ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5499/2012 от 26.09.2012 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Оренбургский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Оренбургский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Петрова Т.А. Дело № 33-5499/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2012 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Анненковой К.К., Никитиной А.И., при секретаре Стрельцовой А.В., с участием прокурора Христич Т.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга, Муниципальному казенному предприятию «Оренбургский пассажирские перевозки муниципального образования «город Оренбург», Муниципальному казенному предприятию «Оренбургский городской пассажирский транспорт» муниципального образования «город Оренбург» об обязании включить в систему транспортного обслуживания населения муниципального образования город Оренбург специально оборудованный общественный транспорт, доступный для инвалидов, обязании предусмотреть расходы на приспособление муниципальных транспортных средств, обязании переоборудовать транспорт

по апелляционному представлению прокурора г. Оренбурга

на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 июня 2012 года, которым в иске прокурору города Оренбурга отказано.

Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Акчуриной Г.Ж., мнение прокурора, просившей решение суда отменить, объяснения представителя Администрации г. Оренбурга Довжанской Е.З., согласившейся с решением суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Оренбург обратился в суд с иском к администрации города Оренбурга, МКП «Оренбургские пассажирские перевозки муниципального образования «город Оренбург», МКП «Оренбургский городской пассажирский транспорт» муниципального образования «город Оренбург», указав, что при проведении проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на территории МО «город Оренбург» установлено, что в городе Оренбурге проживает 57 162 инвалида, из которых 937 являются инвалидами-колясочниками.

Перевозка пассажиров в городе Оренбурге осуществляется муниципальным транспортом - 94 троллейбусами и 203 автобусами, а также привлеченным на договорной основе транспортом (частных) перевозчиков, среди которых около 6000 автобусов и 630 микроавтобусов (по краткосрочным договорам об организации осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на условиях временного допуска).

Администрацией города Оренбурга при решении вопроса организации пассажирских перевозок на территории МО «город Оренбург» заключаются договоры об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на условиях временного допуска с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в которых условие о наличии общественного транспорта, обеспечивающего его беспрепятственное использование инвалидами, не предусмотрено.

В собственности МО «город Оренбург» имеется 297 единиц городского пассажирского транспорта, часть которого по состоянию на 31.01.2012 г. находится в оперативном управлении МКП «Оренбургский городской пассажирский транспорт» муниципального образования «город Оренбург» (94 троллейбуса, которые не приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников).

Остальной городской пассажирский транспорт закреплен за МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» (203 единицы автобусов), а именно автобусы: ***, которые не приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников.

Бюджетом муниципального образования «город Оренбург» расходы на приспособление транспортных средств для беспрепятственного доступа к ним инвалидов не предусмотрены, что свидетельствует о неисполнении полномочий по вопросам местного значения.

Просил обязать администрацию города Оренбурга включить в систему транспортного обслуживания населения муниципального образования города Оренбург специально оборудованный либо переоборудованный общественный транспорт, доступный для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла коляски и собак проводников;

обязать администрацию города предусмотреть расходы на приспособление муниципальных транспортных средств, для беспрепятственного доступа к ним инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников);

обязать муниципальные казенные предприятия «Оренбургский городской пассажирский транспорт» муниципального образования «город Оренбург» и «Оренбургские пассажирские перевозки» муниципального образования «город Оренбург» переоборудовать общественный транспорт, используемый для перевозки пассажиров - инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников), оборудовав его специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В судебном заседании представитель истца Назмутдинова Г.С., настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации г.Оренбурга Назаренкова Г.М., Довженская Е.З. просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Муниципального казенного предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки» муниципального образования «город Оренбург» Сальников А.Э., просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Муниципального казенного предприятия «Оренбургский городской пассажирский транспорт» муниципального образования «город Оренбург» Темникова Л.Ю. просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 июня 2012 г. в удовлетворении исковых требований прокурора города Оренбурга к администрации города Оренбурга, Муниципальному казенному предприятию «Оренбургский пассажирские перевозки муниципального образования «город Оренбург», Муниципальному казенному предприятию «Оренбургский городской пассажирский транспорт» муниципального образования «город Оренбург» об обязании включить в систему транспортного обслуживания населения муниципального образования город Оренбург специально оборудованный общественный транспорт, доступный для инвалидов, обязании предусмотреть расходы на переоборудование, обязании переоборудовать транспорт - отказано.

Прокурор г. Оренбурга с решением суда не согласен, в апелляционном представлении просит решение суда отменить.

Муниципальное казенное предприятие «Оренбургский городской пассажирский транспорт» МО «город Оренбург» в своих возражениях на апелляционную жалобу и администрация города Оренбурга в отзыве на апелляционное представление прокурора просят решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно п. 7 ст. 16 ФЗ-131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В силу ст. 4 п. 7 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

На основании ст. 15 ФЗ-181 от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Отказывая в удовлетворении требований прокурора города Оренбурга об обязании включить в систему транспортного обслуживания специально оборудованный либо переоборудованный общественный транспорт, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией города Оренбурга созданы условия для предоставления транспортных услуг инвалидам-колясочникам. Транспорт для данной категории граждан представлен муниципальным образованием в центрах социального обслуживания населения в рамках выполнения требований закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Судебная коллегия полагает выводы суда об отказе в иске прокурору правильными.

При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что на территории города Оренбурга социальные услуги по доставке граждан пожилого возраста и инвалидов в лечебные, оздоровительные и другие медицинские учреждения, в учреждения и организации, на коляскодром (инвалиды-колясочники) предоставляются автомобилями «мобильной службы» районных муниципальных бюджетных учреждений «Комплексный центр социального обслуживания населения (далее - КЦСОН)».

В КЦСОН заявки от граждан пожилого возраста и инвалидов выполняются на 9 автомобилях, в том числе на 3 автомобилях марки ГАЗель, оборудованных подъёмниками для перевозки маломобильных граждан (КЦСОН Промышленного и Центрального районов с 2007 года, Ленинского района - с 11.05.2012 г.).

Учитывая буквальное толкование нормы ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13.10.2011 г., прокурору города Оренбурга в удовлетворении иска в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Оренбург» к Администрации г. Оренбурга о признании незаконным бездействия и обязании обеспечения транспортом общего пользования инвалидов было отказано. Решение вступило в законную силу 14.12.2011 г.

Указанным решением было установлено, что администрацией города Оренбурга созданы условия для предоставления транспортных услуг инвалидам-колясочникам.

Кроме того, исходя из смысла положения ч. 1 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, следует, что данная норма носит общий характер, не указывает способ, порядок, сроки исполнения обязанности по созданию условий инвалидам, использующим для передвижения кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, не возлагает ответственность за ее осуществление на кого-либо конкретно из указанных субъектов.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает доводы жалобы о несогласии с выводами суда и указывающие на неправильное применение материального закона, несостоятельными.

Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований об обязании администрации г. Оренбурга предусмотреть расходы на приспособление муниципальных транспортных средств для доступа к ним инвалидов-колясочников. Так, расходование бюджетных средств устанавливается при формировании бюджета органа местного самоуправления, что относится непосредственно только к его компетенции.

Правильными являются и выводы суда об отказе в удовлетворении требований к Муниципальному казенному предприятию «Оренбургский пассажирские перевозки муниципального образования «город Оренбург», Муниципальному казенному предприятию «Оренбургский городской пассажирский транспорт» муниципального образования «город Оренбург» о переоборудовании общественного транспорта специальными приспособлениями и устройствами, поскольку прокурором не представлено доказательств технической возможности предлагаемого переоборудования в соответствии государственными стандартами и нормами, установленными для транспорта, специально не предназначенного для перевозки инвалидов-колясочников.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, поэтому представление не может быть удовлетворено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Оренбурга - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: