Судья Жлобицкая Н.В. Дело № 33-5120
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2016 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Александровой М.В., Шульга С.В.,
при секретаре Сылко Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Арсеньева в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному образовательному бюджетному учреждению «Арсеньевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» (далее - КГОБУ «Арсеньевская КШ»), департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанностей по апелляционной жалобе департамента финансов Приморского края на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.
Суд обязал департамент финансов Приморского края выделить денежные средства департаменту образования и науки Приморского края для предоставления их Краевому государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Арсеньевская специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа» с целью установки камер видеонаблюдения, в соответствии с требованиями п.5.39 СНиП 31-06-2009.
На департамент образования и науки Приморского края возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить денежными средствами Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Арсеньевская специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа» с целью установки камер видеонаблюдения, в соответствии с требованиями п.5.39 СНиП 31-06-2009.
На Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Арсеньевская специализированная (коррекционная) общеобразовательная школа» возложена обязанность: в течение трех месяцев с момента выделения финансовых средств департаментом образования и науки Приморского края, произвести установку камер видеонаблюдения, в соответствии со строительными нормами и правилами в соответствии с требованиями п. 5.39 СНиП 31-06-2009.
Заслушав доклад судьи Александровой М.В., пояснения прокурора Маториной О.А., поддержавшей исковые требования и полагавшей решение суда законным и обоснованным, пояснения представителя департамента финансов Приморского края – ФИО1, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Арсеньева в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к КГОБУ «Арсеньевская КШ», департаменту образования и науки Приморского края, департаменту финансов Приморского края о возложении обязанностей, в котором просил возложить следующие обязанности: на Департамент финансов ПК - выделить денежные средства департаменту образования и науки ПК для предоставления их КГОБУ «Арсеньевская КШ» с целью установки камер видеонаблюдения, в соответствии с требованиями п. 5.39 СНиП 31-06-2009; на Департамент образования и науки ПК - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить денежными средствами КГОБУ «Арсеньевская КШ» с целью установки камер видеонаблюдения, в соответствии с требованиями п. 5.39 СНиП 31-06-2009; на КГОБУ «Арсеньевская КШ» - произвести установку камер видеонаблюдения, в соответствии со строительными нормами и правилами в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств Департаментом образования и науки Приморского края, в соответствии с требованиями п.5.39 СНиП 31-06-2009.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере профилактики и борьбы с терроризмом на объектах образования Арсеньевского городского округа, установлено, что в КГОБУ «Арсеньевская КШ» отсутствует видеонаблюдение, что является нарушением требований СНИП 31-06-2009, в соответствии с п. 5.39 которого для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112». Наличие указанных мер необходимо с целью осуществления эффективной борьбы с терроризмом в комплексе с иными средствами. По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокурором города директору КГОБУ «Арсеньевская КШ» внесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено, дан ответ об отсутствии в департаменте науки и образования Приморского края средств на установку камер видеонаблюдения в ДД.ММ.ГГГГ и о рассмотрении вопроса о выделении средств на эти цели в ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение образовательным учреждением требований действующего законодательства об оснащении его территории камерами видеонаблюдения создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, нарушает права обучающихся на безопасное получение образования и нахождение в данном учреждении, а также нарушает права работников и иных лиц, посещающих данное учреждение на безопасное нахождение в образовательном учреждении.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель КГОБУ «Арсеньевская КШ» в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что была составлена смета на установку в школе системы видеонаблюдения, техническое задание и был заключен договор с ООО «...» на сумму 145 400 рублей. Если в бюджете в ДД.ММ.ГГГГ будет достаточно средств, то договор будет выполнен и установлены камеры видеонаблюдения.
Представитель департамента образования и науки в Приморском крае иск не признал, указав, что на основании Закона ПК от 25.12.2014г. №518-КЗ «О краевом бюджете на 2015г. и плановый период 2016 г. и 2017 годов» средства на выполнение государственного задания КГОБУ «Арсеньевская КШ» предусмотрены в размере 31 899,18 рублей. Средства на установку видеонаблюдения в КГОБУ «Арсеньевская КШ» в ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены по причине отсутствия в государственной программе Приморского края, утвержденной постановлением администрации ПК от 08.12.2012 г. № 395-па «Об утверждении государственной программы ПК «Развитие образования Приморского края» на 2013-2017годы» подпрограммы, в рамках которой возможна установка видеонаблюдения. Полагает, что КГОБУ «Арсеньевская КШ» является бюджетным учреждением, что позволяет ему самостоятельно осуществлять распределение бюджетных ассигнований между экономическими статьями при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности. В случае экономии по одной из действующих подпрограмм вопрос о выделении дополнительных средств на указанные цели будет рассмотрен.
Представитель департамента финансов Приморского края, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, указав в письменном отзыве на исковое заявление о несогласии с исковыми требованиями, полагая департамент финансов ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку департамент образования и науки ПК осуществляет полномочия по организации предоставления начального общего, основного общего и среднего общего образования в государственных (краевых) образовательных организациях; осуществление функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций в соответствии с БК РФ. Бюджетные ассигнования на указанные цели предусмотрены департаменту образования и науки ПК РФ Законом ПК от 25.12.2014г. №518-КЗ «О краевом бюджете на 2015г. и плановый период 2016 и 2017 годов». В соответствии с БК РФ образовательное учреждение осуществляет свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы - документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного предприятия. В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен департамент финансов Приморского края, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права. Считает, что департамент финансов ПК является ненадлежащим ответчиком по делу. Решение суда противоречит нормам бюджетного законодательства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента финансов Приморского края поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представитель КГОБУ «Арсеньевская КШ» не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие КГОБУ «Арсеньевская КШ».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, поддержавшего иск, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 1999 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В зданиях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Как установлено судом и следует из материалов дела, в КГОБУ «Арсеньевская КШ» отсутствует видеонаблюдение, что является нарушением прав и законных интересов детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию здания системой видеонаблюдения.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Как установлено в судебном заседании, КГОБУ «Арсеньевская КШ» - является бюджетным учреждением. Учредителем учреждения является Приморский край.
Пунктами 3.1, 3.11 Устава школы определено, что имущество Учреждения находится в собственности Приморского края, принадлежит Учреждению на праве оперативного управления и отражается на его самостоятельном балансе. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета Приморского края. Согласно ст.1 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утв. Постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ. №-па (далее Положение) - департамент образования и науки Приморского края (далее - Департамент) является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Приморского края. Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета полномочия Российской Федерацией в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.8.42, 8.46, 8.48 Положения департамент выполняет осуществление функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Департамент осуществляет организацию создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных (краевых) образовательных организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края. Финансирование деятельности департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти Приморского края. Закупку товаров, работ, услуг, связанных с обеспечением деятельности департамента, а также в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности в порядке, установленном действующим законодательством. Осуществление в пределах своих полномочий мер по противодействию терроризму, участие в противодействии экстремистской деятельности на территории Приморского края. В соответствии с п.4 Положения о департаменте финансов Приморского края, утв. Постановлением администрации Приморского края от 31.01.2006г. №32-па - департамент финансов Приморского края осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с их территориальными органами, Законодательным Собранием Приморского края и органами исполнительной власти Приморского края, иными государственными органами, органами местного самоуправления Приморского края, иными участниками бюджетного процесса. Также к ведению департамента финансов Приморского края согласно абз. 1, 4 п. 7.2 указанного Положения относятся: составление проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и основных параметров консолидированного бюджета Приморского края в соответствии с принципом сбалансированности, исходя из необходимости минимизации размера дефицита бюджета; планирование предельных объемов бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств краевого бюджета либо субъектам бюджетного планирования. В соответствии со ст.41 ФЗ от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что ответчики наделены правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями на осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в данном учреждении в пределах их компетенции. Приказом Рособразования от 11 ноября 2009г. №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора в полном объеме, в том числе в части возложения на департамент финансов обязанности по выделению денежных средств департаменту образования и науки ПК для предоставления их КГОБУ «Арсеньевская КШ» с целью установки системы видеонаблюдения в соответствии с требованиями п. 5.39 СНиП 31-06-2009.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Довод апелляционной жалобы департамента финансов Приморского края о ненадлежащем ответчике по делу проверялся судом и обоснованно не принят во внимание, поскольку образовательное учреждение финансируется из средств краевого бюджета.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента финансов Приморского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи