Вологодский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Молокова Л.K.
№ 33-4909/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда
28 ноября 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Вершининой О.Ю., Федосеевой О.А.,
при секретаре Михеевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 сентября 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения о признании права на пенсию за выслугу лет, о возложении обязанности совершить необходимые действия для установления пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственную должность области, отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Федосеевой О.А., объяснения ФИО1, представителя Избирательной комиссии Вологодской области по доверенности от 27.11.2012 ФИО2, председателя Территориальной избирательной комиссии города Череповца ФИО3, представителя Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области по доверенности от 28.11.2012 ФИО4, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области (далее – Департамент) о признании права на пенсию за выслугу лет, о возложении обязанности совершить необходимые действия для установления пенсии за выслугу лет, мотивируя тем, что истец в период с по и с по осуществлял полномочия председателя Территориальной избирательной комиссии города Череповца (далее - ТИК) на постоянной основе, от исполнения которых был освобожден распоряжением председателя Избирательной комиссии Вологодской области (далее – ИК ВО) ФИО5 от №... с по собственному желанию до истечения срока полномочий в связи с выходом на пенсию.
Письмом Департамента от №... ходатайство председателя ИК ВО ФИО5 от об установлении ФИО1, замещавшему государственную должность области председателя ТИК, пенсии за выслугу лет, исходя из стажа государственной гражданской службы (35 лет), составляющую суммарно с учетом пенсии по выслуге лет Управления Внутренних дел Вологодской области и страховой части пенсии по старости 80 % месячного денежного содержания, возвращено, со ссылкой на несоблюдение, установленных статьей 3 Закона Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области» (далее – Закон № 87-ОЗ), условий замещения государственной должности в ТИК не менее двух сроков полномочий.
Просил признать за ним право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 87-ОЗ, возложить на Департамент обязанность совершить необходимые действия для установления истцу пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Вологодской области.
В судебном заседании истец ФИО1 требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве иск не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц ИК ВО по доверенностям ФИО6, ФИО2 и председатель ТИК ФИО3 с исковыми требованиями согласились, просили удовлетворить.
Представитель третьего лица Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности в связи с неправильным применением норм материального права, ссылаясь на то, что толкование положений статьи 3 Закона № 87-ОЗ, устанавливающей, по мнению суда, в качестве обязательного условия для установления лицам, замещавшим государственные должности председателей избирательных комиссий, пенсии за выслугу лет, замещение должности не менее двух сроков полномочий, противоречит положениям статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ). Кроме того, возвратив ходатайство от , направленное на имя губернатора Вологодской области, Департамент превысил свои полномочия, указанные в постановлении Правительства Вологодской области от 16.09.2011 № 1122 «О реализации закона области «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области».
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52). Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Введенный в действие с 01.01.2002 Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, с учетом общих правовых и организационных основ регулирования данного вида правоотношений.
На территории Вологодской области вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области, урегулированы Законом № 87-ОЗ, согласно пункту 2 статьи 1 которого, пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности области, с которыми заключен служебный контракт и полномочия которых прекращены, лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы области, служебный контракт с которыми прекращен, в том числе, по собственной инициативе лица, замещающего государственную должность области, должность государственной гражданской службы области (в связи с выходом на пенсию).
Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, устанавливается распоряжением губернатора области и выплачивается уполномоченным Правительством области органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, ежемесячно из средств областного бюджета путем перечисления на банковский счет (вклад) получателя в кредитной организации или через организации федеральной почтовой связи по его выбору.
Как следует из материалов дела, истец распоряжением от №... освобожден от исполнения полномочий председателя ТИК, которые осуществлял с по ) с по собственному желанию до истечения их срока в связи с выходом на пенсию.
Письмом Департамента от №... ходатайство председателя ИК ВО ФИО5 от об установлении ФИО1, замещавшему государственную должность области председателя ТИК, пенсии за выслугу лет, исходя из стажа государственной гражданской службы (35 лет), возвращено, со ссылкой на замещение ФИО1 должности председателя ТИК менее двух сроков полномочий.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу, что в силу положений статьи 3 Закона № 87-ОЗ, обязательным условием для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области в ТИК, является замещение ими указанных государственных должностей не менее двух сроков полномочий.
Указанный вывод суда первой инстанции является ошибочным, основан на неправильном толковании норм материального права.
В силу пункта 7 статьи 8 Закона Вологодской области от 03.11.2006 № 1514-ОЗ «О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области» (далее – Закон № 1514-ОЗ) председатель территориальной избирательной комиссии работает в территориальной избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе и замещает государственную должность области, установленную Уставом Вологодской области, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов области. Председатель территориальной избирательной комиссии приступает к исполнению обязанностей (приобретает должностные полномочия) с момента назначения на должность Избирательной комиссией области.
Согласно статье 6 Закона № 1514-ОЗ срок полномочий территориальных избирательных комиссий до дня вступления в силу от №...-ОЗ составлял четыре года, в настоящее время, с учетом изменений, внесенных названным Законом, - пять лет.
Статья 2 Закона № 87-ОЗ предусматривает общее правило установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, а также должности областных государственных служащих, согласно которому пенсия за выслугу лет устанавливается при прекращении полномочий, служебного контракта, увольнении по основаниям, предусмотренным в статье 1 настоящего закона, при наличии стажа государственной гражданской службы у мужчин 12,5 лет, у женщин 10 лет (если иное не установлено статьей 3 настоящего Закона).
В соответствии со статьей 3 названного Закона, лица, замещавшие государственные должности области в территориальных избирательных комиссиях, имеют право на пенсию за выслугу лет при условии замещения указанных государственных должностей не менее двух сроков полномочий.
На основании пункта 16 статьи 29 Закона № 67-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в пунктах 12 - 14 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения члена территориальной комиссии, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, - не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих высшие должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо в его территориальном органе. Размер и виды денежного содержания указанных лиц, а также размер и виды иных выплат указанным лицам определяются соответственно федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Исходя из буквального толкования положений указанного законодательства, статья 3 Закона № 87-ОЗ, предоставляющая лицам, замещавшим государственные должности области в территориальных избирательных комиссиях, право на назначение пенсии за выслугу лет при условии замещения государственных должностей не менее двух сроков полномочий, является не исключением из общего правила, предусмотренного статьей 2 данного Закона, устанавливающего в качестве необходимого условия для выплаты пенсии лицам, замещавшим государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, наличие у мужчин стажа государственной гражданской службы в размере 12,5 лет, а предоставляет лицам, замещавшим государственные должности области в территориальных избирательных комиссиях, в качестве льготного условия для назначение пенсии - замещение государственных должностей два срока полномочий, то есть фактически сокращает размер необходимого 12,5- летнего стажа государственной гражданской службы до 10 лет (истцу, с учетом изменений, внесенных в статью 6 Закона № 1514-ОЗ, до 9 лет).
Толкование статьи 3 Закона № 87-ОЗ, как устанавливающей в качестве обязательного и безоговорочного условия для назначения пенсии лицам, замещавшим государственные должности области в ТИК, замещение ими государственных должностей не менее двух сроков полномочий, противоречит положениям федерального законодательства и законодательства о пенсионном обеспечении, ограничивает права указанных лиц на назначение пенсии по сравнению с иными лицам, замещавшими государственные должности области, должности государственной гражданской службы области, которым для назначения пенсии достаточно наличия стажа, установленного статьей 2 Закона № 87-ОЗ.
В силу статьи 7 Закона № 87-ОЗ стаж государственной гражданской службы лица, замещающего должность государственной гражданской службы области, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется в соответствии с Законом Вологодской области от 02.04.1997 № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области», согласно статье 1 которого, при исчислении стажа замещения государственных должностей области лицам, замещающим государственные должности области, стажа государственной гражданской службы области лицам, замещающим должности государственной гражданской службы области, учитываются периоды замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, периоды государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти области, иных государственных органах области, органах местного самоуправления области и иные периоды трудовой деятельности, предусмотренные настоящим законом.
Поскольку общий стаж государственной службы ФИО1 (справка от ) по состоянию на составил ..., в том числе ... службы в ..., что превышает размер стажа, установленного статьей 2 Закона № 87-ОЗ, в качестве необходимого условия для назначения пенсии (12,5 лет), оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.09.2012 отменить, признать за ФИО1 право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 87-О3, возложить на Департамент социальной защиты населения Вологодской области обязанность совершить необходимые действия для установления истцу пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Вологодской области.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05 сентября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за ФИО1 право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Вологодской области от 05.07.1996 № 87-ОЗ «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Вологодской области и должности государственной гражданской службы Вологодской области», возложить на Департамент социальной защиты населения Вологодской области обязанность совершить необходимые действия для установления ФИО1 пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему государственную должность Вологодской области.
Председательствующий:
Судьи: