Нижегородский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Нижегородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Страхов А.Н. Дело № 33-5484/2012
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород «24» июля 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего Самарцевой В.В.
судей: Гущевой Н.В. и Дороднова Г.И.
при секретаре судебного заседания А.Е.А.,
при участии прокурора Г.О.А.
рассмотрев дело по апелляционному представлению помощника прокурора Перевозского района Нижегородской области А.Е.Н. на решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 05 мая 2012 года по заявлению прокурора Перевозского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и обязании совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Самарцевой В.В.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Перевозского района Нижегородской области обратился в Перевозский районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по заданию прокуратуры Нижегородской области была проведена проверка исполнения законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах при осуществлении органами местного самоуправления антинаркотической деятельности при реализации государственной политики, в ходе которой установлены нарушения федерального и регионального законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
В ходе данной проверки выяснилось, что администрацией г.Перевоз Перевозского муниципального района, в нарушение п.2 ст.2.7 Федерального закона от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических веществах и психотропных веществах», п.п.8, 9 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2008г. №690», ст.5 Закона Нижегородской области от 28.03.2002 года №16-З «О профилактике наркомании и токсикомании», не приняты антинаркотические планы.
В судебном заседании помощник прокурора Перевозского района, заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица по доверенности К.А.И. с заявленными требованиями прокурора не согласился, указав при этом, что из перечисленных прокурором Перевозского района нормативных актов не предусмотрена обязанность администрации города Перевоз в принятии антинаркотического плана на 2012 год. Законом не предусмотрена процедура исполнения Стратегии государственной антинаркотической политики РФ. При этом, Администрацией Перевозского муниципального района совместно с администрацией г. Перевоз и другими службами и организациями г. Перевоз, Перевозского района принят антинаркотический план, открыто финансирование, те самым не были нарушены требования закона.
Решением Перевозского районного суда Нижегородской области от 05 мая 2012 года в иске прокурору Перевозского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и обязании совершить определенные действия - отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора Перевозского района Нижегородской области просит решение Перевозского районного суда от 05 мая 2012 года отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, удовлетворив при этом заявленные требования прокурора.
В возражениях на апелляционное представление прокурора, в порядке ст.320 ГПК РФ, заинтересованное лицо - Администрация г.Перевоз Перевозского муниципального района Нижегородской области поставлен вопрос о оставлении решения Перевозского районного суда от 05 мая 2012 года без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора Перевозского района без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления помощника прокурора Перевозского района и возражения Администрации г.Перевоз Перевозского муниципального района на апелляционное представление помощника прокурора Перевозского района, заслушав прокурора Г.О.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Решение суда первой инстанции является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда первой инстанции не соответствует указанным требованиям закона поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с положениями ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
Положениями ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
неприменение закона, подлежащего применению, неправильное истолкование закона.
Судебная коллегия находит решение Перевозского районного суда от 05 мая 2012 года подлежащим отмене в части по следующим мотивам.
Согласно п.2 ст.7 Федерального закона от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических веществах и психотропных веществах», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
На основании п.8, п.9 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2008г. №690», органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической политики и наряду с иными органами осуществляют антинаркотическую деятельность по реализации государственной политики, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
В соответствии с п.46 Стратегии, её реализация на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления.
Согласно ст.5 Закона Нижегородской области от 28.03.2002г. №16-З «О профилактике наркомании и токсикомании», система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя разработку и реализацию антинаркотических планов органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 06.10 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Положениями частей 1 и 2 ст. 19 того же Федерального закона от 06.10 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом от 06.10 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из системного толкования приведенных выше норм федерального и регионального законодательства следует, что администрация города Перевоз является самостоятельным органом местного самоуправления, которая в соответствии п.8, п.9 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2008г. №690, является самостоятельным субъектом антинаркотической политики и наряду с иными органами осуществляют антинаркотическую деятельность по реализации государственной политики, в пределах своей компетенции организует исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Однако суд первой инстанции не принял во внимание и не применил положения Федерального закона от 06.10 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применительно к положениям «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2008г. №690
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации Перевозского муниципального района от 08.02.2011 года №*** создана межведомственная антинаркотическая комиссия в Перевозском муниципальном районе, которая является органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления городских и сельских поселений района, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в решении задач, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ.
Во исполнение Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, на основании постановлений администрации Перевозского муниципального района Нижегородской области от 31 октября 2011 года №**** и от 16 ноября 2011 года №**** в Перевозском муниципальном районе принят антинаркотический план на 2012 – 2014 годы. Открыто финансирование программы мероприятий из местного районного бюджета. Принятый антинаркотический план распространяет свое действие на всю территорию Перевозского района.
Между тем муниципальное образование Перевозский район Нижегородской области является самостоятельной территорией, на которой осуществляют деятельность органы местного самоуправления муниципального района.
На территории города Перевоз в целях реализации положений Федерального закона от 08.01.1998 года №3-ФЗ «О наркотических веществах и психотропных веществах», и во исполнение «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» должна быть разработана программа или перспективный план, подобные программе мероприятий, принятой Перевозским муниципальным районом. включающие в себя систему мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотический средств и психоактивных веществ и пресечению их незаконного оборота, осуществляемых органами государственной власти местного самоуправления, общественными и иными организациями в целях реализации государственной антинаркотической политики на территории города Перевоз.
Из материалов дела достоверно установлено, что такой программы на 2012 год администрация г. Перевоз не разработала и не внесла на рассмотрение представительного органа.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»,к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Следовательно, администрация города Перевоз проявила явное бездействие в области профилактики немедицинского потребления наркотический средств и психоактивных веществ и пресечения их незаконного оборота на 2012 год.
Поэтому в этой части требования прокурора Перевозского района обоснованны и подлежат удовлетворению, а решение Перевозского районного суда в этой части подлежит отмене.
Поскольку выяснения дополнительных обстоятельств по делу в этой части не требуется, то судебная коллегия считает необходимым вынести в этой части новое решение, которым удовлетворить требования Прокурора Перевозского района и признать незаконным бездействие администрации города Перевоз, выразившееся в непринятии плана антинаркотических мероприятий на территории города Перевоз на 2012 год.
Требования прокурора, касающиеся возложения обязанности на администрацию города Перевоз принятия программы профилактики немедицинского потребления наркотический средств и психоактивных веществ и пресечения их незаконного оборота удовлетворению не подлежат по тем основаниям, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить тот или иной нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Поэтому в этой части требования прокурора не подлежат удовлетворению.
Решение Перевозского районного суда в этой части является правильным и не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 05 мая 2012 года в части отказа прокурору Перевозского района Нижегородской области в признании незаконным бездействия администрации города Перевоз, выразившееся в непринятии плана антинаркотических мероприятий на территории города Перевоз на 2012 – отменить и принять в этой части новое решение, которым требования прокурора Перевозского района Нижегородской области в признании незаконным бездействия администрации города Перевоз, выразившееся в непринятии плана антинаркотических мероприятий на территории города ********* на 2012 год – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Перевоз выразившееся в непринятии плана антинаркотических мероприятий на территории города Перевоз на 2012 год.
В остальной части решение Перевозского районного суда от 05 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, а представление прокурора Перевозского района в остальной части – оставить без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий-
Судьи-