Судья Сидоренкова Т.Н.
Судья-докладчик Каракич Л.Л.
По делу № 33-5154-10
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 августа 2010 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Апхановой С.С. и Каракич Л.Л.,
при секретаре Ярыгиной Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г. Ангарска
на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 мая 2010 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Ангарска в части непринятия мер по организации теплоснабжения населения микрорайона Байкальск,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ангарска обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Ангарска, выразившегося в непринятии мер по организации теплоснабжения микрорайона Байкальск.
В обоснование заявления прокурор указал, что на территории микрорайона расположены бесхозяйные тепловые сети, через которые осуществляется теплоснабжение индивидуальных жилых домов микрорайона. В силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация теплоснабжения населения в границах поселения отнесены к вопросам местного значения, однако осуществляется администрацией ненадлежащим образом. В течение многих лет в отопительный период режим и качество теплоснабжения не отвечает требованиям из-за ненадлежащей эксплуатации сетей, что подтверждается жалобами граждан и актами замеров параметров теплоносителя.
Проверками установлено, что теплоснабжение микрорайона производится через тепловые сети, балансовая принадлежность которых от границы ответственности с собственниками жилых домов до сетей, находящихся на балансе ОАО ..., не установлена. Еще в 2003 году органами госэнергонадзора выявлен факт ненадлежащего содержания теплосети, при этом администрацией г. Ангарска никаких мер по улучшению организации теплоснабжения жителей микрорайона не предпринимается, техническая документация на сети отсутствует, в реестр объектов муниципальной собственности они не включены, эксплуатирующая организация не определена, процедура признания сетей бесхозяйными не начата.
В результате бездействия администрации нарушаются права неопределенного круга лиц на нормальные условия жизнеобеспечения.
Прокурор с учетом уточнений требований просил признать незаконным бездействие администрации г. Ангарска, выразившееся в непринятии мер по признанию бесхозяйными тепловых сетей в границах микрорайона Байкальск и организации управления ими. Просил обязать администрацию обратиться в УФРС с заявлением о принятии тепловых сетей на учет, как бесхозяйного имущества, устранить нарушения требований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», федерального закона об энергосбережении, положений Устава города путем выполнения мероприятий по организации управления бесхозяйными тепловыми сетями.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель администрации ФИО1 считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Решением суда заявление прокурора удовлетворено. Бездействие администрации по исполнению требований законодательства в части оформления тепловых сетей как бесхозяйных и организации управления ими признано незаконным. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем обращения в компетентный орган для постановки тепловых сетей на учет, как бесхозяйных, организации управления ими и обеспечения теплоснабжения населения микрорайона.
В кассационной жалобе администрация г. Ангарска просит решение отменить в связи с неправильным определением существенных для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права. Так, судом оставлено без внимания, что спорные тепловые сети являются самовольным сооружением, возведенным жителями – собственниками домов микрорайона за счет собственных средств без участия администрации и соответствующего разрешения и не сданным в эксплуатацию в установленном порядке, что, по мнению ответчика, является существенным обстоятельством, полностью подтвердившимся в ходе судебного разбирательства. Разрешая иск прокурора без учета этого обстоятельства, суд допустил нарушение норм процессуального права и пришел к неправомерному выводу об ответственности администрации, признав ее бездействие по реализации требований закона неправомерным.
В возражениях жалобу прокурор просил оставить ее без удовлетворения.
Выслушав доклад судьи Каракич Л.Л., объяснения представителя администрации ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Зайцевой С.А., возражавшей против жалобы, проверив решение в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
В ходе рассмотрения спора судом с достаточной полнотой определены и на основании оценки в совокупности представленных сторонами спора доказательств, их пояснений и доводов, установлены существенные для дела обстоятельства, к правовой квалификации которых суд правильно применил нормы материального закона, не нарушив норм процессуального права.
Судом установлено, что тепловые сети, через которые тепло подается в жилые дома микрорайона Байкальск, не имеют собственника, их балансовая принадлежность не определена, отсутствует организация, ответственная за их техническую эксплуатацию, обслуживание, подготовка сетей к отопительному сезону на протяжении многих лет не производится, то есть, тепловые сети от границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации и до ввода в жилые дома собственников являются бесхозяйными. Именно этими обстоятельствами обусловлено обращение прокурора в суд с настоящими требованиями, в свою очередь вызванное многочисленными жалобами граждан, которые касаются не только ненадлежащего уровня услуг и качества теплоснабжения, но и конкретно указывают на длительное не разрешение вопросов о постановке тепловых сетей на учет и организации их обслуживания.
Анализируя положения ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд сделал правильное суждение о том, что вопрос организации обеспечения тепловой энергией жителей в границах поселения отнесен к вопросам местного значения. Аналогичное содержание имеет п. 1.4 ст. 12 Устава города Ангарска.
В соответствии со ст. 2 указанного закона к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ст. 14 ФЗ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уровень энергосбережения является показателем эффективности деятельности органов местного самоуправления. Мероприятия в этой области включаются в муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые должны соответствовать установленным законом требованиям. Так, согласно требованиям пункта 6 настоящей статьи в такую муниципальную программу должны быть включены мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки их в порядке, установленном законом, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на них; организации управления бесхозяйными объектами, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента их выявления.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исследовав представленные в дело письменные доказательства – переписку администрации по данным вопросам с ресурсоснабжающей организацией ООО ... распоряжение департамента по управлению муниципальным имуществом от ... 2008 года № ... решение специально созданной комиссии по обследованию этого имущества от ... 2008 года, заключение от ... 2008 года о нецелесообразности принятия сетей в муниципальную собственность, протокол совещания от ... 2009 года по вопросу обслуживания тепловых сетей в микрорайонах Байкальск и Северный, показания свидетелей, суд пришел к обоснованному заключению о том, что администрация города признает факт наличия бесхозяйного имущества в виде тепловых сетей, по которым осуществляется теплоснабжение неопределенного круга жителей микрорайона. Однако никаких действий по выполнению требований ст. 225 ГК по учету тепловых сетей, а также организации их облуживания с учетом того, что они являются составной частью комплекса обеспечения жизнедеятельности большого числа людей, администрацией не предпринято, доводы прокурора о бездействии органа местного самоуправления в разрешении этого вопроса не опровергнуты. Голословными являются и заявления представителя в суде кассационной инстанции относительно того, что администрация постоянно занимается подготовкой спорных тепловых сетей к отопительному сезону, источником финансирования которой является резервный фонд.
Поэтому, установив, что на протяжении длительного времени администрацией города Ангарска никаких действий по организации учета бесхозяйных тепловых сетей не предпринимается, намерений к признанию права муниципальной собственности на них не выказывается, управление бесхозяйными объектами, их эксплуатация с момента выявления не осуществляется, суд правильно признал бездействие администрации г. Ангарска по выполнению обязанностей, предусмотренных законом, по разрешению этого вопроса незаконным.
Суд правильно указал, что права граждан в данном случае нарушены неправомерным бездействием единственного органа, управомоченного в силу закона решать судьбу бесхозяйного имущества и управлять им, на который, кроме того, законом возложена обязанность по организации обеспечения теплоснабжения населения, относящаяся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, в полном объеме восстановив нарушенное право неопределенного круга лиц путем возложения на администрацию города Ангарска обязанностей по устранению допущенных нарушений требований закона.
Каких-либо противоречий, неясности, которая могла бы повлиять на исполнимость решения, как на то указывает представитель администрации, решение суда не содержит.
Выводы суда в решении мотивированы, основаны на правильном применении норм материального закона, регулирующих спорные правоотношения, подтверждаются материалами дела, соответствуют заявленным прокурором требованиям.
Администрацией г. Ангарска не представлено доказательств принадлежности спорных тепловых сетей собственникам жилых домов микрорайона, либо наличия у них иного собственника. Отсутствие собственника не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения безопасности бесхозяйных тепловых сетей.
Не имеют правового значения при разрешении заявленных прокурором требований ссылки представителя администрации на отсутствие технической документации на сети, технических условий на подключение конкретных домов к централизованным сетям отопления. Этот вопрос подлежит разрешению компетентными органами в процессе управления бесхозяйным объектом, поэтому суд обоснованно отказал в истребовании технической документации.
Ссылки представителя администрации на утвержденный постановлением главы г. Ангарска от ... 2010 года № ... план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности не могут быть приняты во внимание, поскольку выполнение предусмотренных им мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов комплекса энергоснабжения и постановки их на учет с признанием права муниципальной собственности, рассчитаны на 2011-2012 годы и вовсе не предусматривают, как на это правильно указал суд, мер по управлению уже выявленными бесхозяйными объектами. Вместе с тем, при отсутствии подготовки тепловых сетей к отопительному сезону 2010-2011 года не исключено возникновение аварийных ситуаций, которые могут поставить под угрозу вопросы жизнеобеспечения граждан.
Правильная оценка дана судом и доводам заинтересованного лица относительно соотношения возникновения обязанностей по решению вопросов организации теплоснабжения населения и срока введения в действие ФЗ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, поэтому ссылка на них в суде кассационной инстанции не может быть принята во внимание.
Не влияют на выводы суда и доводы ФИО2 о том, что в решении не конкретизировано имущество, для учета которого суд обязал администрацию обратиться в регистрационную службу. Из материалов дела очевидно и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции поддерживалось администрацией то, что от границы ответственности ОАО ... все тепловые сети, через которые осуществляется теплоснабжение микрорайона Байкальск, являются бесхозяйными.
В данном деле суд не разрешал вопрос о праве на бесхозяйное имущество, поэтому доводы о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства, не состоятельны.
Не дают оснований для сомнений в правильности решения и доводы кассационной жалобы о том, что тепловые сети являются самовольным объектом. Напротив, эти доводы противоречат утверждениям представителя администрации в суде первой инстанции о том, что сети находятся в собственности владельцев жилых домов, поскольку уже сам по себе статус самовольного объекта недвижимого имущества в силу ст. 222 ГК РФ исключает наличие у него собственника.
Доводы кассационной жалобы, а также дополнительные пояснения представителя заинтересованного лица в суде кассационной инстанции не содержат указания на обстоятельства, которые в соответствии со ст.ст. 362-364 ГПК РФ могли быть признаны основанием для отмены правильного решения суда, и просьба об его отмене не может быть удовлетворена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 11 мая 2010 года по гражданскому делу по заявлению прокурора г. Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Ангарска в части непринятия мер по организации теплоснабжения населения микрорайона Байкальск оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи С.С. Апханова
Л.Л. Каракич