ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5065 от 05.06.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Андреева Ю.А. № 33 – 5065

Докладчик: Бугрова Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Бугровой Н.М.,

судей Чудиновой Т.М. и Раужина Е.Н.,

при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «К» Ч.(доверенность от 01.07.2011г., сроком действия до 30.06.2012 г.) на решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 27 февраля 2012 года

по жалобе ОАО «К» на представление прокурора Центрального района города Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства,

УСТАНОВИЛА:

ОАО «К» (далее ОАО К» обратилась в суд с жалобой на представление прокурора Центрального района города Новокузнецка об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором Центрального района города Новокузнецка вынесено представление № об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг относительно ввода ограничения электроснабжения жителям дома по .

Считает данное представление незаконным, поскольку ОАО «К», являясь ресурсоснабжающей организацией, не соответствует понятию «исполнитель», закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг, следовательно, не могли нарушить порядок уведомления потребителя, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Прокурор не применил нормы права, предусмотренные «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31.08.2006 года, в частности п.п. «б» п. 178 указанных положений, предусматривающий порядок введения ограничения в отношении граждан - потребителей вводимого ресурсоснабжающей организацией.

Нормы права, примененные прокурором, а именно правила ограничения коммунальных услуг, предусмотренные п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг граждан не применяются во взаимоотношениях ресурсоснабжающей организации и абонента, поскольку в силу п. 3 Правил коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых домах.

Согласно пунктам 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, ТСЖ и т.д. ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Из положений п. 3 и п.п. а - г п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В этой связи ОАО «К», являясь ресурсоснабжающей организацией, не соответствует понятию «исполнитель», закрепленному в п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку ОАО «К» не отвечает за содержание и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Также при вынесении представления прокурором неполно была проведена проверка фактических обстоятельств, а именно не было установлено лицо ответственное за содержание и ремонт общего имущества дома.

Согласно п.п. «б» пункта 178 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданами - потребителями своих обязательств по договорам энергоснабжения ограничение режима потребления осуществляется в следующем порядке: при возникновении задолженности по оплате электрической энергии гражданином - потребителем за 3 расчетных периода гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) направляет ему уведомление о полном ограничении режима потребления в случае неоплаты образовавшейся задолженности до истечения срока платежа. Гражданин - потребитель должен получить уведомление не позднее, чем за 15 дней до предполагаемой даты полного ограничения режима потребления.

Таким образом, ОАО «К» был соблюден порядок введения ограничения, предусмотренный действующим законодательством, что подтверждается уведомлением, врученным абоненту ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурором не доказаны основания требований о привлечении к дисциплинарной ответственности работником ОАО «К», в представлении даже не указаны виновные лица, подлежащие дисциплинарной ответственности, что является основанием для отмены представления прокурора согласно судебной практике.

ОАО «К» просят суд признать представление прокурора Центрального района города Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг незаконным и отменить. Обязать прокурора Центрального района города Новокузнецка отозвать без исполнения представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг.

Представитель ОАО «К» Е., действующая на основании доверенности от 01.07.2011 года, поддержала заявленные требования.

Прокурор в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.

Заинтересованное лицо А. требования не признал.

Решением Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 27 февраля 2012 года в удовлетворении жалобы ОАО «К» на представление прокурора Центрального района города отказано.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «К» Ч.(доверенность от 01.07.2011 г., сроком действия до 30.06.2012 г.) просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Указывает, что суд применил норму материального права, не подлежащую применению, а так же не применил норму права, подлежащую применению.

ОАО «К», являясь ресурсоснабжающей организацией, и не соответствует понятию «исполнитель», закрепленному в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку ОАО «К» не отвечает за содержание и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В данном случае собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, приобретают электрическую энергию непосредственно у ресурсоснабжающей организацией (отношения ресурсоснабжения). При данной форме управления порядок электроснабжения граждан регулируется «Основными положениями».

Кроме того, судом не верно истолкованы нормы письма Министерства регионального развития Российской Федерации № 4989-СК/07.

Также суд не принял во внимание Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 г. № 4967-СК/07 «О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307», и не учел, что ответственность за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, была возложена собственниками на ООО «РСК «И».

Судом не были применены нормы ст. 249 ГПК РФ.

Прокурором не были доказаны основания требований прокуратуры о привлечении к дисциплинарной ответственности работников ОАО «К», в представлении не указаны виновные лица, подлежащие дисциплинарной ответственности.

Согласно п.п. «б» п. 178 Основных положений ДД.ММ.ГГГГ в  контролёром ОАО «К» под роспись было вручено уведомление о задолженности за коммунальную услугу «электроснабжение» на сумму  руб..

Вывод суда о том, что у заявителя не было основания для введения ограничения электроснабжения, противоречит фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Действия ОАО «К» по ограничению потребителя А. за неоплату потреблённой электроэнергии правомерны и полностью соответствую действующему законодательству, вина ОАО ««К» в данном случае отсутствует.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ОАО «К» О. (доверенность от 01.07.2011 г. по 30.06.2012 г.), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Тверикину Н.Н., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1 предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договоры электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также договоры продажи, газа в баллонах являются публичными договорами. Такие договоры должны заключаться коммерческими организациями с любым обратившимся к ресурсоснабжающей организации собственником помещения, проживающим в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений, в котором в установленном ЖК РФ порядке выбран способ непосредственного управления домом. К отношениям по указанным договорам применяются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 4 этой же статьи, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии с ч. 2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме по  выбрали способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление собственниками жилых помещений.

С ДД.ММ.ГГГГ поставщиком электрической энергии для жителей Центрального района города Новокузнецка, в том числе и жилого дома , является ОАО «К», то есть функции поставщика электроэнергии выполняет ОАО «К», являющееся ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с Уставом ОАО «К», утвержденным общим собранием акционеров от ДД.ММ.ГГГГ, основной целью деятельности общества является получение прибыли, для получения которой оно вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе: покупка электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе, гражданам).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Центрального района города Новокузнецка в отношении ОАО «К» было вынесено представление № об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных Услуг, на основании которого ОАО «К» обязано принять меры для устранения нарушений закона, причин и условий им сопутствующих по недопущению подобного впредь, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района по обращению А. о неправомерных действиях ОАО «К» относительно ввода ограничения электроснабжения в жилом помещении, расположенном по .

Прокуратурой установлено, что А. в период с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно производил оплату за потребленную электроэнергию не в полном объеме, ДД.ММ.ГГГГ в адрес А. в порядке п.п. «б» п. 178 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530, было направлено уведомление о возможном вводе ограничения режима потребления электроэнергии в случае неоплаты (не урегулирования) задолженности на сумму  копейки. При введении данного режима ограничения ОАО «К» руководствовались нормами Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530, что является незаконным, так как правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрены положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что при уведомлении и введении полного ограничения потребления электрической энергии в отношении жильца А. ОАО «К» были нарушены требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Данный вывод судебная коллегия находит законным и обоснованным.

Так, договоры поставки электроэнергии, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются ст.ст. 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированными настоящим Кодексом применяются законы и иные акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу ч. 2 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом каждым собственником помещения от своего имени заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации для собственника помещения в многоквартирном доме плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.8 ст. 155 ЖК РФ).

Таким образом, для собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, отношения, связанные с предоставлением и оплатой коммунальных услуг в виде электроснабжения, основаны на нормах жилищного законодательства.

Исходя из положений ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, и не зависит от формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, способа управления многоквартирным домом. При этом также предусмотрено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).

Исходя из установленных обстоятельств на момент вручения А. уведомления о наличии задолженности по оплате электроэнергии, действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).

Помимо того, что ОАО «К» является для жителей квартиры  ресурсоснабжающей организацией, данная организация является еще и исполнителем коммунальных услуг для жителей данного дома, так как осуществляет поставку электроэнергии собственникам квартир на условиях публичного договора.

Разрешая требования, суд правомерно исходил из того, что на правоотношения между ОАО «К» и А. в части предоставления ему коммунальных услуг в виде электроснабжения распространяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

На основании пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:

- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

При этом пунктами 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 20.03.2007 года №4989-СК/07 указало, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса. Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть: - управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; - товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

То есть, при непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг является ресурсоонабжающая организация.

Таким образом, из приведенных положений законодательства прямо следует, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.

В соответствии с Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307" при непосредственном управлении, согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.

Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения.

Как указано в п.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 г., на применении которых настаивает ОАО «Э», настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяет условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

Таким образом, поскольку в данном случае отношения ресурсоснабжения связаны с предоставлением гражданам коммунальных услуг в сфере жилищных правоотношений, то на эти правоотношения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии регулируют гражданские правоотношения без учета особенностей, установленных жилищным законодательством, поэтому не могут применяться в отношениях с гражданами – потребителями коммунальных услуг в виде электроснабжения.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в число коммунальных услуг входит электроснабжение.

Подпунктом «а» пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.

Согласно статье 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если иное не предусмотрено федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, исполнитель при наличии вины потребителя вправе после предупреждения (в письменной форме) приостановить или ограничить предоставление одной или нескольких коммунальных услуг в случае, указанном в подпункте "а" пункта 80 настоящих Правил, в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Из уведомления, направленного собственнику квартиры  следует, что собственник не был надлежащим образом извещен об отключении электроэнергии, как этого требуют Правила.

С учетом изложенного, на основании имеющихся в деле доказательств, разрешая требования по существу, суд пришел к законным и обоснованным выводам о том, что ОАО «К» были нарушены требования пунктов 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, а Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года, ОАО «К» руководствовался необоснованно.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что у прокурора Центрального района города Новокузнецка имелись основания для направления представления об устранении нарушений действующего законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных Услуг, в связи с чем, обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований в указанной части.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО «К», являясь ресурсоснабжающей организацией, не выступает «исполнителем», как это указано в п.3 Правил предоставления коммунальных услуг, не отвечает за содержание и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю представляются коммунальные услуги, вследствие чего при форме управления многоквартирным домом - непосредственное управление - порядок энергоснабжения граждан регулируется «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №530 от ДД.ММ.ГГГГ, отклоняются судебной коллегией по вышеприведенным основаниям.

Несостоятельны и ссылки в жалобе на неприменение судом ст. 249 ГПК РФ.

Исходя из положений части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Между тем обязанность доказать тот факт, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, в силу положений ст. 56 ГПК РФ лежит на заявителе.

Иные доводы жалобы, основаны на ином толковании и применении норм материального права и по существу выводов суда первой инстанции не опровергают.

Вместе с тем, разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении в полном объеме, суд первой инстанции отверг довод заявителя о том, что представление прокурора является незаконным в части требования о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщении прокурору района в письменной форме о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (с приложением копии приказа), сославшись на то, что определение лиц, подлежащих привлечению к дисциплинарной ответственности, в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции работодателя.

С таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В соответствии со ст. 22 указанного Закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ч.1 ст. 24 указанного закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Однако, суд не учёл, что в представлении прокурора не указаны виновные лица, подлежащие дисциплинарной ответственности, конкретные работники ОАО «К», а также основания для привлечения их к дисциплинарной ответственности, что является основанием для признания представления прокурора в части требования о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщении прокурору района в письменной форме о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (с приложением копии приказа), незаконным.

При таком положении решение суда в части отказа в удовлетворении жалобы ОАО «К» на представление прокурора Центрального района г. Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ в части требования о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщении прокурору района в письменной форме о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (с приложением копии приказа), нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

С учетом того, что обстоятельства дела судом первой инстанции были установлены, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда с вынесением по делу нового решения об удовлетворении жалобы ОАО «К» в указанной выше части.

Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 27 февраля 2012 года в части отказа в удовлетворении жалобы ОАО «К» на представление прокурора Центрального района г. Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ в части требования о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщении прокурору района в письменной форме о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (с приложением копии приказа) отменить.

Принять в этой части новое решение:

представление прокурора Центрального района г. Новокузнецка № от ДД.ММ.ГГГГ в части требования о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщении прокурору района в письменной форме о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (с приложением копии приказа) признать незаконным.

В остальной части решение Центрального районного суда города Новокузнецка Кемеровской области от 27 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «К» Ч.(доверенность от 01.07.2011 г., сроком действия до 30.06.2012 г.) - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.М. Бугрова

Судьи: Т.М. Чудинова

Е.Н. Раужин