ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5080 от 22.09.2011 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

                                                                                    Верховный Суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья: А.Г. Смирнов Дело № 33- 5080/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего: Ивановой Е.В.,

судей: Кореневой И.В., Харманюк Н.В.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 22 сентября 2011 года дело по кассационному представлению прокурора г. Сыктывкара на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июля 2011 года, по которому

в удовлетворении заявления и.о. прокурора г. Сыктывкара о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими с момента принятия пунктов 11, 11.1.1, 11.1.2, 11.2.1, 11.2.2 Положения о порядке, условиях и нормах расходов командирования руководителей органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Сыктывкар", депутатов Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и муниципальных служащих муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 21 сентября 2007 года № 4/09-90, отказано.

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

И.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пунктов 11, 11.1.1, 11.1.2, 11.2.1, 11.2.2 Положения о порядке, условиях и нормах расходов командирования руководителей органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Сыктывкар", депутатов Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и муниципальных служащих муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета МОГО "Сыктывкар" от 21 сентября 2007 года № 4/09-90.

Прокурор в судебном заседании требования подержал.

Совет МОГО "Сыктывкар" своего представителя для участия в процессе не направил.

Суд рассмотрел дело при имеющейся явке лиц и вынес приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор г. Сыктывкара с решением суда не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Решение Совета МОГО "Сыктывкар" от 21 сентября 2007 года № 4/09-90 опубликовано в газете "Панорама столицы" № 39/1 от 4 октября 2007 года.

Согласно пунктам 11, 11.1.1, 11.1.2, 11.2.1, 11.2.2 Положения о порядке, условиях и нормах расходов командирования руководителей органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Сыктывкар", депутатов Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" и муниципальных служащих муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного названным решением, лицам, выезжающим в служебные командировки, замещающим должности главы МОГО "Сыктывкар", депутатам Совета МОГО "Сыктывкар" гарантируется приобретение проездного документа на все виды транспорта при следовании к месту командирования и обратно, бронирование и наем номера в гостинице.

Согласно части 5.1.Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Законом Республики Коми от 20 декабря 2010 года № 149-РЗ для лиц, замещающих муниципальные должности на непостоянной основе, предусмотрена возможность введения такой гарантии, как возмещение расходов по оплате услуг гостиниц или найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Для лиц, замещающих такие должности на постоянной основе, возможность предоставления названных гарантий не предусмотрена.

В соответствии с положениями статей 37, 48 Устава МОГО "Сыктывкар" депутат Совета городского округа может осуществлять свои полномочия на освобожденной или неосвобожденной основе. Глава городского округа - председатель Совета городского округа является высшим должностным лицом муниципального образования.

Согласно ст. 29 Устава МО ГО «Сыктывкар» ч.1,2 Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" является представительным органом муниципального образования городского округа "Сыктывкар", обладает правами юридического лица, имеет печать и штампы со своим наименованием, бланки со своими реквизитами, счет в соответствующем уполномоченном органе и является получателем бюджетных средств.

В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" представительный орган муниципального образования в связи с тем, что он наделяется правами юридического лица и является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, может быть только бюджетным учреждением.

Расходы бюджетных учреждений регламентированы ст. 70 Бюджетного кодекса РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований расходования бюджетных средств, а именно обеспечение выполнения функций - бюджетных учреждений включает: оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные компенсационные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

Следовательно, на основании статьи 70 БК представительный орган муниципального образования вправе расходовать средства на оплату труда, командировочные расходы и иные расходы, связанные с депутатской деятельностью только депутатов, исполняющих свои полномочия на постоянной основе.

Таким образом, в данной статье оговорены гарантии, в том числе командировочные и иные компенсационные выплаты работникам бюджетного учреждения, каковыми депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе, не являются. Однако, согласно ч. 3 ст. 34, ст. 40, части 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется положениями Федерального закона и уставами муниципальных образований. При этом правовое регулирование статуса вышеназванных лиц предусматривает возможность установления им гарантий и компенсаций в связи с осуществлением ими своих полномочий, в том числе уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов.

В связи с чем довод заявителя в части того, что обжалуемые пункты Положения о порядке, условиях и нормах расходов командирования руководителей органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Сыктывкар», депутатов Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и муниципальных служащих муниципального образования городского округа «Сыктывкар», утвержденного Решением, не отвечают требованиям определенности, ясности и недвусмысленности, поскольку могут быть истолкованы таким образом, что всем депутатам Совета МО ГО «Сыктывкар», осуществляющим полномочия, как на постоянной, так и непостоянной основе, могут производиться командировочные расходы, несостоятелен.

Наряду с этим, в соответствии с Законом Республики Коми «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Коми», принятым Государственным Советом Республики Коми 9 декабря 2010 года ( ст.3), уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, могут устанавливаться гарантии на :

1) доступ к информации, необходимой для осуществления полномочий, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством;

2) предоставление служебного помещения, средств связи и необходимой оргтехники для осуществления полномочий;

3) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с осуществлением полномочий, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами;

4) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством;

5) возмещение расходов, связанных с использованием личного транспорта для осуществления своих полномочий, в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами;

6) распространение информации в муниципальных средствах массовой информации об осуществлении своих полномочий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством;

7) предоставление медицинского обслуживания, в том числе после выхода на пенсию, в порядке и на условиях, установленных муниципальными правовыми актами;

8) оплату один раз в год стоимости проезда в пределах Российской Федерации к месту отдыха и обратно в порядке, установленном муниципальными правовыми актами;

9) подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Поскольку служебные командировки не являются гарантиями депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления городского округа, осуществляющего полномочия на постоянной основе, в том смысле, как это регламентировано указанными положениями закона, при том, что на основании ст. 70 Бюджетного кодекса РФ представительный орган сам вправе определять расходы по оплате труда и, в частности, командировочные расходы, связанные с депутатской деятельностью депутатов, исполняющих свои полномочия на постоянной основе, вывод суда в части того, что определение расходов в связи с направлением в служебные командировки решением Совета МО ГО «Сыктывкар», а не непосредственно Уставом МО ГО «Сыктывкар» при таких данных отвечает предписаниям части 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", согласно которым органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения, судебной коллегией признается правильным.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Доводы кассационной жалобы по существу направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 июля 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: