министерства юстиции по Ленинградской области подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просило решение отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что был нарушен порядок принятия решения о внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, поскольку отсутствуют предписанные законом публикации. Представленные публикации от 15.01.2014 и 22.02.2014 в газете «Тосненский вестник» имеют отношение к предыдущему решению № от 18.02.2014, в регистрации которого было отказано 03.04.2014. 14.04.2014 года заявителем был представлен вновь принятый правовой акт – решение Совета депутатов Федоровского сельского поселения от 14.04.2014 № 211. Указанное обстоятельство, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о том, что Совет депутатов, согласившись с доводами Управления, принял новое решение о внесении изменений в Устав муниципального образования, но при этом нарушил порядок принятия данного решения.
Также в жалобе указано на то, что Федеральный закон № 131-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вопросов местного значения, который не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный федеральный закон. При этом, данным федеральным законом к вопросам местного значения не отнесен муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей, в связи с чем, включение данного полномочия в качестве вопроса местного значения в Устав муниципального образования Управление считает незаконным.
Кроме того, отсутствие перечня конкретных полномочий исключает возможность для Управления провести антикоррупционную экспертизу, что противоречит постановлению Правительства РФ от 26.02.2014 № 96. Дополнительно податель жалобы отмечает, что в уставе муниципального образования должны быть отражены конкретные полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, применение отсылочных ном является недопустимым.
К. и представитель Совета депутатов МО «Федоровское сельское поселение» Тосненского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещённых, но не явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области отказало в государственной регистрации решения совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 14.04.2014 года № «О внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» по следующим основаниям: не направлены сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования; в проекте устава к вопросам местного значения отнесен вопрос по осуществлению контроля за проведением муниципальных лотерей, а данное положение утратило силу на основании Федерального закона РФ № 416 - ФЗ от 28.12.2013 года; установление «иных полномочий, установленными федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом и нормативными правовыми актами совета депутатов поселения» контрольно-счетного органа поселения без указания конкретных полномочий не позволяет провести антикоррупционную экспертизу на наличие дублирующих полномочий; дублирование в пп. 1 п. 1.6 Решения Совета депутатов часть фразы «при этом решение о самороспуске»; некорректное название Верховного Суда; не конкретизированы сроки опубликования Главой муниципального образования зарегистрированных Устава и муниципального правового акта, что подтверждается заключением № от 14.05.2014 года (л.д.9-12).
24.12.2013 года Советом депутатов второго созыва принято решение № об Уставе Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, которым одобрен проект изменений в Устав, приложен проект Устава поселения (л.д.27-36).
15.01.2014 года в «Тосненском Вестнике» опубликовано решение Федоровского сельского поселения Совета депутатов второго созыва № от 24.12.2013 года о внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области с указанием проекта изменений и заключение по протоколу о публичных слушаний по вопросу внесений изменений Устава (л.д. 17-18).
Согласно ст. 8 Устава Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области «Тосненский Вестник» является официальным источником опубликования нормативных актов поселения.
14.02.2014 года прошли публичные слушания по вопросу внесения изменений в Устав Федоровского сельского поселения (л.д.37-38).
Согласно выписке из протокола № от 14.04.2014 года Совета депутатов Федоровского сельского поселения учтены замечания, указанные в заключении об отказе в государственной регистрации решения Совета депутатов Федоровского сельского поселения от 18.02.2014 года №, одобрен проект решения и постановлено направить документы в регистрирующий орган (л.д.39-40).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная законом процедура принятия решения Совета депутатов Федоровского сельского поселения не нарушена. Также суд указывает, что до 01.07.2014 года муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей действует, в связи с чем, включение в перечень вопросов местного значения вопроса муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей не может считаться нарушением федерального закона. Наличие в Уставе отсылочных положений об иных полномочиях органов местного самоуправления, по мнению суда, не противоречит законодательству, поскольку содержание этих пунктов дублирует положение пункта 9 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дублирование фраз «при этом решение о самороспуске», допущенное в пп. 1 п. 1.6 Решения совета депутатов Федоровского сельского поселения, а также некорректное название, по мнению регистрирующего органа, Верховного Суда РФ, не может являться основанием к отказу в государственной регистрации, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для отказа в регистрации изменений в Устав.
Судебная коллегия полагает, что решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2014 года подлежит отмене как вынесенное в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч.4 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Согласно ч.6 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
В соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган направляются:
1) новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;
2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят указанный акт;
3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.7 ст.4 Федерального закона № 97-ФЗ в случае, если в результате проверки, указанной в части 2 настоящей статьи, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования и (или) о наличии в уставе муниципального образования коррупциогенных факторов, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.
В силу ч.8 ст.4 Федерального закона № 97-ФЗ принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.
Принимая во внимание то, что часть 8 ст.4 Федерального закона № 97-ФЗ не устанавливает специальный порядок повторного представления в регистрирующий орган устава для его государственной регистрации после первоначального отказа в такой регистрации, при повторном представлении муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования для его регистрации должны быть представлены документы, указанные в ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 97-ФЗ, в том числе и сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта.
Как следует из материалов дела, в регистрирующий орган не были представлены сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта представленного для регистрации решения совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 14.04.2014 года № «О внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области».
Вышеуказанное обстоятельство в силу ч.6 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ является основанием для отказа в регистрации решения о внесении изменений в устав в связи с нарушением установленного законом порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав. Вывод суда о наличии публикации данного правового акта органа местного самоуправления является необоснованным, поскольку в средстве массовой информации было опубликовано решение Совета депутатов от 24.12.2013 года №, то есть другое решение. По смыслу ч.4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 97-ФЗ в регистрирующий орган должны быть представлены сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта именно того акта о внесении изменений в устав муниципального образования, который представляется на государственную регистрацию. Между тем, материалы дела не содержат доказательства опубликования проекта решения совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 14.04.2014 года №.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона № 131-ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 2 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст.6 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признан утратившим силу пункт 35 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, который к вопросам местного значения поселения относил осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей. Данный Федеральный закон вступил в силу 30 января 2014 года. Следовательно, с 30 января 2014 года осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей не отнесено к вопросам местного значения поселений.
Представленное для регистрации решение совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 14.04.2014 года № «О внесении изменений в Устав Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области» содержит положение об отнесении к вопросам местного значения поселения осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей, что противоречит части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года № 416-ФЗ. Данное обстоятельство в силу ч.6 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ является основанием для отказа в регистрации решения о внесении изменений в устав в связи с противоречием устава муниципального образования федеральному закону.
Ссылка суда в обоснование правомерности наличия в уставе положения об отнесении к вопросам местного значения поселения осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей на ч.3 ст.7 Федерального закона от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой проведение региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей прекращается до 1 июля 2014 года, не обоснована, поскольку законодателем не установлено, что пункт 35 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ утрачивает силу только с 01 июля 2014 года.
Руководствуясь ст.327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 24 июня 2014 года отменить и вынести по делу новое решение.
В удовлетворении заявления К. об оспаривании отказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области в государственной регистрации решения Совета депутатов Федоровского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Минзар О.И.