ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-4868/12 от 03.09.2012 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Стр. - 27, г/п 2 000 рублей. 

Судья Симонова И.А.              Дело № 33-4868/12                03 сентября 2012 года

Докладчик: Кожемякина М.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,

судей Корепановой С.В., Смоленцева М.В.,

при секретаре Скопиной М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 сентября 2012 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске Борзой А.А. на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 06 июля 2012 года, которым постановлено:

«исковые требования А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

          Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске назначить А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30 апреля 2012 года.

Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в пользу А. государственную пошлину в размере ….. рублей ….. копеек (….. рублей ….. копеек)».

Заслушав доклад судьи Кожемякиной М.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске (далее – ГУ УПФ) о назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что обратился в отдел Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии 26.04.2012. В назначении пенсии ему было отказано в связи с недостаточностью специального стажа. Полагает, что с учетом периода работы составителем поездов с 21.04.1989 по 19.02.1990 и главным кондуктором грузовых поездов с 20.02.1990 по 14.01.2007 у него имеется достаточный стаж для назначения пенсии. Из стажа необоснованно исключен период работы главным кондуктором грузовых поездов с мотивировкой, что наименование должности не соответствует поименованным в списках для назначения пенсии. Профессии главного кондуктора грузовых поездов и кондуктора грузовых поездов по своим функциям и объему работ идентичны. Тарифно-квалификационный справочник отдельно профессию главного кондуктора грузовых поездов не выделяет и в примечании к профессии кондуктора грузовых поездов указывается лишь на то, что кондуктор главный, руководящий маневровой работой или руководящий кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше. На смене работает один главный кондуктор, выполняя всю работу, в том числе руководство маневровой работой. Профессия главный кондуктор грузовых поездов является производной от профессии кондуктор грузовых поездов. Просил включить в специальный стаж периоды работы составителем поездов с 21.04.1989 по 19.02.1990 и главным кондуктором поездов с 20.02.1990 по 14.01.2007, обязать назначить пенсию с 30.04.2012.

В судебном заседании истец и представитель истца уточнили требования. Истец просил обязать ответчика назначить ему пенсию в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 30.04.2012. Иные требования, как самостоятельные не заявлял, указывая на оспаривание исключенного периода как на основание иска. Уточнили, что истец оспаривает исключение из специального стажа для назначения пенсии периода работы главным кондуктором грузовых поездов станции Соломбалка с 01.01.1992 по 14.01.2007, указав, что иные периоды были включены пенсионным органом в специальный стаж. Поддержали требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Истец указал, что в спорный период выполнял функции кондуктора грузовых поездов. Его обязанности изложены в трудовом договоре и соответствуют функциям кондуктора грузовых поездов, предусмотренным ЕТКС. Его обязанности также включали руководство маневровой работой, что составляло менее 5% рабочего времени. Представитель истца также пояснил, что ссылка ответчика на то обстоятельство, что в общероссийском классификаторе предусмотрены и должность кондуктора, и должность главного кондуктора грузовых поездов несостоятельна, поскольку классификатор является статистическим инструментарием и не применяется для трудовых и пенсионных правоотношений.

Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» поддержала требования истца, указав, что в настоящее время за истца передана корректировка сведений в персонифицированный учет с указанием на спорный период как на работу в особых условиях труда. Истец фактически выполняет функции кондуктора грузовых поездов с возложением на него функций по руководству маневровой работой. Указанные дополнительные функции занимают у истца не более 5% рабочего времени. В штатном расписании по ст. Соломбалка, где в спорный период работал истец, имелись только главные кондукторы грузовых поездов, должности кондукторов не были предусмотрены. На смене всегда в спорный период работал только один главный кондуктор грузовых поездов, одновременно на смене главный кондуктор и кондуктор не работали.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о дне, времени и месте проведения судебного разбирательства.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась представитель ответчика ГУ УПФ Борзая А.А., в представленной апелляционной жалобе просила решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Вопрос о том, является ли профессия рабочего самостоятельной или производной от наименования профессии должен решаться на основании Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, наряду с должностью «12905 – кондуктор грузового поезда» предусмотрена и должность «12907 – кондуктор главный грузового поезда». В соответствии с классификатором профессий «кондуктор грузовых поездов» и «кондуктор главный грузовых поездов» являются самостоятельными профессиями, каждая из которых имеет свой собственный код. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 также содержит вышеуказанные профессии под различными самостоятельными кодами. ЕТКС работ и профессий рабочих на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82, также содержит указание на различную тарификацию и различие в трудовых функциях должностей «кондуктор грузовых поездов» и «кондуктор главный грузовых поездов». Суд ошибочно посчитал, что функциональные обязанности главного кондуктора поездов полностью соответствуют обязанностям кондуктора поездов, таких как руководство маневровой работой. Согласно справки, уточняющей особый характер работы № 720 от 05.05.2012, выданной Архангельским центром организации работы железнодорожных станций структурное подразделение Северной Дирекции управления движения – филиала ОАО «РЖД», А. с 01.01.1992 по 14.01.2007 работал в должности главного кондуктора грузовых поездов станции Соломбалка Архангельского отделения СЖД, при этом в период с 1999 по 2006 год совмещал работу приемосдатчика груза и багажа. Документов, подтверждающих, какой процент времени истец был занят работами, выполнение которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, работодателем не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что решение является законным и обоснованным. В Общероссийском классификаторе в качестве производных профессий содержится 25 производных должностей, такие как, младший, старший, участковый, сменный, в том числе, главный. Довод о производности старшего и помощника от профессий, предусмотренных Списками, не основан на законе и является сознательным искажением ответчиком смысла правовой нормы. Главный кондуктор грузовых поездов дополнительно осуществляет руководство кондукторской бригадой или руководит маневровой работой, то есть дает указания другим работникам, участвующим в маневровой работе.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании  установлено, что с  20.02.1990 по 14.01.2007 истец работал главным кондуктором грузовых поездов железнодорожной станции Соломбалка Архангельского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Северной Дирекции управления движением структурного подразделения Центральной Дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» осуществляло передачу корректирующих сведений в систему персонифицированного учета, согласно которым у истца в спорный период проставлен код льготной работы.

В спорный период истец выполнял функции кондуктора грузовых поездов в течение более 80% рабочего времени и дополнительно руководил маневровой работой, руководство которой составляло не более 5% рабочего времени. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями работодателя. Сведения в персонифицированный учет и справка, уточняющая особый характер работы, выданы без указания льготной работы в спорный период в связи с устным указанием специалиста отдела Пенсионного фонда РФ. Первоначально справка выдавалась истцу с указанием работы в качестве главного кондуктора грузовых поездов как льготной работы.

На ст. Соломбалка в спорный период на смену в соответствии с графиками сменности выставлялся работать один сотрудник по профессии главный кондуктор грузовых поездов, что подтверждается пояснениями работодателя, а также сохранившимся графиком за январь 2007 года.

Согласно копиям штатных расписаний, на ст. Соломбалка в штате сотрудников были только главные кондукторы грузовых поездов, должность кондуктора грузовых поездов в штатных расписаниях отсутствовала.

Исходя из имеющейся в материалах дела копии трудового договора истца обязанности работника полностью соответствуют функциям кондуктора грузовых поездов, указанных к ЕТКС.

В Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии истец обратился 26.04.2012.

Согласно решению отдела Пенсионного фонда РФ в Северном административном округе от 27.04.2012 № 102 в назначении досрочной трудовой пенсии по заявленному основанию А. было отказано в связи с недостаточностью специального стажа.  

Из протокола заседания комиссии 9-го состава по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 27.04.2012 № 102 следует, что пенсионным органом установлен специальный стаж истца для назначения пенсии по п.п. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в размере 04 года 14 дней в полуторном исчислении, страховой стаж в календарном исчислении 32 года 02 месяца 13 дней, стаж работы в МПКС – 28 лет 07 месяцев 17 дней. При этом в специальный стаж включены периоды работы составителем поездов и главным кондуктором грузовых поездов по 31.12.1991. Период работы главным кондуктором грузовых поездов с 01.01.1992 по 14.01.2007 исключен из стажа, так как наименование должности не соответствует Списку № 272 от 24.04.1992.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к  выводу, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии на основании п.п5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку имеет необходимый стаж работы. При этом суд исходил из того, что профессия главный кондуктор является производной от профессии кондуктор грузовых поездов, которая предусмотрена  Списком от 22.08.1956 и Списком № 272  от 24.04.1992 года.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно  п. 1 ст. 7 данного Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

Подпункт 5 п. 1 ст. 27 названного Закона устанавливает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Как следует из п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272 утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Данным списком предусмотрена профессия кондуктор грузовых поездов.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п. 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (далее - Разъяснение) предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно того обстоятельства, что в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 367, имеется указание на наименование профессии рабочих: главный кондуктор грузовых поездов и кондуктор грузовых поездов.

Вместе с тем, согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Аналогичная норма закреплена и в п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития РФ 10.10.2003 № 69.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82 утвержден раздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (далее - ЕТКС).

С учетом изложенного, как правильно указал суд первой инстанции в постановленном решении, документом, принятым в установленном порядке, предусматривающим регулирование трудовых правоотношений в части определения функций работника, является ЕТКС, а не Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов разработан для учетно-статистических целей: для определения численности рабочих и служащих, для распределения кадров, для оценки степени механизации и условий труда.

В разделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен» ЕТКС имеется указание на профессию кондуктора грузовых поездов с определением функциональных обязанностей работника.

Профессия главный кондуктор грузовых поездов, как самостоятельная профессия, в ЕТКС не определена. В примечании указано, что главный кондуктор грузовых поездов, несущий дополнительные функции по руководству маневровой работой, по руководству бригадой кондукторов, тарифицируется на разряд больше.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий не выделяет две самостоятельные профессии кондуктора грузовых поездов и главного кондуктора грузовых поездов, указывая лишь на более высокую тарификацию сотрудника при возложении на него дополнительных обязанностей.

При этом, имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, графиком сменности за 2007 год, копиями штатных расписаний, пояснениями работодателя подтверждается то обстоятельство, что в спорный период на ст. Соломбалка истец исполнял должностные обязанности главного кондуктора грузовых поездов в течение 80% рабочего времени, выполнение маневровой работы занимало лишь 5% рабочего времени.

На основании указанного, доводы жалобы относительно необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов являются несостоятельными.

Кроме того, пунктом 3 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 01.04.2003 № 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272.

Списком № 2 от 22.08.1956 и Списком от 24.04.1992 № 272 предусмотрена профессия - кондукторы грузовых поездов.

Согласно п. 8 Разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от 02.04.1976 № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список № 2, раздел XXX, подраздел 1, включены «кондукторы грузовых поездов»), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов.

Аналогичные разъяснения были даны Минтрудом РФ 22.05.1996 № 5 (п. 7, 9).

Таким образом, как Списком № 2 от 22.08.1956, так и Списком от 24.04.1992 предусмотрена профессия «кондуктор грузовых поездов».

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что профессия главного кондуктора грузовых поездов для обоих Списков понимается как различное поименование указанной в Списках профессии кондуктора грузовых поездов.

В соответствии вышеуказанными Разъяснениями правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, как по Списку № 2 от 22.08.1956, так и по Списку от 24.04.1992 пользуются не только кондукторы грузовых поездов, но и главные кондукторы грузовых поездов.

При установленных обстоятельствах судебная коллегия находит, что постановленное судом первой инстанции решение является законным, в то время как доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании норм материального права и переоценке исследованных судом обстоятельств, не могут быть приняты во внимание ввиду своей несостоятельности.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 06 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Архангельске Борзой А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                 М.В. Кожемякина

Судьи                                                                                               С.В. Корепанова

                                                                                                          М.В. Смоленцев