ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-466/2018 от 12.02.2018 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Колчина Л.М. Дело № 33-466/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Романовой В.В.,

судей Ахрамеева С.В., Клюевой С.А.,

при секретаре Лёзиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Клюевой С.А. дело по апелляционной жалобе Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на решение Калужского районного суда Калужской области от 14 сентября 2017 года по делу по иску Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к акционерному обществу «Газпром газораспределение Калуга» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛА:

31 мая 2017 года Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области обратилось в суд с иском к акционерному обществу «Газпром газораспределение Калуга» (далее АО «Газпром газораспределение Калуга») в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и с учетом уточнения требований, ссылаясь на неисполнение ответчиком принятых обязательств по заключенному между ними 03 июня 2016 года договору о подключении № 27п/14, просило возложить на ответчика обязанность исполнить указанный договор и осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства с пуском газа ФИО1; осуществить действия по созданию сети газораспределения до точек подключения (технологического присоединения) ФИО3 и ФИО4, предусмотренные договором и техническими условиями, определив размер оплаты за указанные действия в соответствии с пунктом 3.1 договора в размере 359688 руб. 99 коп.; возвратить ФИО2 денежные средства в размере 89 922 руб. 25 коп.; взыскать в пользу каждого из истцов договорную неустойку в размере 42488 руб. 26 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6383 руб. 75 коп., неустойку в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" в размере 89922 руб. 24 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 13 000 руб. каждому.

Определением Калужского районного суда Калужской области от 05 июля 2017 года в деле в качестве третьего лица привлечено министерство конкурентной политики Калужской области.

В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО3, ФИО4 и ее представитель ФИО7 уточненные требования поддержали.

Представители ответчика АО «Газпром газораспределение Калуга» - ФИО8 и ФИО9 возражала против удовлетворения исковых требований.

Третье лицо министерство конкурентной политики Калужской области, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 14 сентября 2017 года исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к АО «Газпром газораспределение Калуга» о защите прав потребителей оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области поставлен вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области ФИО5, ФИО10, ФИО2, ФИО1, ФИО3, ФИО4, ее представителя ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей АО «Газпром газораспределение Калуга» - ФИО8, ФИО9, ФИО11, представителя министерства конкурентной политики Калужской области ФИО12, возражавших против доводов жалобы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и доводы возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 03 июня 2015 года между ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 (заявители) и АО «Газпром газораспределение Калуга» (исполнитель) заключен договор о подключении №27п/14, по условиям которого исполнитель обязался осуществить подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, расположенных на принадлежащих заявителям земельных участках по адресам: <адрес> (ФИО1, ФИО2 и ФИО4) и <адрес> (ФИО3), к сети газораспределения в соответствии с пунктами 88-90 «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314, с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявители обязуются оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Подключение объектов к сети газораспределения производится исполнителем не позднее 1,5 лет с момента заключения сторонами настоящего договора при условии надлежащего выполнения сторонами обязательств, принятых ими по договору (пункт 1.3).

Обязанность на основании технического условия разработать проектную документацию на создание (реконструкцию) сети газораспределения до точки (точек) подключения (технологического присоединения) на границах земельных участков заявителей в силу пункта 2.1.1 договора возложена на ответчика, на истцов, в силу пункта 2.3.1 договора возложена обязанность разработать проектную документацию на строительство газопровода от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования, а также выполнить условия подготовки сети газораспределения и газоиспользующего оборудования к подключению, установленные в настоящем договоре и технических условиях, включая комплекс проектных и строительно-монтажных работ по созданию сети газопотребления на принадлежащих заявителям земельных участках (пункт 2.3.2).

В силу пункта 2.3.5 договора на заявителей возложена обязанность уведомить исполнителя о выполнении технических условий. Уведомление направляется исполнителю способом, позволяющим достоверно убедиться в получении уведомления исполнителем.

В течение 5 рабочих дней со дня уведомления заявителей о выполнении ими технических условий проверить выполнение заявителями технических условий (пункт 2.1.4 договора).

Действия по подключению (технологическому присоединению) исполнитель в силу пункта 2.1.5 договора обязан осуществить не позднее даты подключения, установленной в п.1.3 договора (но не ранее подписания акта о готовности).

Предварительный размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом министерства тарифного регулирования Калужской области от 26 декабря 2014 года № 191-рк и составляет 359689 руб. 02 коп., после окончания разработки проекта газоснабжения и проведения его экспертизы размер платы за технологическое присоединение корректируется путем заключения дополнительного соглашения (пункт 3.1). Внесение платы осуществляется ежемесячно, пропорционально сумме договора в течение 17 месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем подписания договора (пункт 3.2).

Обязанность внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, установленные договором, возложена на заявителей (пункт 2.3.7 договора).

Договор в силу пункта 8.1 действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.

Анализ вышеназванных условий договора, как верно отметил суд первой инстанции, позволяет сделать вывод о том, что договором установлен встречный характер обязательств, то есть ответчик может выполнить свои обязательства только при условии выполнения истцами своих обязательств.

Как установил суд, 18 июня 2015 года ответчик начал проводить закупочные процедуры в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

03 августа 2015 года ответчик заключил с ООО «АНТ-Информ» договор на выполнение проектных работ №7454, на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации, выполнение изыскательских работ прохождения негосударственной экспертизы ПИР для строительства объекта технологического присоединения к сетям ОАО «Газпром газораспределение Калуга».

Согласно акту от 30 октября 2015 года работы по вышеуказанному договору выполнены и приняты ответчиком.

Разработка проектной и рабочей документации, выполнение изыскательских работ и прохождение негосударственной экспертизы ПИР для строительства объектов технологического присоединения к сетям ОАО «Газпром газораспределение Калуга» осуществлялась ООО Проектный институт «Тамбовсельхозпроект».

Положительное заключение негосударственной экспертизы от 27 октября 2015 года выполнено ООО «Мордовский институт негосударственной экспертизы».

Как видно по делу, ответчиком понесены расходы по оплате выполненных работ по ПИР в сумме 414398 руб. 31 коп., 7335 руб. -расходы на проведение конкурсных закупок по ПИР и 112640 руб. – за приобретение ГРПШ.

Последний платеж истцами по договору от 03 июня 2015 года, как следует из материалов дела, произведен 28 ноября 2016 года.

15 февраля 2017 года генеральный директор АО «Газпром газораспределение Калуга» обратился в министерство конкурентной политики Калужской области с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, поскольку, как установил суд, работы по выполнению ответчиком своих обязательств по договору №27п/14 от 03 июня 2015 года должны включать в себя прокладку газопровода под дорогой и проведение врезки под давлением.

Приказом министерства конкурентной политики №21-РК от 20 марта 2017 года установлена в индивидуальном порядке плата за техническое присоединение газоисполняющего оборудования к газораспорядительным сетям АО «Газпром газораспределение Калуга» объекта капитального строительства: газопровод высокого давления, низкого давления с установкой ГРПШ до границы земельного участка по адресу: <адрес><адрес><адрес>, по проекту АО «Газпром газораспределение Калуга» для заявителей: ФИО1, ФИО3, ФИО2 и ФИО4 в размере 963578 руб. без учета НДС и включает в себя расходы на проектирование и инженерно-геодезические изыскания (414398 руб., на проведение конкурсных закупок товаров, работ, услуг на ПИР ( 7335 руб.), расходы на выполнение техусловий (341140 руб., в том числе строительство полиэтиленовых газопроводов -122860 руб. и строительство ГРПШ – 218280 руб.), расходы, связанные с осуществлением фактического подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения и проведением пуска газа (12662 руб.) и налога на прибыль.

Указанный приказ истцами не оспорен.

27 марта 2017 года ответчиком в адрес истцов было направлено дополнительное соглашение к договору №27п/14 от 03 июня 2015 года, которым скорректирована цена за технологическое присоединение - 1137022 руб., в том числе НДС 18% - 173444 руб. 04 коп. Оставшаяся часть платы (359689 руб. 02 коп. истцами уплачена) - 777333 руб. 05 коп. предложена к оплате по графику: до 15.04.2017, до 30.04.2017, до 15.05.2017, до 31.05.2017, до 15.06.2017 и до 30.06.2017 по 129555 руб. 50 коп.

Истцы от подписания дополнительного соглашения отказались, обратившись 20 апреля 2017 года к ответчику с претензией и 31 мая 2017 года в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд, учитывая что истицами не представлено доказательств выполнения возложенных на них обязанностей, предусмотренных положениями договора и техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора и уведомления ответчика о готовности газоиспользующего оборудования с их стороны, пришел к выводу о том, что вины ответчика в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению в предусмотренные договором сроки не имеется, в связи с чем требования истцов об обязании ответчика исполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения и производные от основного требования о взыскании неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа посчитал не подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия в области газоснабжения, Правительство Российской Федерации постановлением от 30 декабря 2013 года № 1314 утвердило Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее Правила).

Как следует из пункта 3 указанных Правил, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в определенном порядке, который включает в себя, в частности, выполнение заявителем и исполнителем технических условий, составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению, а также составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности.

Согласно пункту 83 Правил договор о подключении содержит, в частности, следующее существенное условие – размер платы за технологическое присоединение, который определяется в соответствии с законодательством в сфере газоснабжения.

В силу пункта 87 Правил в случае, если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров проекта газоснабжения и (или) устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за технологическое присоединение, определяемый исходя из действующих на тот момент стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение, и предварительных технических параметров проекта газоснабжения. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении. Впоследствии размер платы в договоре о подключении корректируется путем заключения дополнительного соглашения для случаев: когда размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из стандартизированных ставок и технических параметров проекта газоснабжения, - после разработки и проведения экспертизы проекта газоснабжения; когда размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по индивидуальному проекту, - после утверждения размера платы за технологическое присоединение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Согласно части третьей статьи 23.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 года № 101-э/3 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.06.2014) утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину (далее - Методические указания).

Согласно пункту 4 Методических указаний плата за технологическое присоединение рассчитывается в том числе в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства (а).

В силу пункта 9 Методических указаний для расчета платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, учитываются расходы на выполнение газораспределительной организацией (далее также - ГРО), владеющей на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства следующих обязательных мероприятий: а) разработку ГРО проектной документации; б) выполнение ГРО технических условий; в) проверку ГРО выполнения заявителем (юридическим или физическим лицом, являющимся правообладателем земельного участка, намеренным осуществить или осуществляющим на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения) технических условий; г) осуществление ГРО фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа.

В силу пункта 105 Правил после окончания разработки проектной документации сети газораспределения исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, который в соответствии с пунктом 107 Правил утверждает плату.

Исполнитель направляет дополнительное соглашение к договору о подключении, которым корректируется стоимость услуг по подключению, а также решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 110 Правил).

В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Как видно по делу, истцами в процессе рассмотрения дела не было представлено доказательств, свидетельствующих о выполнении мероприятий, возложенных на них пунктами 2.3.1 и 2.3.2 договора.

Также из дела следует, что у ФИО4 не готов объект капитального строительства, у ФИО3 – сеть газопотребления.

Проект газоснабжения жилого дома, принадлежащего ФИО1, по адресу: <адрес>, изготовлен в 2017 году, акт о готовности сетей газопотребления и газоисполняющего оборудования сторонами на момент принятия решения не подписан.

ФИО2 были получены индивидуальные технические условия от 07 апреля 2017 года №1-227 и согласие ФИО17 на подключение к принадлежащему ему подземному газопроводу.

Довод жалобы о том, что ответчиком истцам не была направлена информация о расположении их точек подключения, является несостоятельным. Согласно объяснениям представителя ответчика в суде (том 2 л.д.176-180) после изготовления проектной документации, согласно служебной записке, из проекта была выдана копия информации, содержащей сведения о расположении точек присоединения заявителей. Наличие указанной информации у истцов также подтверждается приложением к иску.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Согласно статье 719 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).

Таким образом, поскольку истцы не представили доказательств выполнения возложенных на них обязанностей, предусмотренных положениями договора и техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора, не уведомили ответчика о выполнении технических условий и готовности газоиспользующего оборудования с их стороны, вывод суда об отсутствии вины ответчика в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению в предусмотренные договором сроки является правильным. С учетом изложенного суд верно не нашел оснований к взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа.

Довод жалобы о том, что ответчиком не выполнено строительство сети газораспределения до точек подключения, сам по себе без учета вышеуказанных обстоятельств не может являться основанием к отмене решения суда.

Довод жалобы об отсутствии необходимости в строительстве ГРПШ имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждается, ввиду чего является несостоятельным.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 14 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области в защиту интересов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи