ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4715/12 от 08.08.2012 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Попова Э.Н.                                                     Дело № 33-4715/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,

судей Подвязниковой Н.А., Шукеновой М.А.,

при секретаре Мозгуновой А.А.,

рассмотрела в судебном заседании 08 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе генерального директора ОАО «Омскоблгаз» Странгуль Н.Н. на решение Центрального районного суда города Омска от 29 мая 2012 года, которым постановлено:

«Обязать Открытое акционерное общество «Омскоблгаз» в срок до 01 сентября 2012 года  выполнить обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов путем приема на работу  инвалидов исходя из среднесписочной численности работников Общества».

Заслушав доклад судьи областного суда  Подвязниковой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее - ГУ) обратилось в суд с иском к ОАО «Омскоблгаз» об обязании в срок до 01.09.2012  выполнить обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов путем приема на работу  инвалидов исходя из среднесписочной численности работников ОАО.

В обоснование иска указало, что ГУ  в период с 03.10.2011 по 28.10.2011  проведена проверка исполнения трудового законодательства в части квотирования рабочих мест для инвалидов в деятельности ОАО «Омскоблгаз». В ходе проверки установлены факты невыполнения ответчиком законодательства по соблюдению установленной квоты для трудоустройства инвалидов. По результатам проверки ГУ в связи с несоблюдением установленной квоты приема на работу инвалидов выдано предписание от 27.10.2011 № 179 об устранении нарушений законодательства о занятости населения. В установленный срок, к 27.12.2011, предписание ответчиком исполнено не было. По информации КУ Омской области «Центр занятости населения ЦАО г. Омска» среднесписочная численность работников ОАО по состоянию на 02.03.2012 составляет 703 единицы, размер квоты для приема на работу инвалидов (3% от среднесписочного состава) составляет 21 единицу, при этом занятых мест в счет установленной квоты только 12 единиц; специальное рабочее место создано. В соответствии с положениями ст. 6 Закона Омской области«О квотировании рабочих мест в Омской области» обязанность по квотированию рабочих мест считается выполненной при соблюдении двух требований в совокупности: с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе, специальных) и приёма на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приёма на работу инвалидов. Данная обязанность не исполнена. Бездействием ответчика нарушаются права на труд указанной категории граждан, имеющих право на трудоустройство в рамках квот, установленных законодательством. Кроме того, законом не предусмотрена обязанность службы занятости населения по трудоустройству инвалидов для выполнения работодателями обязанности по квотированию. В счет квоты для приема на работу инвалидов не выделяются рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. При этом согласно закону при расчете среднесписочной численности работников учитывается количество всех работников предприятия.

Представитель ГУ Государственной службы занятости населения Омской области Третьяк В.А. в судебном заседании поддержал исковые требования. 

Представитель ОАО «Омскоблгаз» Подхалюзин С.А. иск не признал. Пояснил, что создание любых рабочих мест накладывает на работодателя дополнительные расходы, в случае удовлетворения исковых требований ответчику придется высвободить места уже занятые другими работниками, что нарушает права уже работающих граждан. Полагает, что сами по себе требования трудоустройства инвалидов, следующие из п. 3 ст. 3 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» противоречат Конституции РФ. Обратил внимание суда, что в ОАО около 90 % должностей относится к тяжелым условиям труда, вакантных мест для инвалидов на предприятии нет. Истцом не доказан факт невыполнения законодательства, обращения  в ОАО инвалидов, которым было бы отказано в трудоустройстве. Не оспаривал, что на 02.03.2012 в ОАО трудоустроено 12 инвалидов.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной  жалобе  генеральный директор ОАО «Омскоблгаз» Странгуль Н.Н. просит решение суда отменить, принять новое решение, в удовлетворении иска отказать. Полагает, что ОАО «Омскоблгаз» вправе претендовать на применение к нему индивидуального подхода по квотированию, поскольку вся его деятельность является взрывопожароопасной и применять труд инвалида практически невозможно. Отмечает, что судом не указаны причины непринятия доводов ответчика о том, что в счет квоты по приему на работу инвалидов не выделяются рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при вынесении решения судом первой инстанции допущено не было.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как видно из акта проверки от 27.10.2011, составленного на основании распоряжения Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 19.09.2011 № 98-рк, выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно не соблюдены квоты для трудоустройства инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки ОАО «Омскоблгаз» выдано предписание № 179 от 27.10.2011 об устранении нарушений законодательства о занятости населения на территории Омской области. При этом на ОАО «Омскоблгаз» возложена обязанность в срок до 27.12.2011 обеспечить соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов.

Рассматривая дело и удовлетворяя иск Главного управления государственной службы занятости населения Омской области об обязании ОАО «Омскоблгаз» в срок до 01.09.2012 выполнить обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов путем приема на работу инвалидов, исходя из среднесписочной численности работников ОАО, суд обоснованно исходил из норм Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1  "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон о занятости населения) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Как следует из положений статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ  "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Согласно части 2 статьи 13 Закона о занятости населения квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Статьей 21 Закона «О социальной защите инвалидов» предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

В целях реализации вышеуказанных положений федерального законодательства в Омской области принят Закон от 21 июля 2009 года № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области, согласно статье 3 которого  квота для приема на работу инвалидов устанавливается организации, осуществляющей свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников более ста человек; квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере не менее двух и не более четырех процентов к среднесписочной численности работников организации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Омской области от 27 января 2010 N 16-п "О мерах по реализации Закона Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области" для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, за исключением государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения и образования, а также организаций, освобожденных от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов  в размере трех процентов к среднесписочной численности работников и минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

 Статьей 24 Закона «О социальной защите инвалидов» предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Согласно статье 3 вышеуказанного Закона Омской области  организация обязана ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости, расположенный по месту нахождения организации, информацию:

1) необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, в том числе:

- о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов;

- о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности);

- об условиях и режиме труда;

2) о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Указание в жалобе на то, что в счет квоты по приему на работу инвалидов не выделяются рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, нижеуказанных выводов суда первой инстанции не опровергает.

Тот факт, что в счет квоты для приема на работу инвалидов не выделяются (создаются) рабочие места, связанные с выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, не освобождает работодателя от обязанности выделения (создания) рабочих мест в счет квоты для приема на работу инвалидов, количество которых исчисляется с учетом работающих в организации инвалидов и среднесписочной численности работников организации.

Довод жалобы о том, что ОАО «Омскоблгаз» вправе претендовать на применение к нему индивидуального подхода по квотированию, поскольку вся его деятельность является взрывопожароопасной и применять труд инвалида практически невозможно, основан на неверном толковании норм права. Такая возможность законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Разрешая спор, суд установил, что на 02.03.2012 ОАО «Омскоблгаз» имело среднесписочную численность работников 703 человека, размер установленной квоты для приема на работу инвалидов – 21 единица. В настоящий момент в организации трудоустроены 12 работников, являющихся инвалидами, таким образом, квота по трудоустройству ОАО «Омскоблгаз» в полном объеме не соблюдена.

Удовлетворяя исковые требования, суд правильно сослался на п. 7 ст. 6 Закона Омской области от 21.07.2009 N 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области», в соответствии с которой обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.

Однако при этом судом не учтено, что согласно п. 1 ст. 7 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» трудоустройство инвалидов на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется организацией по направлению центров занятости, а также по заявлению граждан при непосредственном обращении в организацию.

 В соответствии со ст. 8 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» орган службы занятости в порядке, установленном законодательством, осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, как по направлению центров занятости, так и при непосредственном обращении в организацию, в том числе за выделением (созданием) рабочих мест (специальных рабочих мест) для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Со стороны истца во исполнение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено доказательств, что в счет квоты ответчику службой занятости направлялись инвалиды, либо обращались к нему лично, но не были приняты им на работу.

Согласно п. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, ОАО «Омскоблгаз» ежемесячно предоставляет информацию в Центр занятости населения Центрального АО г.Омска о выделенных (созданных) рабочих местах (наименование профессии (специальности), количество) для трудоустройства инвалидов, о требованиях к уровню квалификации по предлагаемой профессии (специальности), об условиях и режиме труда.

Между тем, в нарушение названных норм ответчиком для приема на работу инвалидов заквотировано рабочих мест  меньше, чем это требует закон.

При этом,  ответчик ссылается на отсутствие вакантных мест в организации для инвалидов, отвечающих требованиям ввиду  наличия   только  тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, поскольку ОАО «Омскоблгаз» как предприятие, имеет статус критически важного объекта Омской области, вся деятельность которого является взрыво-пожароопасной и связана с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом, строительством газопроводов и газового оборудования, торговлей сжиженным и природным газом, обслуживанием внутридомового газового оборудования, где применить труд инвалида практически невозможно.

Судом правомерно не приняты во внимание  вышеизложенные доводы ответчика.

В нарушение требований ст. ст. 56, 57 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств наличия на предприятии вредных и опасных производственных факторов, предусмотренных положениями пункта 4.2 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила" для всех профессий и должностей, занимаемых работниками в организации ответчика.

Согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения  работодателя к административной или иной ответственности.

Таким образом, реализация инвалидом права на труд осуществляется по его усмотрению. В условиях отсутствия волеизъявления инвалида о трудоустройстве, адресованного службе занятости либо непосредственно работодателю, на работодателя не может быть возложена ответственность за не заполнение вакантных мест, предназначенных для работы инвалидов. Обязанность ОАО «Омскоблгаз»  по квотированию рабочих мест считается выполненной с момента выделения (создания) им рабочих мест (в том числе специальных).

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что ответчиком не доказана невозможность приема на работу инвалидов в пределах установленной законом квоты и создания или выделения им соответствующих рабочих мест.

На основании изложенного судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Омска от 29 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив ее в следующей редакции: «Обязать Открытое акционерное общество «Омскоблгаз» в срок до 01 сентября 2012 года  выполнить обязанность по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов исходя из среднесписочной численности работников Общества».

Председательствующий:                                           

Судьи: