Иркутский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Иркутский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Баканова О.А.
Судья-докладчик Александрова М.А. По делу № 33-4837/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2012 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Поповой А.А. и Александровой М.А.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения УФМС России по Иркутской области об отказе в признании беженцем, признании незаконным бездействия УФМС России по Иркутской области в части не рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища и в части не уведомления о результатах рассмотрения (либо отказе в рассмотрении) ходатайства о предоставлении политического убежища,
по апелляционной жалобе заявителя ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 марта 2012 года,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 в обоснование заявления указал, что в ... году он обратился с письмом на имя Президента РФ о предоставлении ему политического убежища. К письму были приложены заявление о предоставлении политического убежища на территории России и ходатайство о предоставлении политического убежища, составленное по установленной форме. Обращение на имя Президента РФ вместе с названными выше заявлением и ходатайством содержали три самостоятельных альтернативных просьбы. Первой и основной являлась просьба о предоставлении ему политического убежища РФ. В случае отказа в рассмотрении заявления о предоставлении политического убежища либо при отрицательном результате рассмотрения его по существу, ФИО1 просил предоставить ему статус беженца в гуманитарном порядке либо, в крайнем случае, предоставить временное убежище на территории РФ.
"Дата обезличена" ему вручено уведомление о том, что решением УФМС России по Иркутской области от "Дата обезличена" в признании беженцем ему отказано как не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец» в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах». С указанным решением заявитель не согласен. Ответа на его ходатайство о предоставлении политического убежища РФ, а также заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ он не получил.
ФИО1 просил суд признать незаконным решение УФМС России по Иркутской области по итогам рассмотрения его ходатайства о признании беженцем на территории РФ от "Дата обезличена", признать незаконным бездействие УФМС России по Иркутской области в части не рассмотрения его заявления о предоставлении временного убежища, признать незаконным бездействие УФМС России по Иркутской области в части не уведомления о результатах рассмотрения либо отказе в рассмотрении ходатайства о предоставлении политического убежища РФ.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 22.03.2012 заявленные требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение о полном удовлетворении заявленных им требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод суда о нарушении им административных процедур, выразившихся в его обращении непосредственно на имя Президента РФ, а не в территориальный орган ФМС России сделан ввиду не установления ряда обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Суд не исследовал и не установил причины, побудившие заявителя обратиться с заявлением непосредственно на имя Президента РФ, в то время как это было вызвано отказом работников территориального органа ФМС России по Иркутской области в приеме его заявления со ссылкой на его бесперспективность, поскольку он прибыл из США. Оформление заявления от его имени о признании беженцем производилось сотрудниками ФМС России по Иркутской области, которые сами приехали к заявителю и пояснили, что к ним на исполнение поступило его обращение на имя Президента РФ. Не разбираясь в тонкостях и деталях порядка оформления соответствующих заявлений, он полагал, что сотрудники оформили все необходимые документы для рассмотрения в установленном порядке всех поставленных в обращении на имя Президента РФ вопросов, и, прежде всего оформленного по установленной форме ходатайства о предоставлении политического убежища. Только на стадии судебного разбирательства выяснилось, что сотрудники УФМС России по Иркутской области помогли заявителю составить только заявление о признании его беженцем, а также анкету к указанному заявлению, оставив без внимания остальные два вопроса: о предоставлении политического убежища и предоставлении временного убежища на территории РФ, если для удовлетворения первых двух просьб не будет найдено оснований.
Судом не был исследован документ, поступивший в УФМС России по Иркутской области из Администрации Президента РФ, который мог бы свидетельствовать о том, что предписывалось предпринять сотрудникам этой службы для разрешения поставленных заявителем вопросов.
Суд переложил без законных оснований на заявителя ответственность за непринятие мер к должному разрешению указанных вопросов, освободив УФМС России по Иркутской области от какой бы то ни было ответственности за это.
Рассматривая требование о признании незаконным решения УФМС России по Иркутской области по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации, суд согласился с доводами представителя миграционной службы, указав, что заявитель не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах». При этом суд указал, что согласно информации МИД РФ от "Дата обезличена" США включены в список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека. Между тем, суд не принял во внимание, что такое определение США полностью опровергается в более позднем документе МИД РФ – Докладе МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира» 2076-28-12-2011.
Мнение суда о том, что «истинным мотивом нежелания возвращаться в страну своей гражданской принадлежности заявителя является то обстоятельство, что он опасается угрозы оказаться в тюрьме за самовольное покидание территории США, где ранее был подвергнут уголовному преследованию и в отношении него состоялся обвинительный приговор, назначено наказание в виде домашнего ареста» является верным лишь в том, что он действительно опасается преследования в США, истинные мотивы которого связаны с его критикой в адрес властей этого государства.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения заявителя ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица УФМС России по Иркутской области ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, оценив представленные по делу доказательства, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок предоставления РФ политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства регламентирован Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746.
В соответствии с п. 2 Положения Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
В силу п. 5 Положения политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека.
Согласно п. 8 Положения лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.
Не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пункте 5 настоящего Положения. Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Федеральную миграционную службу.
В соответствии с п. 3 Положения предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.
Отказывая заявителю в удовлетворении его требований о признании незаконным бездействия УФМС России по Иркутской области, выраженного в не уведомлении заявителя о результатах рассмотрения либо отказе в рассмотрении ходатайства о предоставлении политического убежища РФ, суд первой инстанции исходил из того, что с письменным ходатайством о предоставлении ему политического убежища РФ в УФМС России по Иркутской области ФИО1 не обращался, ходатайство им направлено непосредственно Президенту РФ.
Суд апелляционной инстанции считает правильным такой вывод суда первой инстанции, поскольку доказательств обратного материалы дела не содержат, к апелляционной жалобе заявителем не представлено.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно информации Министерства иностранных дел РФ от 20.09.2011 г., США включены в список стран развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека, что в силу п. 5 Положения препятствует рассмотрению ходатайства ФИО1, прибывшего из США, о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации.
Предоставление иностранному гражданину временного убежища на территории Российской Федерации регулируется ФЗ «О беженцах» и Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории РФ».
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах» временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О беженцах» решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ.
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным бездействия УФМС России по Иркутской области, выраженного в не рассмотрении его заявления о предоставлении временного убежища, суд первой инстанции исходил из того, что с письменным заявлением о предоставлении временного убежища заявитель в УФМС России по Иркутской области не обращался.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на материалах дела и пояснениях лиц, участвующих в деле. Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что материалы дела не содержат доказательств наличия гуманных причин для предоставления ФИО1 временного убежища.
Предоставление лицу статуса «беженец» регулируется ФЗ «О беженцах». В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 1 указанного ФЗ беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Как следует из материалов дела гражданин ФИО4 Эрл, ... года рождения, уроженец ... Соединенных Штатов Америки, американец по - национальности, прибыл на территорию Российской Федерации "Дата обезличена" по учебной визе "Номер обезличен".
В связи с обращением заявителя к Президенту РФ, директором ФМС России направлено поручение в УФМС России по Иркутской области об организации приема от заявителя ходатайства о признании беженцем на территории РФ.
Указанное поручение ФМС России было исполнено. "Дата обезличена" заявитель обратился в УФМС России по Иркутской области с ходатайством о признании его беженцем на территории РФ. С помощью переводчика в тот же день им были заполнены анкета и опросный лист, в которых заявитель указал, что опасается преследования со стороны властей по причине не согласия с внешней политикой США, а также с соблюдением прав и свобод человека. Сообщил о нежелании возвращаться в страну своей гражданской принадлежности, в связи с тем, что боится оказаться в тюрьме за то, что самовольно покинул территорию США. В анкете ФИО1 указал, что покинул США потому, что был преследуем Правительством США и находился под угрозой тюремного заключения за сомнение в правдивости полицейского отчета и справедливости приговора американского суда. Суд проходил по делу, которое было полностью сфабриковано против него. Домашний арест создал невыносимые условия для жизни: лишение общения с семьей (женой и дочерью, их вынудили покинуть США), запрет на работу, на телефонные переговоры и возможностью пользоваться интернетом, заправлять автомобиль. Приходилось оплачивать (предписание суда) консультации к психологу ... USD за прием. За покупками продуктов разрешалось выходить 1-2 раза в неделю только ночью. Отобрали все детские вещи и фотографии. Приходили в дом с инспекцией 2 раза в месяц, а он должен был приходить 1 раз в неделю в полицейский участок отмечаться.
"Дата обезличена" ходатайство заявителя о признании беженцем на территории Российской Федерации принято к рассмотрению по существу, заявителю выдано свидетельство "Номер обезличен".
"Дата обезличена" УФМС России по Иркутской области принято решение об отказе в признании гражданина ФИО4 Эрла беженцем на территории РФ.
Разрешая требования заявителя о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Иркутской области по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение УФМС по Иркутской области в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства, принято в пределах компетенции административного органа, с соблюдением порядка и установленных законом сроков, на основании всестороннего анализа анкетных данных заявителя, социально-политической ситуации в США. При этом УФМС по Иркутской области были исследованы конкретные обстоятельства выезда заявителя из страны своей гражданской принадлежности.
Согласно анкетных данных заявитель в политических, религиозных, военных или общественных организациях в государстве своей гражданской принадлежности не состоял. Доказательств преследования заявителя по политическим мотивам материалы дела не содержат.
Как следует из информации филиала (отделения) национального центрального бюро Интерпола при ГУ МВД России по Иркутской области от "Дата обезличена" на территории Свердловского района г. Иркутска установлен гр-н ФИО4 Эрл, ... г.р., разыскиваемый полицией штата Колорадо за совершение преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних (из письменного сообщения прокуратуры Иркутской области).
Из письма Федеральной миграционной службы РФ от "Дата обезличена" следует, что паспорт заявителя "Номер обезличен" аннулирован компетентными властями США, как подозреваемого в совершении уголовного преступления.
Из письма ГУ МВД России по Иркутской области Отделения национального центрального бюро Интерпола от "Дата обезличена" следует, что ФИО1 разыскивается правоохранительными органами США за совершение преступлений сексуального характера в отношении несовершеннолетних с использованием Интернета. Паспорт гражданина ФИО1 признан американской стороной недействительным. К данному письму прилагается копия ордера на арест ФИО1.
Как следует из объяснений заявителя в суде апелляционной инстанции, он опасается возвращаться в США, поскольку будет подвергнут тюремном заключению. Он вынужден был покинуть свою страну, т.к. в отношении него вынесен обвинительный приговор суда, с которым он не согласен, поскольку обвинение против него сфальсифицировано.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявитель не отвечает критериям п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах», а потому оснований для признания незаконным решения УФМС России по Иркутской области от "Дата обезличена" не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал и не установил причины, побудившие заявителя обратиться с заявлением непосредственно на имя Президента РФ, не могут повлечь отмену решения суда, так как правового значения не имеют.
Доводы заявителя о том, что обращение непосредственно к Президенту РФ было вызвано отказом УФМС России по Иркутской области в рассмотрении обращений заявителя, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не подтверждены материалами дела.
Не могут повлечь отмену решения суда доводы апелляционной жалобы о не исследовании судом документа, поступившего в УФМС России по Иркутской области из Администрации Президента РФ, который мог бы свидетельствовать о том, что предписывалось предпринять сотрудникам этой службы для разрешения поставленных заявителем вопросов. Как следует из материалов дела поручений от имени Президента РФ в УФМС России по Иркутской области не поступало. Организация приема ходатайства заявителя о признании его беженцем осуществлена УФМС России по Иркутской области на основании поручения ФМС России.
Не основаны на нормах ФЗ «О беженцах» и материалах дела доводы жалобы о наличии оснований для признания заявителя беженцем.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые в силу ст. 330 ГПК РФ влекут отмену решения суда. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит. При таких обстоятельствах, ее следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 22 марта 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.А. Попова
М.А. Александрова