Кемеровский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Иванов С.В. Дело № 33 – 5404
Докладчик Раужин Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Раужина Е.Н.,
судей: Бугровой Н.М., Чудиновой Т.М.,
с участием прокурора Зотовой Г.Г..
при секретаре Беловой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раужина Е.Н. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Кемеровского района – Закусилова А.В. на решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 декабря 2011 года
по заявлению прокурора Кемеровского района об оспаривании действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кемеровского района, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района.
Заявление мотивирует тем, что 07 декабря 2010 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района принято решение №-р «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка», согласно которому, руководствуясь ст.ст. 30.1., 38.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договора аренды таких земельных участков» решено провести торги в форме аукциона по аренде земельного участка площадью кв.м., с кадастровым номером относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для проектирования и строительства придорожного кафе, расположенного по адресу: .
Прокурор полагает, что в соответствии со ст. 22 Устава Кемеровского муниципального района (в ред. от 15 июля 2009 года) Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не является органом местного самоуправления района. Исходя из п.п. 1.2, 1.5, 1.6, 3.3, разделов 3, 4, 6 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденного Решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17 марта 2008 года № 159 «О создании Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района», Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района - орган администрации Кемеровского муниципального района, являющийся лишь ее структурным подразделением, созданный в качестве юридического лица.
Согласно Решению Кемеровского районного Совета народных депутатов от 13 марта 2009 года № 300 «О внесении изменений в Решение Кемеровского районного Совета народных депутатов № 5/3 от 25.12.1997 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Кемеровском районе» Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района переданы полномочия по принятию решений о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договора аренды. Вместе с тем, ст. 29 Земельного кодекса российской Федерации и иными федеральными законами передача вышеуказанных полномочий органа местного самоуправления не предусмотрена.
Заявитель полагает, что, принимая данное решение, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района вышел за пределы своей компетенции, тем самым нарушил права неопределенного круга лиц на участие в принятии решений по вопросам использования земель в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда, изложенные в п. 13 Постановления от 10 февраля 2009 года №, считает, что вышеуказанные обстоятельства служат достаточным основанием для обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом, о нарушении вышеуказанным решением Комитета гражданских прав и охраняемых законом интересов прокурору Кемеровского района стало известно 13 апреля 2011 года по результатам проведенной по обращению ФИО4 проверки исполнения органами местного самоуправления Кемеровского муниципального района требований земельного законодательства.
Просит суд признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, выразившиеся в принятии решения от 07 декабря 2010 года № 833-р «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка» незаконными; возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района обязанность отменить данное решение. Кроме этого, на основании ст. 206 ГПК РФ, просит установить Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района срок для совершения указанных действий, - 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года исковые требования Прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц были удовлетворены.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 ноября 2011 года решение заводского районного суда г. Кемерово от 23 августа 2011 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Помощник прокурора Кемеровского района - Афицерова Ю.И., в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала, настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованных лиц - КУМИ Кемеровского муниципального района, Администрации Кемеровского муниципального района - ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16) и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17), в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 декабря 2011 года постановлено:
В удовлетворении заявления прокурора Кемеровского района о признании незаконными действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, выразившихся в принятии решения от 07 декабря 2010 года № 833-р «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка» и возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района обязанности отменить указанное решение в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, - отказать.
В апелляционном представлении прокурор Кемеровского района – Закусилов А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с неправильным применением норм материального права, в связи с неправильным истолкованием закона, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что вывод суда о том, что Комитет наделен полномочиями по принятию решений о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды в соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, Решением № 300 от 13 марта 2009 года, которое принято Советом народных депутатов Кемеровского района -представительным органом местного самоуправления, к исключительной компетенции которого в силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 25 Устава Кемеровского муниципального района Кемеровской области, принятого решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года №231 и действовавшего до 11 марта 2011 года, относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, противоречит требованиям федерального законодательства.
Частью 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 25 Устава Кемеровского муниципального района Кемеровской области, представительному органу муниципального образования – Кемеровскому районному Совету народных депутатов предоставлены полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Однако, указанными положениями закона представительный орган муниципального образования не наделен правом определять орган, уполномоченный на предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Таким органом является орган местного самоуправления, которым не является Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района.
Исходя из п.п. 1.2, 1.5, 1.6, 3.3, разделов 3, 4, 6 Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, утвержденного решением Кемеровского района Совета народных депутатов от 17 марта 2008 года № 159 «О создании Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района» является лишь структурным подразделением администрации Кемеровского муниципального района.
Таким образом, по мнению прокурора, нормы решения Кемеровского районного Совета народных депутатов от 13 марта 2009 года № 300, в соответствии с которыми внесены изменения в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Кемеровского района, утвержденного решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 25 декабря 1997 года №5/3, и которым Комитету переданы полномочия по принятию решений о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды, противоречат вышеуказанным требованиям федерального законодательства.
Указывает, что на момент проведения прокуратурой района проверки по обращению ФИО4 решение Совета народных депутатов от 10 марта 2009 года № 300 утратило силу в связи с принятием решения № 487 от 22 декабря 2010 года, оспорить его в порядке, установленном ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представляется возможным.
Считает, что Комитет, принимая решение о проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка площадью кв.м., с кадастровым номером местоположение: «д», вышел за пределы своей компетенции, указанным решением нарушено право пользования ФИО4 придорожным кафе и земельным участком по «д» и право неограниченного круга лиц на участие в принятии решений по вопросам использования земель в порядке и формах, которые установлены законодательством, в том числе и посредством участия в публичных торгах.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Зотову Г.Г., поддержавшую доводы апелляционного представления, просившую отменить решение суда и удовлетворить исковые требования прокурора Кемеровского района в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность, что соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенное в п. 13 Постановления Пленума от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» названного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Как следует из материалов дела, 07 декабря 2010 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района в лице и.о. председателя Комитета ФИО9 принято решение № «О проведении аукциона по продаже права����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????��??????????�??????????�???????�???????�??????????�??????????�??????????�???????�??????�???????J?J?J�????J?J?J�???????�???????�???????�???????�???????�?????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�/�����?������?�����������?�����?������?�����?����
Из надзорного производства № следует, что поводом для проведения прокурорской проверки, и обращения прокурора в суд с настоящим заявлением, явилось обращение в прокуратуру Кемеровского района гражданина ФИО4, просившего провести проверку законности проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: . (л.д. 78-81).
Оспаривая законность решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка», прокурор Кемеровского района указывает на отсутствие у Комитета полномочий для принятия такого решений.
Разрешая заявленные требования и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое прокурором решение принято Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района в пределах полномочий данного органа и права неопределенного круга лиц в результате принятия такого решения нарушены не были.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Нормами ст. 37 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1).
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (часть 8).
Согласно ч. 1 ст. 42 Устава Кемеровского муниципального района Кемеровской области, принятого решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 30 октября 2008 года №231 и действовавшего до 11 марта 2011 года (в период возникновения спорных правоотношений), исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области, является Администрация муниципального района.
В силу ч.4 ст. 42 Устава Кемеровского муниципального района Кемеровской области, функции и полномочия органов администрации, а также порядок организации и порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми главой Кемеровского муниципального района.
Указанные выше положения закреплены также в Уставе Кемеровского муниципального района Кемеровской области, принятого решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 28 января 2011 года №496, действующем с 11 марта 2011 года.
В целях наиболее эффективного распоряжения объектами муниципальной собственности, оперативного решения вопросов управления имуществом Кемеровского муниципального района Кемеровской области, решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17 марта 2008 №159 создан функциональный орган Администрации Кемеровского муниципального района с правами юридического лица, организационно - правовой формы учреждение - комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (л.д. 69), утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, права и обязанности комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (л.д. 70-77).
В соответствии с данным Положением, действовавшим до 10 июня 2011 года (в период спорных правоотношений), Комитет является уполномоченным на управление и распоряжение муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района органом администрации Кемеровского муниципального района, действует в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Кемеровского муниципального района, настоящим Положением и по всем вопросам отчитывается перед главой Кемеровского муниципального района или в установленном им порядке (пункт 1.2).
Комитет - орган администрации Кемеровского муниципального района, являющийся ее структурным подразделением, созданный в качестве юридического лица, входит в систему органов администрации Кемеровского муниципального района и осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции собственника муниципального имущества в пределах своих полномочий в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, (пункт 1.5).
Комитет осуществляет от имени муниципального образования в установленном порядке управление и распоряжение муниципальным имуществом, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции других подразделений администрации Кемеровского муниципального района (пункт 3.2).
Согласно п. 3.31 указанного Положения, Комитет организует и проводит торги (аукцион, конкурс) по продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков, а также права аренды.
Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью », которым установлен порядок, определены задачи и основные формы управления и распоряжения муниципальной собственностью района, а также органы, осуществляющие управление и распоряжение муниципальной собственностью и их компетенция (л.д. 90-99).
Пунктом 4.4 указанного Положения закреплены полномочия Комитета по управлению муниципальным имуществом, как уполномоченного органа администрации в вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положение, утвержденное Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым расширен круг полномочий Комитета по управлению муниципальным имуществом (л.д. 11, 14-15). Так, в частности, Комитету переданы полномочия по принятию решений о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, обоснованно указал, что на момент принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О проведении аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка», Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района являлся органом Администрации Кемеровского муниципального района, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Кемеровского муниципального района, а также земельными участками, расположенными на территории Кемеровского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, к компетенции которого отнесено принятие такого рода решений.
Доводы апелляционного представления прокурора о том, что муниципального района не является органом местного самоуправления Кемеровского муниципального района, уполномоченным на проведение торгов по продаже права на заключение договоров аренды, и нормы решения Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № по передаче Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района полномочий по принятию решений о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды, противоречат требованиям федерального законодательства, не могут повлечь отмену судебного решения.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 42 Устава Кемеровского муниципального района Кемеровской области, администрация Кемеровского муниципального района является органом местного самоуправления осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом первой инстанции было установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, в силу Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Кемеровского района» и Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, является уполномоченным органом администрации Кемеровского муниципального района в вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью, являющегося органом местного самоуправления.
Решением Кемеровского районного Совета народных депутатов № 300 от 13 марта 2009 года в установленном законом порядке Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района были предоставлены полномочия по принятию решений о проведении торгов по продаже муниципального имущества или права на заключение договоров аренды.
Указанное решение Кемеровского районного Совета народных депутатов по состоянию на 07 декабря 2010 года, то есть на момент вынесения оспариваемого решения, не было признано незаконным в установленном законом порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных требований прокурора района о признании действий Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района незаконными, отсутствуют.
Доводы апелляционного представления были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При рассмотрении дела, судом были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, судом правильно применен материальный и процессуальный закон.
Судебная коллегия не усматривает оснований, в пределах доводов апелляционного представления, для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1 ч.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Кемеровского района – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Н. Раужин
Судьи: Н.М. Бугрова
Т.М. Чудинова