Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Дьякова А.Н.,
судей Емельяновой Е.В., Чернышевой И.В.,
при секретаре Гудожниковой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании 05.09.2012 года дело по апелляционной жалобе Жбанковой Л.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 28.06.2012, которым постановлено:
«Обязать Администрацию города Омска предоставить Жбанковой года рождения и Жбанковой года рождения места в одном из муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования города Омска в порядке очередности».
Заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жбанкова Л.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Омска о возложении обязанности по предоставлению путевки на поступление в дошкольное образовательное учреждение.
В обоснование указала, что имеет несовершеннолетних детей Жбанковых годов рождения. 08.12.2009 года и 04.08.2011 г. соответственно на основании ее заявления детей поставили на очередь для получения места в детском саду и зарегистрировали в Книге учета будущих воспитанников. Однако, до настоящего времени место в детском саду не предоставлено, в связи с отсутствием свободных мест.
Просила обязать ответчика предоставить несовершеннолетним место в дошкольных образовательных учреждениях.
Жбанкова Л.В. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель Администрации г. Омска и Департамента образования администрации г. Омска Лаврентьева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, поскольку существует правило очередности предоставления мест.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Жбанкова Л.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение обязав Департамент образования Администрации г.Омска предоставить её детям место в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.Омска без указания на порядок очередности. Указывает, что согласно указаниям Министерства образования и науки РФ место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в реальные сроки от одного месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. Считает, что предоставленные Департаментом образования Администрации г.Омска данные о укомплектованности групп в дошкольных образовательных учреждениях г .Омска не соответствуют действительности, поскольку комплектование на новый учебный год еще не закончено. Кроме того указывает, что оспариваемое решение при отсутствии изменений в действующем законодательстве, противоречит правовой позиции сложившейся судебной практике этого же районного суда.
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о дате и месте рассмотрения дела (л.д.38-42), об отложении дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Жбанкову Л.В. и ее представителя Басова И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст.43, ч. 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно ст. 16 указанного Закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.
Аналогичные положения относительно правил приема граждан в образовательные учреждения предусмотрены в п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666 (действовавшим до 16.04.2012 года) и соответственно в п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года № 2562, действующего в настоящее время.
В силу п.п. 2,7 п.18 Положения о департаменте образования Администрации г.Омска, утвержденного решением Омского Городского Совета от 29.06.2011 года № 413 в сфере управления муниципальной системой образования города Омска департамент образования Администрации г. Омска организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Омской области; осуществляет учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, прописан в Положении о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденного Приказом департамента образования Администрации г. Омска от 18.04.2011 № 86. Согласно п. 5,7,8 данного Положения постановка детей на очередь в учреждение осуществляется комиссией путем регистрации детей в единой Книге учета будущих воспитанников учреждений. Комплектование дошкольных учреждений производится в соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При выдаче путевки в учреждение комиссия учитывает дату регистрации ребенка в Книге учета и возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Комплектование групп производится в период с 01 марта по 20 августа каждого календарного года.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истец Жбанкова Л.В. является матерью Жбанковой года рождения (л.д.8) и Жбанковой года рождения (л.д.7).
08.12.2009 года Жбанкова была зарегистрирована в Книге учета будущих воспитанников города Омска в возрасте месяцев, регистрационный номер № Повторное посещение комиссии – март, апрель 2013 года.
04.08.2011 года Жбанкова была зарегистрирована в Книге учета будущих воспитанников города Омска в возрасте месяцев регистрационный номер №. Повторное посещение комиссии – апрель 2014 года.
Оценив изложенное, а также применяя приведенные нормы материального права, судебная коллегия полагает, что суд сделал правильный вывод о том, что у органа местного самоуправления имеется законодательно установленная обязанность по реализации социального права граждан на получение дошкольного образования, однако закрепленная в Конституции Российской Федерации и Законе «Об образовании» общедоступность дошкольного образования предполагает, прежде всего разумность сроков реализации указанного социального права, при этом в силу требований закона должен учитываться принцип очередности (дата регистрации ребенка в Книге учета и возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета), за исключением льготной категории граждан.
Из материалов дела следует, что истец обратилась в департамент образования Администрации г. Омска для постановки на учет своих несовершеннолетних дочерей, когда исполнилось месяца, а месяцев.
То, что несовершеннолетние Жбанковы обладают правом на внеочередное предоставление места в детском саду, из материалов дела не явствует, на указанные обстоятельства истец не ссылалась.
В данной связи предоставление места в дошкольном образовательной учреждении Жбанковым вне очереди нарушило бы права других детей, которые были поставлены на учет ранее.
На основании изложенного судом сделаны правильные выводы об удовлетворении исковых требований и предоставлении Жбанковым мест в одном из муниципальных образовательных учреждений дошкольного образования г.Омска в порядке очередности.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и находя несостоятельными доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также принимает во внимание п. 1 п.п «в» Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 599 «По реализации государственной политики в области образования и науки», согласно которому Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Указание подателя жалобы на то, что предоставленные Департаментом образования Администрации г.Омска данные о укомплектованности групп в муниципальных дошкольных учреждениях г. Омска не соответствуют действительности, поскольку комплектование на новый учебный год еще не закончено, несостоятельны, поскольку указанное обстоятельство судом было проверено.
Из представленных представителем ответчика данных по комплектованию дошкольных образовательных учреждений на 2011 по 2012 годы по Ленинскому, Центральному, Октябрьскому, Кировскому, Советскому административным округам города Омска следует, что в настоящее время на территории г. Омска действует сеть дошкольных образовательных учреждений, в каждом из которых детские группы переполнены.
Ссылки в жалобе на то, что вынесенное решение противоречит сложившейся в Омской области практике рассмотрения вопроса по предоставлению несовершеннолетним места в муниципальных дошкольных учреждениях, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку данные судебные акты были приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Нарушений однообразия судебной практики судом первой инстанции не допущено.
Доводы о снижении судом компенсации морального вреда не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку вывод суда о необходимости снижения такой компенсации ошибочно приведен в мотивировочной части решения суда. Из содержания заявленных исковых требований следует, что истцом требование о взыскании компенсации морального вреда не заявлялось. В связи с этим соответствующие суждения суда о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в сумме рублей подлежат исключению из мотивировочной части решения суда.
Иные доводы жалобы, сводятся к переоценке выводов суда, направлены на иное толкование приведенных положений закона, поэтому отмену решения повлечь не могут.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 28.06.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жбанковой Л.В. - без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части решения суда суждение суда о взыскании в пользу истца с учетом требований разумности и справедливости на основании положений ст. 151,1099 ГК РФ компенсации морального вреда в сумме рублей.
Председательствующий:
Судьи областного суда: