ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5374/2014 от 30.10.2014 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

 Дело № 33-5374/2014


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Санкт-Петербург                        30 октября 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

 Председательствующего Андреевой Т.Б.

 судей                  Решетникова М.Н. и Рябинина К.В.

 с участием прокурора     Кичаевой О.А.

 при секретаре Мальцеве А.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., объяснения представителя администрации МО Староладожское сельское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области – ФИО5 в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя комитета по природным ресурсам Ленинградской области – ФИО7, заключение прокурора Кичаевой О.А. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия

 установила:

 Волховский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным формирования земельного участка, признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № 66 от 24.04.2012 и аннулировании сведений о кадастровом учете земельного участка.

 В обоснование требований, указал, что Волховской городской прокуратурой в феврале-марте 2014 года была проведена проверка исполнения требований специального режима охраны и использования территории памятника природы «Староладожский» МО Староладожкое сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области. При проведении проверки было установлено, что постановлением главы администрации МО Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района от 24.04.2012 № 66 «Об утверждении площади и границ земельного участка для индивидуального жилищного строительства в дер. Чернавино Староладожского сельского поселения Волховского муниципального района» был сформирован земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Однако указанный земельный участок расположен в границах памятника природы «Староладожский» МО Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района. Постановлением Правительства Ленинградской области № 494 от 26.12.1996 «О приведении в соответствии с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территории Ленинградской области» утвержден паспорт особо охраняемой природной территории Ленинградской области «Староладожский». Пункт 13 указанного паспорта определяет режим охраны особо охраняемой природной территории (сокращенно – ООПТ), в соответствии с которым в границах ООПТ запрещается строительство, инженерные работы, отвод земель под строительство.

 В связи с этим прокурор полагал, что определение вида разрешенного использования земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположенного в границах памятника природы «Староладожский», под индивидуальное жилищное строительство было произведено с нарушением требований Закона. Формирование указанного земельного участка является незаконным, посягает на публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц, поскольку застройка участков территории памятника природы «Староладожский», относящегося к объектам общенационального достояния, может привести к уничтожению природных комплексов данного памятника природы и, соответственно, утрате экологической, средообразующей и рекреационной ценности территории.

 В суде первой инстанции прокурор по указанным основаниям заявленные требования поддержал.

 Представители ответчика администрации МО Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области – ФИО5, действующий по доверенности и ФИО6 – глава администрации МО Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области иск не признали, указали, что границы ООПТ, декларированные в описательной части паспорта, не соответствуют площади, указанной в данном паспорте. В границах, описанных в паспорте, фактически находится 440 га, тогда как в паспорте указана площадь 220 га, поэтому непонятно, спорный земельный участок входит в охраняемую территорию 220 га из фактических 440 га или нет. Охраняемые участки должны стоять на государственном кадастровом учете недвижимого имущества. Кроме того, указанная зона является урбанизированной, поскольку там проживали граждане, ранее имелись постройки, была пристань, пасека. ООПТ «Староладожский» не состоит на учете, не инвентаризирован. Также указали, что при разработке генерального плана МО Староладожское сельское поселение председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области согласовал его проект, где спорный земельный участок указан как зона перспективной застройки. Просили применить к требованиям прокурора срок исковой давности.

 Представитель комитета по природным ресурсам Ленинградской области – ФИО7 поддержала иск прокурора, пояснив, что границы памятника природы «Староладожский» описаны в его паспорте. Указание в паспорте площади 220 га вместо существующих по факту 440 га юридически незначимо, поскольку указание площади в паспорте необязательно. Из описания границ в п. 9 Паспорта следует, что граница памятника природы проходит «вдоль р. ФИО1 на расстоянии 250 м от берега», а т.к. спорный земельный участок расположен менее чем в 250 м от берега р. ФИО1, он располагается в границах территории памятника природы. Согласно п. 13 паспорта памятника природы в его границах запрещено строительство и инженерные работы, отвод земель под строительства, садовые участки и огороды, но сохраняется режим хозяйственного пользования земельного участка, имевший место на момент объявления его памятником природы. На момент образования памятника спорный участок был свободен от застройки и не использовался под огородничество или для ведения приусадебного хозяйства. Следовательно, земельный участок сформирован под индивидуальное жилищное строительство не в урбанизированной зоне. При формировании спорного земельного участка ответчик не обращался в Комитет по природным ресурсам для определения вида разрешенного использования земельного участка.

 Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2014 года постановлено исковые требования Волховского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным формирования земельного участка, признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № 66 от 24.04.2012 и аннулировании сведений о кадастровом учете земельного участка удовлетворить. Признать незаконным формирование земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Признать незаконным постановление главы администрации МО Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района от 24.04.2012 № 66 «Об утверждении площади и границ земельного участка для индивидуального жилищного строительства в дер. Чернавино Староладожского сельского поселения Волховского муниципального района». Аннулировать сведения о кадастровом учете земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.

 В удовлетворении иска Волховского городского прокурора в защиту Российской Федерации к администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным формирования земельного участка, признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области № 66 от 24.04.2012 и аннулировании сведений о кадастровом учете земельного участка отказать.На данное решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об отказе в удовлетворении заявленных требований. В жалобе поддерживается правовая позиция представителей ответчика, изложенная в судебном заседании.

 Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 Судом установлено, что постановлением главы администрации МО Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района от 24.04.2012 № 66 «Об утверждении площади границ земельного участка для индивидуального жилищного строительства в дер. Чернавино Староладожского сельского поселения Волховского муниципального района» сформирован земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

 В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории памятников культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»: памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения; памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

 Постановлением Правительства Ленинградской области № 494 от 26.12.1996 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Ленинградской области (по результатам инвентаризации) в количестве 21 заказников и 13 памятников местного значения; утверждены положения, паспорта и границы особо охраняемых природных территорий.

 В перечень памятников областного значения указанным выше постановлением включен комплексный памятник природы «Староладожский». Согласно паспорту особо охраняемой природной территории Ленинградской области (в ред. Постановления Правительства Ленинградской области от 27.11.2002 № 213, от 03.12.2003 № 239, от 18.03.2010 № 60) комплексный памятник природы «Староладожский» является региональным, расположен по адресу: Волховский район по обоим берегам р. ФИО1 в окрестностях пос. Старая Ладога. В паспорте памятника природы «Староладожский» площадь памятника указана 220 га. При проведении измерений с помощью геоинформационных технологий площадь памятника стала составлять не 220 га, а 440 га. Согласно описанию границ, приведенному в п.9 Паспорта территории памятника природы «Староладожсмкий» представляет собой единый участок территории, ограниченный объектами и условными линиями.

 В силу ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими – особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Исходя из вышеназванной нормы права, следует, что при образовании памятников природы утверждаются границы его территории, а не площадь памятника.

 Согласно ст. 27 вышеуказанного Закона: на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы; собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы; расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

 Согласно акту проверки территории государственного комплексного памятника природы «Староладожский» от 28.02.2014 при обследовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м, установлено, что данный участок располагается в пределах памятника природы «Староладожский».

 Доказательств того, что спорный земельный участок расположен вне зоны памятника природы «Староладожский», ответчиком не представлено. Требований о необходимости постановки особо охраняемых природных территорий на государственный кадастровый учет действующим законодательством не установлено.

 Поэтому является правильным вывод суда о том, что границы особо охраняемой природной территории памятник природы «Староладожский» утверждены в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

 Судом также установлено, что на момент создания памятника природы Староладожский» спорный земельный участок был свободен от застройки, ведения огородничества или ведения приусадебного хозяйства, поэтому он не относился и не относится к урбанизированной зоне. Следовательно, существует запрет на проведение строительных, инженерных работ на спорном земельном участке, а также на отвод земельного участка под строительство, ведение огородничества.

 В соответствии с п. 6 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на котором основываются Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства – приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

 Паспортом ООПТ «Староладожский» определен режим особой охраны природного памятника.

 Формирование ответчиком земельного участка с кадастровым номером № для целей индивидуального жилищного строительства нарушило установленный режим охраны окружающей среды на особо охраняемой природной территории памятника природы «Староладожский» и, соответственно, нарушило права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.

 Правильным является вывод суда о том, что согласование проекта генерального плана МО Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области не является основанием полагать, что таким согласованием Комитет установил разрешенное использование спорного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство Вид разрешенного использования спорного земельного участка определен ответчиком в нарушение ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.

 Правильным является и вывод суда о том, что прокурором не был пропущен срок исковой давности для обращения в суд.

 Материальный закон судом применен правильно. Оснований для переоценки сделанной судом оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

 С учетом изложенного, доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.

 Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

 определила:

 Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 22 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Староладожское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

 Председательствующий

 Судьи

 (Судья Масалёва О.А. )