Кемеровский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Зверкова В.С. № 33-4900
Докладчик: Евтифеева О.Э.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 мая 2012г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Евтифеевой О.Э.,
судей: Фроловой Т.В. и Пастухова С.А.,
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.
при секретаре Козловой Н.О.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Евтифеевой О.Э. гражданское дело по апелляционной жалобе О. и апелляционной жалобе Администрации Осинниковского городского округа на решение Осинниковского городского суда от 25 января 2012 года
по делу по иску прокурора г. Осинники в интересах О. к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г. Осинники в интересах О. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просил обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить О., ДД.ММ.ГГГГ рождения по договору социального найма жилое помещение, не менее общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ О. имеет статус сироты, в связи со смертью матери Л., отец записан со слов матери. На основании решения Администрации г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ А. назначена опекуном над несовершеннолетним внуком - О., ДД.ММ.ГГГГ. Гарантийным письмом управления образования администрации г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним О. закреплено жилое помещение по адресу , в котором имеет 1/3 доли в праве собственности.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче квартир в собственность граждан» И., А., О. в собственность передано жилое помещении, расположенное по адресу , общей площадью в том числе жилой - следовательно, на долю каждого собственника приходится общей площади указанного жилого помещения. В ходе проверки было установлено, что О. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации г. Осинники с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ О. занимает очередность в общей очереди — 482, на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ О. включен в список на внеочередное получение жилья. При закреплении жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ и при постановке его на учет нуждающихся в улучшении в жилых помещениях в ДД.ММ.ГГГГ не были учтены нормы для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, который имел О. ДД.ММ.ГГГГ Овчаренко окончил образовательное учреждение ГОУ ВПО СибГИУ в , в ДД.ММ.ГГГГ закончил прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ. В ДД.ММ.ГГГГ О. имевший статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращался в администрацию г. Осинники по вопросу предоставления жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время О. имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 года № 260 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г.Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным Кодексом РФ» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - общей площади на 1 человека.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом О. было представлено исковое заявление, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Осинниковского городского округа выразившегося в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма; обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее общей площади, расположенное в г.Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания и фактически свободное; установить ответчику срок для совершения указанных действий.
Требования мотивированы тем, что постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 года № 49 «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащих налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» рекомендованы нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 13 кв.м. общей площади на одного человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м. Руководствуясь этим нормативным актом, Осинниковский городской Совет народных депутатов принял Постановление № 260 от 21.09.2005 года «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г. Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным кодексом РФ», в котором установил аналогичную норму предоставления площади жилищного помещения по договору социального найма: 13 кв.м. на одного человека. Однако, постановление Осинниковского городского Совета народных депутатов не содержит никаких сведений о норме предоставления общей площади на одиноко проживающего человека. Полагает, что в данном случае применимы положения Постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 года № 49, в связи с чем, просил предоставить ему жилое помещение общей площадью 33 кв.м. как для одиноко проживающего гражданина.
В судебном заседании прокурор Мальнева О.А., поддержала исковые требования в полном объеме, просила обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить О., по договору социального найма жилое помещение, не менее 13 кв. м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.
Истец О. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации Осинниковского городского округа выразившееся в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма; обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее 33 кв.м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания и фактически свободное; установить ответчику срок для совершения указанных действий.
Представитель ответчика Администрации Осинниковского городского округа Кругляк Л.С, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22), исковые требования не признала. Пояснила, что О. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации Осинниковского городского округа №-П от ДД.ММ.ГГГГ включен в список на внеочередное получение жилья. Признает право О. на получение жилья, но в настоящее время Администрация Осинниковского городского округа не имеет возможности обеспечить О. жилым помещением в черте Осинниковского городского округа, в виду отсутствия в муниципальной собственности свободных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим нормам и правилам. Кроме того, за ним закреплено жилое помещение (1/3 доли), расположенное по адресу: С исковыми требованиями О. о признании незаконным бездействия Администрации Осинниковского городского округа в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма, не согласна, поскольку О. в Администрацию Осинниковского городского округа лично с письменным обращением, либо заявлением он не обращался, звонил, узнавал информацию по телефону, в связи с чем, считает требования О. необоснованны.
Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства управления образования Администрации Осинниковского городского округа, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 25 января 2012 года постановлено: «Исковые требования прокурора г. Осинники в интересах О. удовлетворить.
Обязать Администрацию Осинниковского городского округа Кемеровской области предоставить О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение не менее общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее технических и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Осинниковского городского округа из бюджета Кемеровской области.
Исковые требования О. удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований О. к Администрации Осинниковского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Осинниковского городского округа в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма, отказать.
В удовлетворении исковых требований О. к Администрации Осинниковского городского округа об обязании Администрации Осинниковского городского округа предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, в части размера общей площади - не менее 33 кв.м., отказать ».
В апелляционной жалобе О. просит решение суда изменить, принять новое решение по делу, которым бездействие администрации Осинниковского городского округа, выразившееся в не предоставлении ему вне очереди жилого помещения, как лицу, имеющему статус сироты, незаконными. А также предоставить ему по договору социального найма жилое помещение в размере 33 кв.м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания.
Ссылается, что суд неправильно обосновал размер предоставляемого ему жилого помещения по договору социального найма. Поскольку руководствовался постановлением Осинниковского городского совета, в то время как данное постановление противоречит п. 2 ст. 15 ЖК РФ. Кроме того, указывает, что постановлением коллегии администрации Кемеровской области была установлена норма предоставления жилого помещения для одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.м.
Ссылается на то, что жилое помещение в размере 13 кв.м. не будет соответствовать понятию жилого помещения, установленного в ЖК РФ, поскольку, как отдельная комната в квартире, так и часть благоустроенной квартиры не будут являться изолированными помещениями, поэтому применительно к городскому населенному пункту, понятие «жилое помещения» соответствует только отдельная квартира. Согласно п. 8 ст. 5 ЖК РФ нормативно правовой акт органов местного самоуправления не может быть применен в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в нем, положениям Жилищного кодекса.
Указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении его требования об установлении ответчику срока для предоставления жилого помещения, ссылается на п. 2 ст. 206 ГПК РФ, в соответствии с которой в и решении, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предоставление Администрацией жилого помещения сироте вне очереди является соблюдением Закона, а постановка сироты в очередь - явным нарушением действующего законодательства.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Осинниковского городского округа Кругляк Л.С., просит решение суда отменить в части удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения. Ссылается на то, что жилое помещение О. будет предоставлено в порядке очередности и по мере финансирования из областного бюджета. Оснований для предоставления жилого помещения не имеется.
На апелляционные жалобы помощником прокурора г. Осинники Мальневой О.А. принесены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании О. на доводах жалобы настаивал.
Иные лица, участвующие в деле и их представители в судебное заседание не явились. Извещены.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав О., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Бесхлебную Г.Н., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 3271 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Из материалов дела следует, что прокурор г. Осинники, действующий в интересах О., обратился в суд с иском к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении по договору социального найма жилого помещения не менее 13 кв.м. общей площади, расположенного в г. Осинники, отвечающего техническим и санитарным требованиям, пригодного для заселения и проживания, юридически и фактически свободного (л.д.3-5).
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ родился О., в свидетельстве о его рождении в графе «мать» указана Л., в графе «отец» указан И. (л.д.7,9).Запись об отце сделана со слов матери.
О., является лицом, оставшимся без родительского попечения, поскольку его мать Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.8).
На основании решения Администрации г. Осинники № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним О. была назначена опека, опекуном назначена его бабушка - А. (л.д. 8 оборот), также за ним было закреплено жилое помещение по адресу: (л.д. 6), в котором О. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче квартир в собственность граждан». Жилое помещении, расположенное по адресу: общей площадью в том числе жилой - (л.д. 12). Согласно справке ГП КО «Центр технической инвентаризации » от ДД.ММ.ГГГГ за О. значится 1/3 доля жилого помещения, расположенного по адресу (л.д.11).
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что О., является лицом, оставшимся без попечения родителей, и приходящаяся на него доля собственности на жилое помещение менее учетной нормы, то ему, как лицу, оставшемуся без родительского попечения следует предоставить жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 13 кв.м.
Данные выводы суда постановлены на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ регламентированы дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ закона право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно п. 2 ст. 52 ЖК РФ если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Как следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ О. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке общей очереди. Сведений об обращении О. с заявлением о постановке на внеочередное получение жилья до 2011 года в ходе рассмотрения дела истцом не представлено. Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, а также из статьи 1 указанного закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Разрешая требования об обязани предоставить жилое помещение площадью 13 кв. м., в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной Постановлением Осинниковского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет и качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма…» судом не дана оценка и не принято во внимание наличие в собственности О. жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, поскольку не представлено доказательств обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения до достижения установленного федеральным законом возраста, в собственности О. имеется закрепленное за ними жилое помещение, при разрешении спора судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о непригодности закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности для постоянного проживания, либо невозможности проживания в указанном жилом помещении, отсутствуют материально – правовые основания для предоставления О. жилого помещения по договору социального найма площадью не менее 13 кв.м. по условиям, установленным п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ ФЗ отсутствуют.
Поскольку согласно правовой позиции, высказанной в Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Ю.А. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по смыслу ст. 57 ЖК РФ предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оценивая доводы истца О. о неправомерном бездействии ответчика суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения указанных требований не имеется, поскольку не представлено доказательств обращения с заявлением о предоставлении жилья. Однако, по мнению судебной коллегии, указанное судом основание для отказа в удовлетворении требований не основано на нормах материального права, противоречит иным выводам суда, изложенным в решении, устанавливающим обязанность ответчика предоставить жилое помещение.
При таких данных, выводы суда противоречат нормам материального права, постановлены без учета фактических обстоятельств, установленных по делу, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Разрешая требования по существу, судебная коллегия приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований прокурора г. Осинники, действующего в интересах О., и О. в пределах заявленный требований следует отказать в полном объеме, поскольку как указано выше, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ ФЗ до достижения 23 летнего возраста О. поставлен не был, имеет жилое помещение, 1/3 в праве собственности на которое принадлежит О., указанное жилое помещение является пригодным для проживания, доказательств, свидетельствующих о невозможности проживания в имеющемся жилом помещении в ходе рассмотрения дела не представлено, обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на момент обращения и иском отсутствует, следовательно, материально – правовых оснований для удовлетворения исковый требований не имеется. Довод истца О. о том, что при постановке на учет в 2006 году были нарушены его права не может быть принят во внимание, поскольку указанные обстоятельства не были предметом исследования в суде первой инстанции, стороны по указанным доводам доказательств не представляли, об истребовании доказательств не заявляли. В соответствии с требованиями ст. 3271ГПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства. Тот факт, что О. признан нуждающимся улучшении жилищных условий, поскольку обеспечен площадью жилого помещения менее учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), свидетельствует о праве на предоставление жилого помещения по договору социального найма в общем порядке - ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, в порядке очереди исходя из времени принятия на учет. Принимая во внимание, что очередь на момент обращения в суд с иском № 482, нарушения прав на предоставление жилого помещения в порядке, установленном ч. 1 ст. 57 ЖК РФ на момент обращения в суд не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 25 января 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение; в удовлетворении исковых требований прокурора г. Осинники, действующего в интересах О. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не менее 13 кв. м. общей площади, расположенного в г. Осинники, отвечающего техническим и санитарным требованиям, пригодного для заселения и проживания, юридически и фактически свободного, и в удовлетворении исковых требований О. о признании незаконным бездействия Администрации Осинниковского городского округа выразившегося в не предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма и об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма в г. Осинники общей площадью не менее 33 кв.м. отказать.
Председательствующий: О.Э.Евтифеева
Судьи: Т.В. Фролова
С.А. Пастухов