ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5259 от 25.04.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Дульцева Л.Ю.

Дело № 33-5259

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Поповой Н.В., Кустовой И.Ю.,

рассмотрев в городе Перми 25 апреля 2018 года частную жалобу ООО «Газпром трансгаз Чайковский» на определение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 02 апреля 2018 года, которым постановлено:

отказать в принятии административного искового заявления ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю об оспаривании предписания.

Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю о признании незаконным предписания от 01.03.2018 № 73ДСП.

Судом постановлено вышеприведенное определение.

В частной жалобе ООО «Газпром трансгаз Чайковский» просит определение суда отменить, указывает, что рассмотрение данного дела должно производиться в суде общей юрисдикции в порядке, определенном КАС РФ. Обжалование предписания Росгвардии, выданного в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, не относится к предпринимательской деятельности юридического лица, целью данного предписания является сфера защиты интересов неопределенного круга лиц, в том числе гражданского населения.

Изучив материал и доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права.

Согласно п.1 ч.1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и

разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

В силу положений п.3 ч.1 ст.1 названного Кодекса суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к организациям.

На основании ч.1 ст.29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.2 ч.1 указанной статьи к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Определяющими моментами при определении подведомственности того или иного дела арбитражному суду являются субъектный состав и существо спора, которое должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Отказывая в принятии административного иска, судья исходил из того, что спор не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства и должен рассматриваться и разрешаться в порядке арбитражного судопроизводства, поскольку требования оспариваемого предписания затрагивают экономическую деятельность заявителя.

Судебная коллегия указанный вывод судьи признает ошибочным.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно ч.4 ст. 6 названного закона государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченными Президентом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.10.2016 № 1067 обязанность по осуществлению названного контроля возложена на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы.

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которые являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

Из материала следует, что оспариваемое предписание Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю основано на нормах законодательства о безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которое применимо как к юридическим, так и к физическим лицам, владеющим на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, то есть непосредственно не обусловлено осуществляемой экономической деятельностью ООО «Газпром трансгаз Чайковский».

При таких обстоятельствах, учитывая перечень мероприятий, указанных в оспариваемом предписании, выполнение которых не может расцениваться как предпринимательская и иная экономическая деятельность ООО «Газпром трансгаз Чайковский», судебная коллегия находит ошибочным вывод суда о подведомственности заявленного спора арбитражному суду.

В связи с неправильным применением судом норм процессуального законодательства, определение судьи подлежит отмене с направлением настоящего административного иска в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Руководствуясьст. 316 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Определение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 02 апреля 2018 года отменить. Направить административный иск ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Пермскому краю о признании незаконным предписания от 01.03.2018 № 73ДСП в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Председательствующий

Судьи