ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4825 от 13.09.2012 Ярославского областного суда (Ярославская область)

                                                                                    Ярославский областной суд Ярославской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Ярославский областной суд Ярославской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Орлова Ю.В. Дело № 33–4825

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Абрамовой Н.Н.,

судей Пискуновой В.А., Виноградовой Т.И.

при секретаре Деминой О.В.

с участием прокурора Бекеневой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле по докладу судьи Абрамовой Н.Н. 13 сентября 2012 года

дело по апелляционному представлению прокурора Ярославского района на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 25 июня 2012 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах несовершеннолетних к Администрации Ярославского муниципального района, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района, Сарафоновской СОШ, Пестрецовской СОШ, Ивняковской СОШ, Михайловской СОШ, Карабихской СОШ, Глебовской СОШ о признании действий по изъятию школьных автобусов из оперативного управления образовательных учреждений незаконными, возложении обязанности по передаче и принятию школьных автобусов в оперативное управление, отказать.

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ярославского района в интересах несовершеннолетних обратился в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района, Сарафоновской СОШ, Пестрецовской СОШ, Ивняковской СОШ, Михайловской СОШ, Карабихской СОШ, Глебовской СОШ о признании действий по изъятию школьных автобусов из оперативного управления образовательных учреждений незаконными, возложении обязанности по передаче и принятию школьных автобусов в оперативное управление. В обоснование требований указано, что распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района от 22.08.2011 г. № 292 и от 20.08.2010 г. № 336 «Об изъятии имущества и передаче в оперативное управление» снижают эффективность государственного обеспечения прав граждан на образование и соответствующих социально-экономических условий для его получения, нарушают законодательство об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика Администрация Ярославского муниципального района по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что изъятие автобусов из оперативного управления образовательных учреждений произведено на основании заявлений директоров данных учреждений. Передача школьных автобусов в оперативное управление МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» не противоречит действующему законодательству, транспортные средства используются по целевому назначению.

Представитель КУМИ Администрации ЯМР по доверенности ФИО2, представитель МКУ ЯМР «Транспортно-хозяйственное управление» ФИО3 возражали против удовлетворения исковых требований.

Представители Сарафоновской СОШ директор ФИО4, Пестрецовской СОШ директор ФИО5, Ивняковской СОШ директор ФИО6, Глебовской СОШ директор ФИО7, а также представитель Управления Образования Администрации ЯМР по доверенности ФИО8 возражали против удовлетворения иска.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы представления сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционного представления, обсудив их, выслушав прокурора, поддержавшего доводы представления, директора Пестрецовской СОШ ФИО5, согласившуюся с данными доводами, директора Сарафоновской СОШ ФИО4, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционное представление не подлежащим удовлетворению.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд пришел к правомерному выводу о том, что изъятие автобусов из оперативного управления образовательных учреждений и их передача МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» не повлекло нарушения прав школьников на обеспечение доступности для их качественного образования.

Судом установлено, что в рамках приоритетного национального проекта «Образование» для организации подвоза обучающихся в образовательные учреждения за счет средств федерального бюджета для школ Ярославского муниципального района были приобретены школьные автобусы, которые приняты в муниципальную собственность Ярославского муниципального района, а затем закреплены на праве оперативного управления за муниципальными образовательными учреждениями.

На основании оспариваемых распоряжений КУМИ Администрации ЯМР автобусы были изъяты из оперативного управления образовательных учреждений и закреплены на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением ЯМР ЯО «Транспортно-хозяйственное управление».

В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность муниципального образовательного учреждения отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.

Из материалов дела следует, что муниципальные образовательные учреждения добровольно отказались от транспортных средств, закрепленных за ними на праве оперативного управления (т.2 л.д.21,22,23,24,65,66). Собственником муниципального имущества принято решение о передаче школьных автобусов на праве оперативного управления МКУ «Транспортно-хозяйственное управление», основными целями деятельности которого является транспортное обеспечение и сопровождение деятельности Администрации ЯМР, Управления образования, образовательных учреждений ЯМР и учреждений ЯМР. При этом, школьные автобусы продолжают использоваться по их целевому назначению для перевозки детей в образовательные учреждения. Фактов нецелевого использования школьных автобусов прокурором не установлено.

Доводы апелляционного представления об отсутствии правовых оснований для изъятия автобусов являются несостоятельными, поскольку изъятие автобусов из оперативного управления произведено собственником имущества на основании заявлений директоров муниципальных образовательных учреждений в связи с возникшими трудностями в организации перевозки детей, что предусмотрено положениями п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ. При рассмотрении дела никто из директоров муниципальных образовательных учреждений не заявил об отказе МКУ «Транспортно-хозяйственное управление» в организации перевозки детей, в связи с чем выводы суда об отсутствии доказательств нарушения прав несовершеннолетних являются обоснованными.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что после изъятия школьных автобусов никто из директоров с заявлениями о передаче в оперативное управление муниципальных образовательных учреждений школьных автобусов к собственнику не обращался, фактов отказа в передаче школьных автобусов в оперативное управление муниципальных образовательных учреждений не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

По изложенным мотивам апелляционное представление подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное представление прокурора Ярославского района на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 25 июня 2012 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи