Судья Юданова С.В. Дело № 33-5591
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2016 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Завальной Т.Ю., Бичуковой И.Б.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и резервов, администрации Артемовского городского округа, Министерству энергетики РФ, Министерству Финансов РФ о взыскании денежной суммы, судебных расходов
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 17 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителя администрации Артемовского городского округа ФИО2, представителя УФК по ПК ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав, что по договору купли-продажи от 22 мая 2012 года приобрела в собственность земельный участок и расположенный на нем жилой дом, площадью 31,6 кв.м, по адресу: <адрес>. На основании Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" за счет средств бюджета семье ФИО1 предоставлена социальная выплата в размере 4 498 200 рублей для приобретения жилого помещения, как подлежащей переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Социальная выплата предоставлена на основании договора от 09 августа 2012 года, заключенного между ФИО1 и администрацией Артемовского городского округа. По условиям п. 1.2.2 договора ФИО1 была обязана безвозмездно передать администрации в месячный срок после приобретения нового жилья занимаемое ею жилое помещение по адресу: <адрес>, и оформить документы на передачу. В соответствии с передаточным актом от 21 декабря 2012 года истец со всеми членами семьи освободила жилье и передала безвозмездно администрации Артемовского городского округа спорный жилой дом под снос. Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 02 июля 2014 года признан недействительным договор от 09 августа 2012 года на предоставление указанной выше социальной выплаты, заключенный между администрацией АГО и ФИО1. В доход федерального бюджета с ФИО1 взыскано 4 498 200 рублей. В определении указано, что ФИО1 с членами семьи неправомерно включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, права ФИО1 на сносимый дом могут быть защищены в ином порядке. Согласно отчету №, выполненному ООО «...», величина рыночной стоимости права собственности на объект оценки: жилой дом по <адрес>, по состоянию на 12 мая 2015 года составляет 622 000 рублей. Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Администрация Артемовского городского округа формирует и представляет пакет документов для включения в списки граждан на приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ непригодными для проживания, ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов утверждает указанные списки. Просила взыскать с ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов и администрации Артемовского городского округа солидарно денежную сумму в размере 622 000 рублей, расходы на оценку в размере 10 000 рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 9 420 рублей.
В последующем в качестве соответчиков привлечены Министерство энергетики РФ и Министерство финансов РФ.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, дополнительно указала, что в списках граждан, подлежащих переселению, ФИО4 и члены ее семьи не значились. В течение 2012 года администрацией Артемовского городского округа составлены и утверждены дополнительные списки. По состоянию на 11 июля 2012 года, в дополнительный список граждан включена ФИО4 и члены ее семьи, с указанием даты регистрации по адресу: <адрес> — 2002 год. Данный список направлялся на согласование в Министерство энергетики РФ. При составлении дополнительного списка граждан, направленного в Министерство энергетики на согласование, допущена опечатка в дате регистрации истца в спорном доме, вместо 2012 год указан 2002 год. 17 июля 2012 года дополнительный список граждан согласован заместителем Министра энергетики РФ. Таким образом, администрация Артемовского городского округа допустила бюджетное нарушение, которое выразилось в том, что социальная выплата предоставлена гражданам, не состоящим в специальных списках на момент принятия решения о ликвидации шахты. Поскольку возврат жилого дома в натуре невозможен, ответчики обязаны возвратить стоимость дома в деньгах, тем самым возместить причиненный истцу ущерб.
Представитель администрации Артемовского городского округа с исковыми требованиями не согласилась, указала, что жилой дом по адресу: <адрес>, рекомендовался к первоначальному сносу за счет средств господдержки, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате проведения горных работ на шахте «Дальневосточная». Просила суд учесть, что администрация города только формирует и предоставляет пакет документов для включения в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, а рассматриваются и утверждаются списки ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и резервов.
Представитель Министерства финансов РФ с иском не согласилась, указала, что лица, не являющиеся сторонами и участниками в договорных отношениях, не могут нести ответственность за неисполнение договорных обязательств. Именно администрацией Артемовского городского округа были составлены и утверждены дополнительные списки граждан, в которые включена ФИО4. Действующее законодательство предусматривает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых ущерб подлежит возмещению за счет казны РФ. Таких обстоятельств по делу не установлено.
Представитель ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку уставом не предусмотрены функции по распределению средств федерального бюджета и формированию списков граждан на переселение.
Представитель Министерства энергетики РФ в суд не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что причинителем вреда имуществу ФИО4 является ДОАО «...». ФИО4 приобрела дом в ветхом состоянии, следовательно ущерб ей причинен не был.
Третье лицо ФИО5 в суд не явился, направил пояснения, в которых указал, что ФИО4 предоставила все необходимые документы для включения в дополнительный список граждан, подлежащих переселению. Дополнительные списки граждан, в том числе с семьей истца, были утверждены протоколом от 17 июля 2012 года Министерства энергетики РФ.
Судом принято решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено взыскать с администрации Артемовского городского округа в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 473 000 рублей, расходы на оценку в размере 5 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 7 930 рублей, всего 485 930 рублей.
Исковые требования ФИО1 к ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, Министерству энергетики РФ, Министерству финансов РФ о взыскании денежной суммы, судебных расходов оставлены без удовлетворения.
С указанным решением ответчик – администрация Артемовского городского округа не согласилась, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике (пункт 8).
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
В силу п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, ФИО4 на основании договора купли-продажи от 22 мая 2012 года приобрела в собственность земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес>.
9 августа 2012 года между ФИО4 и администрацией Артемовского городского округа заключен договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого аварийного жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с указанным договором ФИО4 на состав семьи 6 человек произведена социальная выплата в размере 4 498 200 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 июля 2014 года договор от 9 августа 2012 года, заключенный между администрацией Артемовского городского округа и ФИО4 признан недействительным, с ФИО4 в доход федерального бюджета взыскана сумма в размере 4 498 200 рублей.
При этом, судебная коллегия исходила из того, что ФИО1 и члены ее семьи неправомерно включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, поскольку на момент принятия решения о ликвидации шахты "Дальневосточная" в 1997 году ФИО1 прав на дом не имела, постоянно в нем не проживала, приобрела дом в ветхом состоянии.
По акту приема передачи от 21 декабря 2012 года ФИО1 во исполнение п. 1.2.1 договора от 9 августа 2012 года, а также п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 года N 428 передала администрации Артемовского городского округа жилой дом по адресу: <адрес>.
Согласно акту от 3 июня 2014 года жилой дом по адресу: <адрес>, снесен.
С учетом установленного, поскольку договор на предоставление социальных выплат от 9 августа 2012 года, заключенный между администрацией Артемовского городского округа и ФИО6, признан судом недействительным, а переданный администрации города жилой дом не может быть возвращен в связи со сносом, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, взыскав с администрации Артемовского городского округа в пользу ФИО1 денежную сумму в размере 473 000 рублей.
При этом, суд, определяя размер подлежащий взысканию, обоснованно руководствовался отчетом об оценке ООО «...» №, поскольку отчет об оценке соответствует требованиям действующего законодательства, квалификация специалиста его составившего подтверждена документально, выводы специалиста логичны, подробно аргументированы. Кроме того, стороной ответчика не представлено доказательств, опровергающих содержание отчета об оценке.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и приведенным нормам действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Артемовского городского суда Приморского края 17 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи