Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-004543-02/2010
Дело № 33-5537/2010 Судья Чистякова Л.А.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Щелокова Ю.Г.
и судей Кроминой Н.Н., Терехиной Н.В.
с участием прокурора Москвитина Н.Н.
при секретаре Галюковой М.И.
24 июня 2010 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в городе Челябинске гражданское дело по кассационной жалобе Красноперова А.И. на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2010 г.
Заслушав доклад судьи Кроминой Н.Н. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Аши обратился в суд с иском о возложении к на Красноперова А.И. обязанности снести за свой счет самовольно возведенную постройку - кафе, расположенное на автодороге М-5 «Урал» на *****.
В обоснование иска указал, что в границах полосы отвода федеральной автодороги М-5 «Урал» (Москва-Челябинск) на ***** Красноперов А.И. разместил одноэтажное здание кафе на неотведенном для этой цели земельном участке, без согласования с ФГУ УПРДОП «Южный Урал» и ГУВД по Челябинской области.
Объект находится в придорожной полосе федеральной автодороги М-5 «Урал», ширина которой составляет 50 м (для автодорог Федерального значения III технической категории), считая от полосы отвода. Расстояние от оси автомобильной дороги до здания кафе составляет 39 м.
Данный объект придорожного сервиса не отвечает требованиям к его обустройству, установленным п. 11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Праивтельства РФ от 01.02.1998 № 1420.
Ответчик Красноперов А.И. иск не признал. Указал, что кафе является временным, а не капитальным строением, имеются разрешительные документы на размещение данного объекта. Согласен передвинуть данное строение. Указал также, что не может получить соответствующих ведомственных разрешений.
2
Представители третьих лиц ГИБДД ГУВД по Челябинской области, ФГУ УПРДОР «Южный Урал», Администрация Ашинского муниципального района и администрация Симского городского поселения в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания извещены.
Решением Ашинского городского суда от 29 апреля 2010 г. Красноперов А.И. обязан произвести за свой счет снос самовольной постройки - кафе на ***** на автодороге М-5 «Урал».
В кассационной жалобе Красноперов А.И. просит отменить решение. Утверждает, что принадлежащее ему кафе не является объектом недвижимости.
Указывает, что в 1996 г. ему был выдан акт выбора земельного участка, который был согласован всеми необходимыми организациями, кроме ГАИ. В 2004 г. он повторно обратился в органы государственной власти с целью получения земельного участка, но согласование органов ГИБДД снова не смог получить. Полагает, что его временное строение не создает угрозы безопасности дорожного движения, и ссылается на безработицу в городе Аше.
Выслушав представителя ГИБДД по Челябинской области, мнение прокурора, полгавшего, что решение суда законно и обоснованно, исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, кафе ответчика Красноперова А.И. расположено в придорожной полосе автодороги федерального значения М-5 «Урал» (Москва-Челябинск) на *****.
Земельный участок, на котором расположена указанная постройка, входит в состав земельного участка, который является государственной собственностью и находится в ведении ФГУ «Управления федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» (л.д. 13-16).
В соответствии со ст.ст. 22, 26, 3 (п.п. 15, 13) Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размещение объектов дорожного сервиса, к которым относится и кафе ответчика, допускается лишь при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
3
согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
Кроме того, согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном данным Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 22 Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Требования к размещению объектов придорожного сервиса содержатся в Правилах установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования (утверждены постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 233).
Данными Правилами предусмотрены такие требования, как обустройство объектов сервиса площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения (п. 11).
Принадлежащее ответчику кафе не только размещено без письменного согласия на это владельца автомобильной дороги, но и без соответствующего разрешения ГИБДД Челябинской области, которое отсутствует в связи с несоответствием предлагаемых схем движения транспорта условиям безопасности дорожного движения.
Отсутствие у Красноперова А.И. соответствующего согласования с ГИБДД по указанной причине подтверждено сообщением ГИБДД ГУВД Челябинской области от 24.07.2006 № 9/4-2884 (л.д. 50).
4
При таких обстоятельствах и положениях законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недопустимости нахождения кафе, принадлежащего ответчику, в придорожной полосе автодороги федерального значения.
Вместе с тем ссылка суда первой инстанции на положения ст. 222 ГК РФ является неправильной, поскольку доказательства того, что кафе относится к объектам недвижимости в деле нет.
В связи с изложенным судебная коллегия применяет положения ст. 12 Гражданского кодекса РФ и изменяет резолютивную часть решения: поскольку принадлежащий ответчику объект незаконно размещен в придорожной полосе, судебная коллегия обязывает ответчика освободить от этого кафе земельный участок придорожной полосы автодороги федерального значения М-5 «Урал» (Москва-Челябинск) на *****.
Данное изменение не является изменением исковых требований, а изменение обусловлено лишь отсутствием доказательств того, что спорный объект является недвижимым имуществом.
Остальные доводы кассационной жалобы Красноперова А.И. несостоятельны.
Ссылки кассатора на акт выбора земельного участка от 1996 г. и на согласование этого акта не обоснованы.
В материалах дела имеется копия акта от 25 декабря 1996 г. о выборе для Красноперва А.И. земельного участка под размещение автомашин, торговли с машин и временного строения (л.д. 60-61).
Однако этот акт не подписан представителем Госавтоинспекции, в связи с чем его нельзя признать согласованным.
В 2000 г. руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Аши был выдан акт № 4 от 05 июня 2000 г. резервирования земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ на ***** км автодороги Самара-Уфа-Челябинск (л.д. 59). В соответствии с данным актом срок резервирования определен продолжительностью 2 года.
С учетом данного документа был составлен акт выбора указанного земельного участка (л.д. 54-55). Однако и этот акт не был согласован с ГАИ.
При следующей предпринятой ответчиком попытке оформления документов на земельный участок глава Ашинского муниципального района Челябинской области направил в адрес УГИБДД ГУВД письмо от 24.10. 2005
5
№ 23-3738 с ходатайством о согласовании места размещения объектов придорожного сервиса (кафе и автостоянки) на земельном участке, распложенном на ***** километре автодороги Самара-Уфа-Челябинск для последующего предоставления Красноперову А.И. в аренду (л.д. 65).
Однако акт выбора земельного участка вновь не был согласован ГИБДД. При этом, отказывая в согласовании акта, Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения сообщил, что не представлен акт выбора земельного участка, согласованный с Управлением федеральных автомобильных дорог «Южный Урал», а также что предлагаемые Красноперовым А.И. схемы движения транспорта противоречат требованиям п. 11 «Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования» от 01.12.1998 в части необходимости сокращения до минимума числа примыканий к федеральной автомобильной дороги (л.д. 50).
В соответствии с сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 19 января 2010 г. № 03/97 в указанном государственном органе отсутствуют сведения о земельном участке, на котором расположено одноэтажное здание кафе Красноперова А.И. (л.д. 12).
Указанные документы указывают на то, что ответчик не имеет каких-либо прав пользования в отношении земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему кафе.
В отсутствие правовых оснований осуществления пользования, в настоящее время земельным участок самовольно занят ответчиком.
Утверждение, кассатора о том, что его временное строение не создает угрозы безопасности дорожного движения, не подтверждено соответствующими доказательствами.
Ссылка Красноперова А.И. на безработицу в городе Аше беспредметна, так как действующее законодательство не предусматривает данное обстоятельство в качестве условия размещения объектов придорожного сервиса.
Таким образом, оснований для отмены решения не имеется. Руководствуясь ст.ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
6
определила:
Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2010 г. изменить, изложив его в следующей редакции:
«Обязать Красноперова А.И. за свой счет освободить от принадлежащего ему кафе земельный участок придорожной полосы автодороги федерального значения М-5 «Урал» (Москва-Челябинск) на *****».
В остальной части это же решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Красноперова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи