ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4752/2015 от 17.09.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-4752/2015

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 17 сентября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Пономаревой Т.А.,

судей Горбатовой Л.В., Тумашевич Н.С.,

прокурора Кичаевой О. А.,

при секретаре Федорович Ю.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области – ФИО1 на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2015 года, которым частично удовлетворены исковые требования Тосненского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному предприятию «Почта России», Управлению федеральной почтовой связи г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», отделение связи в д. Померанье», Управлению федеральной почтовой связи г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области об устранении нарушения законодательства о социальной защите инвалидов.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя ответчика администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области – ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Тосненский городской прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Тосненский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному предприятию «Почта России», Управлению федеральной почтовой связи г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», отделение связи в д. Померанье» (далее – ФГУП «Почта России» УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», «отделение связи «Померанье»), Управлению федеральной почтовой связи г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России»), Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России»), администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просил: обязать ФГУП «Почта России» УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», «отделение связи «Померанье» и администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечить доступ к услугам связи маломобильных групп населения путем установки кнопки в отделение связи по адресу: <...>.

В обоснование заявленных требований Тосненский городской прокурор ссылался на то, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ФГУП «Почта России» УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», «отделение связи «Померанье», находящегося по Московскому шоссе д. 27а в дер. Померанье установлены нарушение, а именно: в здании почтового отделения связи не созданы условия инвалидам, использующим кресла-коляски для удовлетворения минимальных потребностей, в частности, для беспрепятственного доступа в здание почтового отделения связи, в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О защите инвалидов в Российской Федерации», п. 10 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проверкой также установлено, что указанное почтовое отделение связи является структурным подразделением УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал «ФГУП «Почта России». На основании договора безвозмездного пользования от 26 сентября 2013 года администрация Тосненского района предоставляет помещение отделению связи ФГУП «Почта России» в д. Померанье, по условиям договора ссудополучатель несет расходы по содержанию имущества. Кроме того, с учетом требований ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник здания при отсутствии технической возможности оборудовать здание пандусом силами ФГУП «Почта России» обязан принять меры, компенсирующие отсутствие технической возможности оборудовать здание пандусом, и полностью приспособить действующий объект для нужд инвалидов. Учитывая изложенное, прокурор просил удовлетворить заявленные исковые требования (л.д. 4-7, 23-25).

26 июня 2015 года Тосненский городской суд Ленинградской области постановил решение, которым исковые требования Тосненского городского прокурора удовлетворил частично; суд обязал ФГУП «Почта России», администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов путем сооружения пандусов при входе в здание УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», отделение связи – д. Померанье, расположенного по адресу: <...> а; установил срок исполнения решения до 01 декабря 2015 года; в удовлетворении исковых требований к ФГУП «Почта России» УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», отделению связи «Померанье» отказал (л.д. 52-58).

Представитель администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области – ФИО1 не согласился с постановленным решением, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2015 года изменить в части, отказав Тосненскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Тосненский муниципальный район Ленинградской области.

В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Податель жалобы указывает на то, что между администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области и ФГУП «Почта России» заключен договор безвозмездного пользования от 26 сентября 2013 года. По условиям договора на основании акта приема-передачи имущества от 01 октября 2013 года нежилые помещения, расположенные по адресу: <...> переданы ФГУП «Почта России». Договором предусмотрено, что именно на ФГУП «Почта России» возложено бремя содержания имущества. Кроме того, администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области какие-либо нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в занимаемых ФГУП «Почта России», не совершала. Следовательно, отсутствуют основания для возложения обязанности по устранению нарушений на администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (л.д. 65-67).

Определением Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 августа 2015 года устранены описки, допущенные в решении суда от 26 июня 2015 года; суд постановил: во втором абзаце резолютивной части решения запись о способе устранения нарушения законодательства о социальной защите инвалидов: «путем сооружения пандусов при входе в здание УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», отделение связи – д. Померанье, расположенного по адресу: <...> а» считать неправильной, исправить на - «путем установления кнопки вызова при входе в здание путем сооружения пандусов при входе в здание УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», отделение связи – д. Померанье», после словосочетания «устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов» читать - «путем установления кнопки вызова при входе в здание путем сооружения пандусов при входе в здание УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», отделение связи – д. Померанье» и далее по тексту (л.д. 77-79).

На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции представители УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ФГУП «Почта России» не явились, извещены, об уважительной причине неявки не сообщили.

В отсутствие возражений со стороны представителя ответчика администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области – ФИО1, действующего на основании доверенности № 96- нс от 29 декабря 2014 года сроком до 31 декабря 2015 года, прокурора суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 84-85).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.

В силу статьи 9 «Конвенции о правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием

для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

В соответствии со Сводом правил « Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: Ленинградская область Тосненский район де. Померанье Московское шоссе д. 27а.

Материалами дела также подтверждается, что 26 сентября 2013 года между администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (ссудодатель) и УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России» (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования, по условиям которого ссудодатель обязуется предоставить ссудополучателю в безвозмездное пользование нежилые помещения площадью 12,9 кв.м, расположенные по адресу: <...> для отделения почтовой связи Померанье (л.д. 8-9).

В ходе прокурорской проверки установлены нарушения действующего законодательства в части отсутствия условий для инвалидов, использующих кресла-коляски, для удовлетворения минимальных потребностей, в том числе для беспрепятственного доступа в здание почтового отделения связи.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, объяснениями сторон в суде.

Удовлетворяя требования Тосненского городского прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правомерно обязал ответчиков в помещениях ФГУП «Почта России» устранить нарушения законодательства путем установления кнопки вызова при входе в здание УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», отделение связи – д. Померанье.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчиками не приняты надлежащие меры по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы представителя администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о том, что УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал «Почта России», отделение связи – дер. Померанье самостоятельно несет обязанность по содержанию и ремонту имущества, переданного ему на основании договора безвозмездного пользования, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ); имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 296 ГК Российской Федерации учреждения и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В связи с указанными обстоятельствами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обязанность произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов необходимо возложить, в том числе, на администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, как на собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: Ленинградская область Тосненский район дер. Померанье д. 27а.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о необходимости возложения обязанности по оборудованию входа в здание специальными приспособлениями для доступа инвалидов только на ссудополучателя УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», отделение почтовой связи – дер. Померанье судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание. При этом судебная коллегия исходит из того, что обязанность по несению бремени содержания имущества, в том числе, по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается в силу прямого указания закона именно на собственника объекта социальной инфраструктуры. Исполнение указанной обязанности не ставится в зависимость от реализации последним полномочий собственника, в том числе, в виде предоставления объекта недвижимости в титульное владение иным организациям (включая временную передачу объекта недвижимости отделению почтовой связи на праве безвозмездного пользования).

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить поводом для отмены решения суда первой инстанции.

Таким образом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 26 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области – ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

судья: Минзар О.И.