ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5000 от 03.09.2012 Архангельского областного суда (Архангельская область)

                                                                                        строка 59

Судья Лощевская Е.А.              № 33-5000                 г/п. 00 рублей

Докладчик Гудушин Н.Б.                                            03 сентября 2012 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Гудушина Н.Б.,

судей Пыжовой И.А, Рассошенко Н.П.,

при секретаре Терентьевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 03 сентября 2012 дело по частной жалобе Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» на определение судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 31 июля 2012 года, которым определено:

«Возвратить заявление Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» об оспаривании нормативно-правовых актов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» разъяснив, что заявитель вправе обратиться за разрешением заявленных требований в Арбитражный суд Архангельской области».

Заслушав доклад судьи Гудушина Н.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Контрольно-счетная палата муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее – КСП МО «Холмогорский муниципальный район») обратилась в суд с заявлением, содержащим следующие требования:

- о признании противоречащим законодательству и недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 23 декабря 2011 года №98 «О бюджете муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» на 2012 год» в части объема финансового обеспечения деятельности КСП МО «Холмогорский муниципальный район»;

- о понуждении администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» внести изменения в решение Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 23 декабря 2011 года №98 «О бюджете муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в указанной части;

- о признании противоречащим законодательству и недействующим п.1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет  муниципальных казенных учреждений, утвержденного постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 04 февраля 2011 года №2, в части применения его положений в отношении органов местного самоуправления, являющихся муниципальными казенными учреждениями, но не находятся в ведении администрации МО «Холмогорский муниципальный район».

Судья вынес указанное определение, с которым не согласилась КСП МО «Холмогорский муниципальный район». В частной жалобе ее председатель – Третьяков С.Ю. просит определение судьи отменить, вопрос разрешить по существу. Полагает, что определение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Требования КСП МО «Холмогорский муниципальный район» заявлены как органом местного самоуправления, оспаривались муниципальные правовые акты. Спор не является экономическим, не связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 24 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает заявление в случае, если исковое заявление неподсудно данному суду.

Согласно пунктам 1-3 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Руководствуясь приведенными процессуальными нормами, судья пришел к выводу, что дело неподсудно Холмогорскому районному суду Архангельской области, поскольку имеется спор с участием организаций, являющихся юридическими лицами.

Вывод судьи о неподсудности районному суду дела по заявлению контрольно-счетного органа муниципального образования об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов является ошибочным.

В соответствии со статьей 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают  дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ, в частности, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

В силу части 2 статьи 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации одной из гарантий местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части не только по основаниям нарушения их компетенции (часть 2 статьи 251 ГПК РФ), но и по основаниям нарушения оспариваемым нормативным правовым актом или его частью других прав местного самоуправления.

В соответствии со статьями 34, 38 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольно-счетный орган муниципального образования является органом местного самоуправления.

Следовательно, контрольно-счетный орган муниципального образования (при подтверждении своего статуса) вправе обратиться в районный суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах определение судьи о возвращении заявления подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на то, что при решении вопроса о принятии заявления к производству суда в каждом случае надлежит проверить, соответствует ли оно требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержит ли данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ, в частности, опубликован или обнародован ли акт в установленном порядке.

Так же при необходимости следует решать вопросы об отказе в принятии заявления или его части (пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ) в случае, если все или отдельные требования не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

По требованию о понуждении администрации МО «Холмогорский муниципальный район» и Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» внести изменения в решение представительного органа необходимо учитывать закрепленные в Конституции Российской Федерации (статьи 10, 12) принципы разделения властей, самостоятельности органов местного самоуправления, получившие развитие в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании изложенного и руководствуясь ст. 334 ГПК РФ судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

определение судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 31 июля 2012 года отменить, вопрос о принятии заявления Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» направить на рассмотрение в Холмогорский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                                              Н.Б. Гудушин

Судьи                                                                                            И.А. Пыжова

                                                                                             Н.П. Рассошенко