Верховный Суд Республики Хакасия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Председательствующий: Попова Г.В.
Дело № 33- 513/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2012 года г.Абакан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лапуговой Л.А.,
судей Душкова С.Н., Коршуновой С.Т.,
при секретаре Даньо Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 на решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 26 декабря 2011 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Алтайского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Белоярского сельсовета о признании действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. и д. незаконными, обязании устранить нарушения в области законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Заслушав доклад судьи Душкова С.Н., объяснения представителя ответчика ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Диденко Н.Н., выразившей согласие с решением суда, представителя ответчика ФИО2, не выразившей мнения по поводу решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Алтайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Белоярского сельсовета о признании действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. и д. незаконными, обязании устранить нарушения в области законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также с иском к администрации муниципального образования Алтайский район о признании бездействия по организации утилизации и переработке отходов производства и потребления с территории муниципального образования Белоярского сельсовета незаконным, обязании организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов муниципального образования Белоярский сельсовет, мотивируя требования тем, что в ходе проведения комплексной проверки установлено, что администрацией Белоярского сельсовета в нарушение требований ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не получены лимиты на размещение отходов; в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» она не состоит на учете в качестве плательщика за негативное воздействие в Управлении Росприроднадзора по Республике Хакасия, не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Сбор и вывоз отходов, образующихся на территории с. , органом исполнительной власти местного самоуправления не организован в соответствии с требованиями законодательства, соответствующий нормативный правовой акт в поселении отсутствует, порядок сбора отходов и их разделения на виды органом местного самоуправления не определен.
Отходы производства и потребления размещаются на используемом под эти цели земельном участке без каких-либо правоустанавливающих документов и санитарно-эпидемиологических заключений методом навала непосредственно на поверхности земли, частично засыпаются землей. Прием и размещение отходов контролируется организацией, не имеющей лицензии на данные виды деятельности, что не соответствует п. 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88.
Территория места размещения отходов не имеет ограждения, навес над местом размещения отсутствует, обваловка местами не проводилась, обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями не оборудована. При приемке ТБО не осуществляется радиационный контроль согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».
Администрацией Белоярского сельсовета для организации сбора и вывоза отходов производства и потребления определена организация, не имеющая прав на осуществление данной деятельности, не отвечающая предъявляемым законодательством требованиям.
Определением суда от 26.12.2011 производство по гражданскому делу по исковым требованиям, предъявленным к администрации муниципального образования Алтайский район, прекращено в связи с отказом прокурора от них.
В судебном заседании прокурор Алтайского района Соколов Е.В. поддержал уточненные исковые требования к администрации Белоярского сельсовета.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала. Считала, что ответчиком в полной мере выполняются требования действующего законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Представитель администрации муниципального образования Алтайский район ФИО2 из зала суда с согласия председательствующего удалилась, представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по РХ ФИО3 не явился.
Суд постановил решение, которым исковые требования прокурора Алтайского района к Администрации Белоярского сельсовета удовлетворил.
Признал действия администрации Белоярского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории с. и д. , размещению их на территории земельного участка общей площадью кв.м., с кадастровым номером №, расположенного , с нарушением действующего законодательства незаконными.
Обязал администрацию Белоярского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования Белоярский сельсовет в соответствии с нормами действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязал администрацию Белоярского сельсовета организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления, размещенных на земельных участках: с кадастровым номером №, расположенного ; расположенных в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязал администрацию Белоярского сельсовета разработать паспорта отходов администрации, лимиты на размещение отходов и вести учет образующихся и переданных третьим лицам отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель ответчика ФИО1 обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 26.12.2011 и принять новый судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права.
Ссылается на то, что администрацией Белоярского сельсовета организован сбор и вывоз бытовых отходов с территории муниципального образования Белоярский сельсовет, ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение с МУП «», в том числе на уборку мусора, дикорастущей на территории с. и д. травы, ликвидацию несанкционированных свалок.
Отмечает, что в соответствии с п. 2 ст. 226 ГК РФ право на отходы производства и потребления, находящееся на землях ЗАО «, принадлежит данному обществу.
Приведение земельного участка общей площадью кв.м., с кадастровым номером №, расположенного , в соответствие с СанПиН и нормами действующего законодательства в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ является обязанностью администрации муниципального образования Алтайский район.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.п.1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утверждённых Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88 предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Согласно п. 3.3 указанных санитарных правил и норм на земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Из материалов дела следует, что на территории с. имеется несанкционированная стихийная свалка, под которую используется земельный участок общей площадью кв.м., с кадастровым номером №, расположенный , находящихся в ведении Администрации муниципального образования Алтайский район, предоставленный для эксплуатации рекультивируемого карьера для хранения твердых бытовых отходов. Отходы размещаются на нем методом навала на поверхность земли, частично засыпаются землей, прием и размещение отходов контролируется организацией, не имеющей лицензии на данные виды деятельности, что не соответствует п. 3.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88. Земельные участки, используемые под указанные цели, не имеют санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии требованиям санитарных правил и норм (не согласованы с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы). Места складирования отходов, в нарушение требований СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», не оборудованы.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска к администрации Белоярского сельсовета.
Довод апелляционной жалобы о том, что приведение земельного участка общей площадью кв.м., с кадастровым номером №, расположенного , в соответствие с СанПиН и нормами действующего законодательства является обязанностью Администрации муниципального образования Алтайский район как его собственника, не заслуживает внимания судебной коллегии, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Довод представителя ответчика, изложенный в апелляционной жалобе о том, что земельный участок, на котором расположена свалка, является собственностью ЗАО «», а потому на администрацию Белоярского сельсовета незаконно возложена обязанность по сбору и вывозу отходов с этой территории, был предметом рассмотрения в суде и обоснованно не принят во внимание в связи с тем, что земельный участок под отходами ТБО, находится в границах муниципального образования Белоярский сельсовет.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд с учетом того, что неисполнение администрацией Белоярского сельсовета требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, создает опасность причинения вреда окружающей среде, правомерно удовлетворил требований прокурора Алтайского района.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 26 декабря 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Лапугова
Судьи С.Н. Душков
С.Т. Коршунова