ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5537/10 от 24.06.2010 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-004543-02/2010       

                      Дело №       33-5537/2010        Судья Чистякова Л.А.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего Щелокова Ю.Г.

        и       судей Кроминой Н.Н., Терехиной Н.В.

        с участием       прокурора Москвитина Н.Н.

        при       секретаре Галюковой М.И.

        24 июня       2010 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в городе       Челябинске гражданское дело по кассационной жалобе Красноперова А.И. на решение Ашинского       городского суда Челябинской области от 29 апреля 2010 г.

        Заслушав       доклад судьи Кроминой Н.Н. об обстоятельствах дела и доводах кассационной       жалобы, судебная коллегия

установила:

        Прокурор       города Аши обратился в суд с иском о возложении к на Красноперова А.И.       обязанности снести за свой счет самовольно возведенную постройку - кафе,       расположенное на автодороге М-5 «Урал» на *****.

        В       обоснование иска указал, что в границах полосы отвода федеральной       автодороги М-5 «Урал» (Москва-Челябинск) на ***** Красноперов А.И. разместил одноэтажное здание кафе на       неотведенном для этой цели земельном участке, без согласования с ФГУ       УПРДОП «Южный Урал» и ГУВД по Челябинской области.

        Объект       находится в придорожной полосе федеральной автодороги М-5 «Урал», ширина       которой составляет 50 м (для автодорог Федерального значения III       технической категории), считая от полосы отвода. Расстояние от оси       автомобильной дороги до здания кафе составляет 39 м.

        Данный       объект придорожного сервиса не отвечает требованиям к его обустройству,       установленным п. 11 Правил установления и использования придорожных полос       федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных       постановлением Праивтельства РФ от 01.02.1998 № 1420.

        Ответчик       Красноперов А.И. иск не признал. Указал, что кафе является временным, а не       капитальным строением, имеются разрешительные документы на размещение       данного объекта. Согласен передвинуть данное строение. Указал также, что       не может получить соответствующих ведомственных       разрешений.

2

                      Представители третьих лиц ГИБДД ГУВД по Челябинской области,       ФГУ УПРДОР «Южный Урал», Администрация Ашинского муниципального района и       администрация Симского городского поселения в судебное заседание не       явились о месте и времени судебного заседания извещены.

        Решением       Ашинского городского суда от 29 апреля 2010 г. Красноперов А.И. обязан       произвести за свой счет снос самовольной постройки - кафе на ***** на автодороге М-5 «Урал».

        В       кассационной жалобе Красноперов А.И. просит отменить решение. Утверждает,       что принадлежащее ему кафе не является объектом недвижимости.

        Указывает,       что в 1996 г. ему был выдан акт выбора земельного участка, который был       согласован всеми необходимыми организациями, кроме ГАИ. В 2004 г. он       повторно обратился в органы государственной власти с целью получения       земельного участка, но согласование органов ГИБДД снова не смог получить.       Полагает, что его временное строение не создает угрозы безопасности       дорожного движения, и ссылается на безработицу в городе Аше.

        Выслушав       представителя ГИБДД по Челябинской области, мнение прокурора, полгавшего,       что решение суда законно и обоснованно, исследовав материалы дела и       обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований       для отмены решения.

        Как следует       из материалов дела, кафе ответчика Красноперова А.И. расположено в       придорожной полосе автодороги федерального значения М-5 «Урал»       (Москва-Челябинск) на *****.

        Земельный       участок, на котором расположена указанная постройка, входит в состав       земельного участка, который является государственной собственностью и       находится в ведении ФГУ «Управления федеральных автомобильных дорог «Южный       Урал» Федерального дорожного агентства» (л.д. 13-16).

        В       соответствии со ст.ст. 22, 26, 3 (п.п. 15, 13) Федерального закона «Об       автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о       внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»       размещение объектов дорожного сервиса, к которым относится и кафе       ответчика, допускается лишь при наличии согласия в письменной форме       владельца автомобильной дороги.

3

                      согласия в письменной форме владельца       автомобильной дороги.

        Кроме того,       согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ земельные       участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться       в установленном данным Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для       размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий       использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения       требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности       граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление       границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос       автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос       осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об       автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

        Согласно       ст. 22 Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в       Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные       акты Российской Федерации» обеспечение автомобильной дороги объектами       дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге,       другие условия безопасности дорожного движения, а также условия       использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней       сооружений и иных объектов.

        Требования       к размещению объектов придорожного сервиса содержатся в Правилах       установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных       дорог общего пользования (утверждены постановлением Правительства РФ от       14.04.2007 № 233).

        Данными       Правилами предусмотрены такие требования, как обустройство объектов       сервиса площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также       подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с       федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной       автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы       переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы       обеспечить безопасность дорожного движения (п. 11).

        Принадлежащее ответчику кафе не только размещено без       письменного согласия на это владельца автомобильной дороги, но и без       соответствующего разрешения ГИБДД Челябинской области, которое отсутствует       в связи с несоответствием предлагаемых схем движения транспорта условиям       безопасности дорожного движения.

        Отсутствие       у Красноперова А.И. соответствующего согласования с ГИБДД по указанной       причине подтверждено сообщением ГИБДД ГУВД Челябинской области от       24.07.2006 № 9/4-2884 (л.д. 50).

4

                      При таких       обстоятельствах и положениях законодательства суд первой инстанции пришел       к обоснованному выводу о недопустимости нахождения кафе, принадлежащего       ответчику, в придорожной полосе автодороги федерального       значения.

        Вместе с       тем ссылка суда первой инстанции на положения ст. 222 ГК РФ является       неправильной, поскольку доказательства того, что кафе относится к объектам       недвижимости в деле нет.

        В связи с       изложенным судебная коллегия применяет положения ст. 12 Гражданского       кодекса РФ и изменяет резолютивную часть решения: поскольку принадлежащий       ответчику объект незаконно размещен в придорожной полосе, судебная       коллегия обязывает ответчика освободить от этого кафе земельный участок       придорожной полосы автодороги федерального значения М-5 «Урал»       (Москва-Челябинск) на *****.

        Данное       изменение не является изменением исковых требований, а изменение       обусловлено лишь отсутствием доказательств того, что спорный объект       является недвижимым имуществом.

        Остальные       доводы кассационной жалобы Красноперова А.И. несостоятельны.

        Ссылки       кассатора на акт выбора земельного участка от 1996 г. и на согласование       этого акта не обоснованы.

        В       материалах дела имеется копия акта от 25 декабря 1996 г. о выборе для       Красноперва А.И. земельного участка под размещение автомашин, торговли с       машин и временного строения (л.д. 60-61).

        Однако этот       акт не подписан представителем Госавтоинспекции, в связи с чем его нельзя       признать согласованным.

        В 2000 г.       руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Аши был       выдан акт № 4 от 05 июня 2000 г. резервирования земельного участка для       проведения проектно-изыскательских работ на ***** км автодороги Самара-Уфа-Челябинск (л.д. 59). В       соответствии с данным актом срок резервирования определен       продолжительностью 2 года.

        С учетом       данного документа был составлен акт выбора указанного земельного участка       (л.д. 54-55). Однако и этот акт не был согласован с ГАИ.

        При       следующей предпринятой ответчиком попытке оформления документов на       земельный участок глава Ашинского муниципального района Челябинской       области направил в адрес УГИБДД ГУВД письмо от 24.10.       2005

5

                      № 23-3738 с       ходатайством о согласовании места размещения объектов придорожного сервиса       (кафе и автостоянки) на земельном участке, распложенном на ***** километре автодороги       Самара-Уфа-Челябинск для последующего предоставления Красноперову А.И. в       аренду (л.д. 65).

        Однако акт       выбора земельного участка вновь не был согласован ГИБДД. При этом,       отказывая в согласовании акта, Главный государственный инспектор       безопасности дорожного движения сообщил, что не представлен акт выбора       земельного участка, согласованный с Управлением федеральных автомобильных       дорог «Южный Урал», а также что предлагаемые Красноперовым А.И. схемы       движения транспорта противоречат требованиям п. 11 «Правил установления и       использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего       пользования» от 01.12.1998 в части необходимости сокращения до минимума       числа примыканий к федеральной автомобильной дороги (л.д. 50).

        В       соответствии с сообщением Управления Федеральной службы государственной       регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от 19 января       2010 г. № 03/97 в указанном государственном органе отсутствуют сведения о       земельном участке, на котором расположено одноэтажное здание кафе       Красноперова А.И. (л.д. 12).

        Указанные       документы указывают на то, что ответчик не имеет каких-либо прав       пользования в отношении земельного участка, на котором расположено       принадлежащее ему кафе.

        В       отсутствие правовых оснований осуществления пользования, в настоящее время       земельным участок самовольно занят ответчиком.

        Утверждение,       кассатора о том, что его временное строение не создает угрозы безопасности       дорожного движения, не подтверждено соответствующими       доказательствами.

        Ссылка       Красноперова А.И. на безработицу в городе Аше беспредметна, так как       действующее законодательство не предусматривает данное обстоятельство в       качестве условия размещения объектов придорожного сервиса.

        Таким       образом, оснований для отмены решения не имеется. Руководствуясь ст.ст.       193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

6

определила:

                      Решение       Ашинского городского суда Челябинской области от 29 апреля 2010 г.       изменить, изложив его в следующей редакции:

        «Обязать       Красноперова А.И. за       свой счет освободить от принадлежащего ему кафе земельный участок       придорожной полосы автодороги федерального значения М-5 «Урал»       (Москва-Челябинск) на *****».

        В остальной       части это же решение оставить без изменения, а кассационную жалобу       Красноперова А.И. - без удовлетворения.

                      Председательствующий

                      Судьи