ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5024/2012 от 30.08.2012 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Оренбургский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        судья Карагодина Е.Л. Дело № 33-5024/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 30 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Чингири Т.П., Сенякина И.И., с участием прокурора Устабаева Е.Т., при секретаре Антонове И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 09 июня 2012 года по делу по иску Гайского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства, Муниципальному образованию г. Гай об устранении нарушений экологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л А:

Гайский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (далее – МУП ЖКХ), Муниципальному образованию г. Гай об устранении нарушений экологического законодательства, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки установлено, что в рамках существующих договорных отношений ответчик принимает отходы от индивидуального предпринимателя Гайнутдиновой Э.Н. и ООО «Домоуправление-3» и фактически размещает их на несанкционированном полигоне твердых бытовых отходов. При этом, ответчиком не обеспечен надлежащий учет полученных в 2011 году и первом квартале 2012 года и размещенных на полигоне отходов; не начислена в полном объеме плата за негативное воздействие на окружающую среду за данные периоды времени; размещение отходов осуществляется в отсутствие надлежащим образом полученной лицензии. На основании изложенного, прокурор просил суд признать названные действия МУП ЖКХ незаконными и обязать ответчика указать в договорах, заключенных с ООО «Домоуправление-3» и индивидуальным предпринимателем Гайнутдиновой Э.Н., что данные соглашения являются договорами о конечном размещении отходов, обеспечить надлежащий учет полученных и размещенных отходов в 2011 году и первом квартале 2012 года, рассчитать и оплатить в полном объеме плату за негативное воздействие на окружающую среду за полученные и размещенные на полигоне отходы за этот период, получить в установленном законном порядке лицензию на размещение отходов, принимаемых от сторонних организаций.

Определением суда от 11 мая 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование г. Гай Оренбургской области.

В судебном заседании прокурор Пишпанов Т.И. уточнил исковые требования, исключив из числа третьих лиц ИП Гайнутдинову Э.Н., указав, что разумным сроком для устранения нарушений экологического законодательства является 01 июня 2013 года. Исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика МУП ЖКХ г. Гая Икрянников Б.А., Балдина Г.В., Кицко Н.А. иск прокурора не признали, просили в его удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица ООО «Домоуправление-3» Гомозова О.С. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

Решением суда иск Гайского межрайонного прокурора удовлетворен частично, признаны незаконными действия МУП ЖКХ, выразившиеся в не обеспечении надлежащего учета полученных от ООО «Домоуправление-3» в 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года и размещенных на полигоне отходов; не начислении в полном объеме платы за негативное воздействие на окружающую среду за полученные в 1-4 кварталах 2011 года 1 квартале 2012 года от ООО «Домоуправление-3», и размещенные на полигоне отходы; размещении отходов производства и потребления, полученных от ООО «Домоуправление-3» в 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года, в отсутствие надлежащим образом полученной лицензии. МУП ЖКХ обязано обеспечить надлежащий учет полученных от ООО «Домоуправление-3» и размещенных отходов в 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года; рассчитать и оплатить в полном объеме плату за негативное воздействие на окружающую среду за полученные от ООО «Домоуправление-3» и размещенные отходы в 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года в срок немедленно после вступления решения суда в законную силу; получить в установленном законом порядке лицензию на размещение отходов, принимаемых от сторонних организаций в срок до 01 декабря 2013 года. Муниципальное образование город Гай Оренбургской области обязано произвести финансирование деятельности МУП ЖКХ в части проведения мероприятий по устранению нарушений экологического законодательства. В остальной части иска прокурору отказано.

С таким решением не согласно МУП ЖКХ, в апелляционной жалобе оно просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., представителя ответчика МУП ЖКХ Икрянникова Б.А., действующего по доверенности, просившего отменить решение суда, заключение прокурора Устабаева Е.Т., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

С учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за размещение отходов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Удовлетворяя требования Гайского межрайонного прокурора в части признания действий МУП ЖКХ незаконными и обязании ответчика обеспечить надлежащий учет полученных и размещенных отходов в 2011 году и первом квартале 2012 года, рассчитать и оплатить в полном объеме плату за негативное воздействие на окружающую среду за полученные и размещенные на полигоне отходы за этот период, получить в установленном законном порядке лицензию на размещение отходов, принимаемых от сторонних организаций, суд пришел к выводу о том, что вести учет принимаемых и размещаемых на полигоне отходов, начислять и производить оплату негативного воздействия на окружающую среду обязано МУП ЖКХ, поскольку ООО «Домоуправление-3», являющееся собственником отходов, передает отходы производства и потребления МУП ЖКХ для последующего размещения, то есть хранения или захоронения. Из условий представленных договоров следует, что по сделкам контрагентом передается ответчику право собственности на отходы.

Однако, с данным выводом суда судебная коллегия не соглашается на основании следующего.

В силу статьи 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Из материалов дела следует, что 01.01.2010 года между МУП ЖКХ и ООО «Домоуправление-3» заключен договор на оказание услуг № 94/2010, по условиям которого ответчик принял на себя обязательство выполнять работы по вывозу твердых бытовых отходов, накапливаемых объектами заказчика.

В указанном договоре не предусмотрена обязанность МУП ЖКХ обеспечивать учет и размещение отходов, производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие отходов на окружающую среду и за размещение отходов. Так же договор не предусматривает переход права собственности на отходы к специализированной организации и не предусмотрено, что данный договор является договором о конечном размещении отходов.

Согласно лицензии № ОТ-49001527(56) от 24.04.2009 года МУП ЖКХ, в том числе, вправе осуществлять деятельность только по сбору и транспортировке отходов, принимаемых от сторонних организация (п. 2 Приложения).

Исходя из изложенного, собственником отходов является ООО «Домоуправление-3», а потому обязанности по учету и размещению отходов, а также по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду должны быть возложены на ООО «Домоуправление-3», как на собственника отходов.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ) лицензированию подлежит такой вид деятельности, как деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Из договора с ООО «Домоуправление - №» следует, что МУП ЖКХ выполняло работы только по вывозу твердых бытовых отходов, накапливаемых объектами ООО «Домоуправление-3» и деятельность по обезвреживанию и размещению этих отходов не осуществляло.

В материалы дела не было представлено доказательств, что МУП ЖКХ в нарушение требований закона осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в связи с чем, получение лицензии на данный вид деятельности МУП ЖКХ не требуется.

Принимая решение об обязании МО город Гай Оренбургской области произвести финансирование деятельности МУП ЖКХ в части проведения мероприятий по устранению нарушений экологического законодательства, судом не было учтено, что в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям, а требований к МО город Гай Оренбургской области прокурором заявлено не было.

На основании изложенного, решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Гайского межрайонного прокурора.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Гайского городского суда Оренбургской области от 09 июня 2012 года в части удовлетворения исковых требований Гайского межрайонного прокурора Оренбургского области о признании незаконными действий МУП ЖКХ, выразившиеся в не обеспечении надлежащего учета полученных от ООО «Домоуправление-3» в 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года и размещенных на полигоне отходов; не начислении в полном объеме платы за негативное воздействие на окружающую среду за полученные в 1-4 кварталах 2011 года 1 квартале 2012 года от ООО «Домоуправление-3», и размещенные на полигоне отходы; размещении отходов производства и потребления, полученных от ООО «Домоуправление-3» в 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года, в отсутствие надлежащим образом полученной лицензии; об обязании МУП ЖКХ обеспечить надлежащий учет полученных от ООО «Домоуправление-3» и размещенных отходов в 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года; рассчитать и оплатить в полном объеме плату за негативное воздействие на окружающую среду за полученные от ООО «Домоуправление-3» и размещенные отходы в 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года в срок немедленно после вступления решения суда в законную силу; получить в установленном законом порядке лицензию на размещение отходов, принимаемых от сторонних организаций в срок до 01 декабря 2013 года, обязании муниципального унитарного образования город Гай Оренбургской области произвести финансирование деятельности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства в части проведения мероприятий по устранению нарушений экологического законодательства отменить.

Вынести в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гайского межрайонного прокурора Оренбургского области отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: