ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5521/2014 от 29.10.2014 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

 Дело № 33-5521/2014

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Санкт-Петербург                         29 октября 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

 председательствующего     Косарева И.Э.,   

 судей         Алексеевой Г.Ю., Насиковской А.А.,

 при секретаре Бондареве Р.Н.,

     рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе комитета по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2014 года, которым были удовлетворены предъявленные к нему исковые требования Семеновой М.С. об обязании назначить компенсационную выплату.

 Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения представителя подателя жалобы Капустиной Е.М. и объяснения представителя 3-го лица по делу – комитета по социальной защите населения Ленинградской области Медведева Е.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения Семеновой М.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 установила:

 Семенова М.С. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, указывая на то, что, будучи вдовой военнослужащего, она 13.02.2014 обратилась в комитет по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» по вопросу предоставления компенсационных выплат в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, <данные изъяты> за период с 07.04.2011 по 29.08.2012, однако получила отказ со ссылкой на непредставление документа, подтверждающего количество зарегистрированных в жилом помещении граждан, расходы которых подлежат компенсации. Истец полагает отказ ответчика незаконным, поскольку в соответствии с изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и других видов услуг», предоставление сведений о зарегистрированных в жилом помещении, по ее мнению, не требуется, и достаточными являются сведения о лицах, проживающих в жилом помещении. В спорный период времени в квартире она действительно не была зарегистрирована, но т.к. проживала в ней, считала, что она имеет право на получение соответствующей компенсации.

 Ответчик в суде первой инстанции против удовлетворения иска Семеновой М.С. возражал, ссылаясь на то, что внесенные в Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 475 изменения от 31.10.2012 относительно пакета документов, представляемого гражданином, претендующим на компенсационные выплаты, на заявленный истцом период с 07.04.2011 по 29.08.2012 не распространяются.

 Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2014 года исковые требования Семеновой М.С. были удовлетворены, суд обязал ответчика назначить истцу компенсационную выплату в связи с расходами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 07.04.2011 по 29.08.2012 (л.д. 42-46).

 В апелляционной жалобе ответчик просит решение городского суда отменить и принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении заявленного Семеновой М.С. иска, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права. В частности, удовлетворяя исковые требования истца со ссылкой на положения п. 1 ст. 20 ГК РФ и статей 2,3 закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно действовавшей до 15.11.2012 редакции п.п. «г» п. 13 Правил предоставления компенсационных выплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 № 475, предоставление гражданином, претендующим на выплату, документа о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан являлось обязательным. Учитывая, что согласно справке ООО «Жилсервис» в заявленный истцом период регистрации по адресу: г. Всеволожск, <данные изъяты> Семенова М.С. не имела, основания для назначения ей компенсационной выплаты отсутствовали.

 Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

 Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Семеновой М.С. исковые требования, суд исходил из того, что истец является вдовой военнослужащего, а потому в соответствии с п. 4 ст. 24 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ имеет право на компенсационную выплату по оплате занимаемого ею жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: г. Всеволожск, <данные изъяты>, при этом отсутствие регистрации по указанному адресу в заявленный истцом к компенсации оплаты период не является препятствием к реализации такого права.

 Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом городского суда по следующим основаниям.

 В силу положений п. 4 ст. 24 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, действительно, имеют право на компенсационные выплаты по оплате общей площади занимаемых ими жилых помещений и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда. Однако порядок и размеры соответствующих компенсационных выплат определяются Правительством РФ.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 N 475 были утверждены Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг. Назначение и определение размера компенсационных выплат производится в соответствии с пунктами 13, 15, 16 названных Правил органом социальной защиты населения по месту жительства члена семьи военнослужащего, претендующего на компенсационную выплату. При этом согласно п.п. «г» п. 13 Правил в редакции, действующей в период, за который истец просит назначить компенсационную выплату (до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 31.10.2012 N 1113), члены семей погибших (умерших) военнослужащих для получения компенсационных выплат обязаны, наряду с другими документами, представить в органы социальной защиты населения по месту жительства документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации. Пунктом 16 Правил (как в прежней, так и действующей редакции) предусмотрено, что размер компенсационных выплат определяется из расчета 60 процентов расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (кроме услуг местной телефонной связи и абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой), составляющих долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

 Как установлено городским судом и подтверждено материалами дела, в спорный период (с 07.04.2011 по 29.08.2012) Семенова М.С. имела регистрацию по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, <данные изъяты>. В квартире <данные изъяты> в г. Всеволожске истец была зарегистрирована только с 30.12.2012, до указанного времени в данном жилом помещении согласно справке ООО «Жилсервис» никто не был зарегистрирован. Обстоятельства фактического проживания по спорному адресу и неполучения компенсационный выплаты по месту предыдущей регистрации, вопреки выводам суда первой инстанции, правового значения для установления законности действий ответчика, не имели.

 При таких обстоятельствах, отказ ответчика в назначении Семеновой М.С. компенсационной выплаты в связи с непредставлением документа, подтверждающего ее регистрацию по адресу: Ленинградская область, г.Всеволожск, <данные изъяты> в период с 07.04.2011 по 29.08.2012, являлся обоснованным.

 Кроме того, согласно введенному Постановлением Правительства РФ от 31.10.2012 №1113 и действующему в настоящее время пункту 13.1 Правил орган социальной защиты населения в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления на компенсационную выплату запрашивает у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства граждан, сведения о количестве проживающих в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации. Члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего вправе по собственной инициативе представить в орган социальной защиты населения сведения о количестве граждан, проживающих в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации.

 Таким образом, назначение и определение размера компенсационной выплаты в любом случае производится на основании документа, подтверждающего количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации. Его предоставление может быть осуществлено как самим заявителем – членом семьи погибшего (умершего) военнослужащего, так и органом социальной защиты населения по соответствующему запросу у органа исполнительной власти, осуществляющему регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства граждан. Несвоевременное исполнение обязанности по осуществлению регистрации по месту жительства, корреспондирующей праву на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, повлекло для истца соответствующие неблагоприятные последствия, риск которых не может быть возложен на ответчика.

 С учетом изложенного судебная коллегия находит решение городского суда об обязании комитета по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» назначить Семеновой М.С. компенсационную выплату необоснованным и не соответствующим требованиям закона. В порядке п. 2 ст. 328 ГПК РФ данное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Семеновой М.С. исковых требований.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 определила:

 решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2014 года отменить, Семеновой М.С. в удовлетворении заявленных требований – отказать.

 Председательствующий:

 Судьи: