ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5545/2012 от 07.09.2012 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

                                                                                    Хабаровский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                           

                                    Хабаровский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 33-5545/2012 В суде первой инстанции дело

слушала судья И.В. Осипова

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Хабаровский краевой суд

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 сентября 2012 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи И.И.Хуснутдиновой,

членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, С.И.Дорожко,

с участием секретаря Л.А.Горюновой,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании приказов незаконными, об отмене дисциплинарного взыскания; и апелляционную жалобу ФИО1 на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 13 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконными приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии» и приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О дисциплинарном взыскании», об отмене дисциплинарного взыскания. В обоснование иска сослалась на то, что она с ДД.ММ.ГГГГ работает в Управлении образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края в должности муниципальной службы . Приказом начальника управления образования от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с необходимостью проведения аукционов, конкурсов в ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия, в которую включена и она. Просила признать этот приказ незаконным, так как он не соответствует требованиям законодательства. Приказом начальника управления образования от ДД.ММ.ГГГГ № на нее наложено дисциплинарное взыскание в виде . Считает это приказ незаконным. Считает, что участие в работе комиссии не входит в её должностные обязанности и является дополнительной работой. Привлекаться к выполнению дополнительной работы работник может только с его согласия, и должна дополнительно оплачиваться в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса РФ. Так как она своего согласия участвовать в работе комиссии не давала, то привлечение её к выполнению дополнительной работы является незаконным.

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на исковых требованиях. Пояснила, что Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает порядок проведения аукциона по размещению заказов. По правилам статьи 41.11 этого закона заявки рассматривает аукционная комиссия и составляет протокол подведения итогов аукциона в электронной форме, который подписываю все члены комиссии. Следовательно, все члены комиссии несут административную ответственность по ст.ст.7.30-7.32 КоАП РФ. Она не давала согласия на участие в комиссии по проведению конкурсов и аукционов. Считает, что работа в такой комиссии является дополнительной работой, которая в соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ должна оплачиваться. Поскольку своего согласия на участие в комиссии она не давала, и работодателем не предлагалась дополнительная оплата за выполнение этой работы, то приказы о создании комиссии и привлечение её к дисциплинарной ответственности за отказ от работы в комиссии являются незаконными.

В ходе рассмотрения дела ответчик Управление образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края исковые требования не признал. Представитель ответчика пояснял, что Управление образования администрации Солнечного муниципального района создано с целью организационного, правового, информационного обеспечения подведомственных образовательных учреждений. Весь аппарат управления обеспечивает выполнение уставных задач Управления образования и целей его деятельности. Управлению подотчетны 34 школьных и дошкольных учреждений. Для нормальной работы школьных и дошкольных учреждений требуется проведение ремонтных работ, приобретение товаров, для получения которых необходимо оформить соответствующие муниципальные заказы. Порядок размещения муниципальных заказов регламентирован ФЗ № 94 от 21.07.2005 года, и за нарушение порядка размещения заказов, сроков и графиков предусмотрена административная ответственность. Поскольку в штате подотчетных учреждений отсутствуют такие специалисты как сметчики, юристы, финансисты, то при размещении заказов для данных учреждений в состав комиссии входят специалисты Управления образования. Приказом № 199 от 02.05.2012 года Управление образования определило специалистов, в том числе прошедших дополнительную профессиональную подготовку в сфере размещения заказов, для включения в комиссии по проведению торгов для нужд образовательных учреждений. ФИО1, являющаяся главным специалистом юридического сектора и включенная в состав комиссии по размещению муниципальных заказов, отказалась провести юридическую экспертизу приказа на размещение заказа без дополнительной оплаты. Пунктом 3 должностной инструкции на главного специалиста юридического сектора управления образования возложена обязанность осуществлять правовую экспертизу проектов приказов, готовить заключения по правовым вопросам, оказывать правовую помощь структурным подразделениям, своевременно исполнять приказы, распоряжения и указания начальника. Отказавшись провести юридическую экспертизу приказа на размещение муниципального заказа ФИО1 отказалась исполнить свои должностные обязанности и распоряжение своего руководителя. Поэтому считает, что работодатель обоснованно привлек ФИО1 к дисциплинарной ответственности, применив к ней дисциплинарное взыскание в виде выговора. Срок и порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности нарушены не были.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 13.06.2012 года ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на его необоснованность и на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Все образовательные учреждения, подведомственные Управлению образования администрации Солнечного муниципального района, являются самостоятельными юридическими лицами, поэтому вправе самостоятельно заключать гражданско-правовые договоры в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. На основании постановления Главы Солнечного муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ состав комиссии определяется руководителем муниципального заказчика, то есть руководителем Управления образования администрации Солнечного муниципального района, однако, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ все образовательные учреждения включили истца в состав своих комиссий. Суд не дал оценки Порядку взаимодействия сектора муниципального заказа и муниципальных заказчиков при размещении заказов для муниципальных нужд Солнечного муниципального района, ответственными за подготовку документации, проектов муниципальных контрактов являются специалисты, находящиеся в штате организации, являющейся муниципальным заказчиком. Она не входит в штат всех образовательных учреждений, подотчетных Управлению образования, в связи, с чем включение её в состав комиссий носило незаконный характер. Поэтому считает, что приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии» является незаконным, так как противоречит Федеральному закону от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и поэтому не подлежал исполнению. Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, суд не принял во внимание, что для выполнения вмененных ей обязанностей – участие в комиссии по размещению заказа, в Администрации Солнечного муниципального района создано специальное структурное подразделение – сектор муниципального заказа.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Управление образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции стороны, уведомленные о времени и месте слушания дела, не явились. О причине неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили. Судебная коллегия, признав причину их неявки неуважительной, рассмотрела дело без их участия.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ определено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе.

Виды и основания дисциплинарной ответственности муниципального служащего установлены статьей 27 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с которой за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. Порядок применения дисциплинарного взыскания этим федеральным законом не определен.

По правилам, установленным статьей 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принята на муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста юридического сектора управления образования, с ней ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой контракт №.

Условиями трудового договора определено, что ФИО1 обязана исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий.

Должностной инструкцией, утвержденной начальником управления образования ДД.ММ.ГГГГ, на главного специалиста юридического сектора управления образования возложены обязанности: обеспечивать соблюдение законности в деятельности управления и защиту его правовых интересов; организовывать подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности управления; своевременно исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий. С должностной инструкцией ФИО1 была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует её подпись.

Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Муниципальными заказчиками выступают соответственно органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В случае, если создан орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, этот уполномоченный орган осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа (статьи 1, 3, 4).

Как следует из постановления главы Солнечного муниципального района от 08.07.2011 года № 55, в целях реализации положений Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, функциями заказчика наделена администрация Солнечного муниципального района в лице структурных подразделений - главных распорядителей районного бюджета, бюджетные учреждения - распорядителей и получателей бюджетных средств.

Положением об управлении образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что управление: обеспечивает подведомственные образовательные учреждения оперативной и долгосрочной информацией для принятия мер, направленных на защиту и развитие системы образования Солнечного муниципального района; осуществляет организационное, правовое и информационное обеспечение реализации государственной политики в области образования, создание, функционирование и развитие системы учреждений и организаций, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения Солнечного муниципального района в образовательных услугах. Управление координирует деятельность по исполнению законодательства по соблюдению санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательных учреждениях, обеспечению охраны жизни, здоровья, создания безопасных условий труда обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений Солнечного муниципального района. Управление образования участвует в разработке и обосновании бюджета системы образования Солнечного муниципального района в части расходов на образование, местных образовательных нормативов, планов капитального строительств и реконструкции, распределения государственных фондов, материально-технических средств по подведомственным учреждениям. Управление образования осуществляет полномочий и функции учредителя подведомственных образовательных и иных учреждений муниципального подчинения в соответствии с законодательством Российской Федерации и края; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений.

Приказом начальника управления образования от ДД.ММ.ГГГГ № года, в связи с необходимостью проведения аукционов, конкурсов в ДД.ММ.ГГГГ для размещения заказов муниципальных учреждений образования, утвержден состав комиссии. В комиссию включена главный специалист юридического сектора управления образования ФИО1, для осуществления методической и юридической помощи по проведению аукционов. С приказом ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отказалась принять участие в работе комиссии при проведении аукциона на заключение договора на оказание услуги «Капитальный ремонт. Устройство вентиляции. Электрообеспечение вентиляционной системы кухни и прачечной в МКДОУ детского сада «Родничок» рабочего поселка Солнечный». Истец это обстоятельство в ходе рассмотрения дела подтвердила.

К ФИО1 работодателем применено дисциплинарное взыскание в виде объявления выговора за неисполнение приказа, распоряжения руководителя – приказа начальника управления образования от ДД.ММ.ГГГГ № года. О применении дисциплинарного взыскания работодателем ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №, к которым истица была ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав должностные обязанности истицы - главного специалиста юридического сектора управления образования администрации Солнечного муниципального района, установленные должностной инструкцией, функции и задачи управления образования администрации Солнечного района, определенные положением об учреждении, исходя из установленных по делу обстоятельств, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения ФИО1 по её вине должностных обязанностей.

При этом суд дал оценку утверждениям истицы о том, что обязанность участвовать в работе комиссии по проведению аукциона не входит в ее должностные обязанности, указав, что в силу п. 3.5 Должностной инструкции главный специалист юридического сектора управления образования администрации Солнечного муниципального района организовывает подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности управления. ФИО1 была включена в состав комиссии для проведения аукциона для осуществления методической и юридической помощи. А управление образования администрации Солнечного района участвует в разработке и обосновании бюджета системы образования Солнечного муниципального района в части расходов на образование, местных образовательных нормативов, планов капитального строительств и реконструкции, распределения государственных фондов, материально-технических средств по подведомственным учреждениям. Управление образования осуществляет полномочий и функции учредителя подведомственных образовательных и иных учреждений муниципального подчинения в соответствии с законодательством Российской Федерации и края; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений.

Судом проверено соблюдение процедуры наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренной статьей 193 Трудового кодекса РФ, и установлено, что до наложения взыскания у ФИО1 отобрано письменное объяснение, приказ о применении дисциплинарного взыскания объявлен истице под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, при избрании вида дисциплинарного взыскания ответчик учел тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Избранный вид дисциплинарного взыскания соответствует статье 27 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, представленных доказательствах, правильном применении норм материального и процессуального права. Решение суда является законным, обоснованным и не может быть отменено.

Доводы апелляционной жалобы направлены по существу на переоценку выводов суда первой инстанции, однако основания для иной оценки имеющихся в деле доказательств отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Солнечного районного суда города Хабаровска от 13 июня 2012 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Управлению образования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконными приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии» и приказа от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания, отмене дисциплинарного взыскания, – оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: И.И.Хуснутдинова

Члены коллегии: С.И.Дорожко

Е.А.Бузыновская