Судья: Довгоноженко В.Н. Дело № 33-5168О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 июня 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Лифановской В.П.,
судей: Шароглазовой О.Н. и Павлуцкой С.В.
при секретаре Федюченко Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Находка в защиту прав несовершеннолетних лиц
к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 14» Находкинского городского округа, Департаменту образования и науки Приморского края, администрации Приморского края о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Администрации Приморского края
на решение Находкинского городского суда Приморского края от 04 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены. На МБОУ «СОШ № 14» НГО возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников. На Департамент образования и науки Приморского края и Администрацию Приморского края возложена обязанность осуществить финансирование расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия за счет средств краевого бюджета.
Заслушав доклад судьи Лифановской В.П., выслушав прокурора Байрамова А.А., представителя администрации Приморского края ФИО1, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Находки обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ № 14» НГО, Департаменту образования и науки Приморского края, администрации Приморского края о возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что в результате проведения проверки установлено, что библиотечный фонд МБОУ «СОШ № 14» НГО не укомплектован учебными материалами по учебным предметам основной образовательной программы. На 2013-2014 учебный год МБОУ «СОШ № 14» НГО приобретено только 348 экземпляров, для полного укомплектования библиотечного фонда необходимо приобрести еще 6085 экземпляров. Ссылаясь на то, что не укомплектованность библиотечного фонда нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ, и снижает качество подготовки учащихся, объем выделенных МБОУ «СОШ № 14» НГО в 2013 году субвенций составил 249000 рублей, из которых 216630 рублей израсходовано на приобретение 348 экземпляров учебников, в связи с чем указанный объем выделенных субвенций не позволяет обеспечить всех учащихся бесплатным комплектом учебников и укомплектовать библиотечный фонд, прокурор просил возложить обязанность на МБОУ «СОШ № 14» НГО обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников. Возложить обязанность на Департамент образования и науки Приморского края, Администрацию Приморского края осуществит финансирование расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия за счет средств краевого бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора г. Находки поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 14» НГО в судебное заседание не явился, в письменных пояснениях иск не признал, ссылаясь на то, что объем выделенных в 2013 году субвенций не позволил обеспечить всех учащихся бесплатным комплектом учебников и укомплектовать библиотечный фонд.
Представитель Администрация Приморского края в судебное заседание не прибыл, в письменном отзыве иск не признал, указав, что расчет нормативов производиться в соответствии с установленными краевым законом нормами, размеры норматива утверждены Законом о краевом бюджете, финансовые средства на обеспечение названных гарантий в бюджете Приморского края предусмотрены Департаменту образования, финансирование производиться Департаментом образования по заявкам муниципальных образований ПК.
Представитель ответчика Департамента образования и науки ПК, в судебное заседание не явился, суд, сославшись на надлежащее уведомление, рассмотрел дело в отсутствии представителя.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Администрация Приморского края, представителем подана апелляционная жалоба, прокурор г. Находки, им подано апелляционное представление, в которых просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 указанного Закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации образовательных программ, согласно статье 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, формируются библиотеки, фонд которых должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Полномочиями по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций в Приморском крае учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, наделен Департамент образования и науки Приморского края, что прямо предусмотрено пунктом 8.17 Положения о Департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 03.07.09 № 171-па.
Факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ «СОШ № 14» НГО бесплатной учебной литературой в 2013-2014 году подтвержден материалами дела и никем не оспаривается, в связи с чем следует признать верными выводы суда первой инстанции о том, что обязанность укомплектовать библиотечный фонд необходимыми учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы должна быть возложена на указанное общеобразовательное учреждение, а Департамент образования и науки Приморского края и Администрация Приморского края обязаны финансировать расходы для приобретения необходимых учебников и учебных пособий для полного укомплектования библиотечного фонда.
Обсуждая доводы апелляционной жалобы Администрации Приморского края о том, что субвенции муниципальным образованиям предоставляются департаментом образования, судебная коллегия учитывает следующие обстоятельства.
.
На основании п. 13 ч. 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона Приморского края от 13.08.2013 № 243-КЗ «Об образовании в Приморском крае» к органам государственной власти Приморского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования относится Администрация Приморского края и уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в сфере образования. Органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Приморского края является департамент Приморского края (п.1. Постановления Администрации Приморского края от 03.07.2009 № 171-па «Об утверждении Положения о департаменте образования и науки Приморского края»)
В соответствии с п.8.29 указанного Положения департамент осуществляет полномочия по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание департамента и возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Учитывая, что Департамент образования и науки Приморского края является главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и на реализацию возложенных на него функций, но не имеющим полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, суд обоснованно в целях реализации его полномочий удовлетворил требования прокурора, заявленные к Администрации Приморского края, возложив обязанность по выделению денежных средств, необходимых для приобретения учебников и учебных пособий для полного укомплектования ими общеобразовательного учреждения
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации Приморского края о том, что судом не были учтены нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.05 № 320-K3 «О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края», которые не оспорены заинтересованными лицами, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Несмотря на то, что пунктом 3 статьи 3 Закона Приморского края № 320-K3 (в редакции, действовавшей до 31.12.2013) величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях, финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Суд, анализируя указанную норму права, пришел к верному выводу, что недостаточное финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, не является основанием для нарушения законных прав несовершеннолетних на общедоступное и бесплатное образование.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Находкинского городского суда Приморского края от 04 марта 2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Приморского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: