ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5599/10 от 20.07.2010 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №ГК-004832-02/2010       

                      Дело №       33-5599/2010        Судья : Шульгин К.В.

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                      Судебная       коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в       составе:

        председательствующего Кучина М.И.,

        судей Турковой Г.Л., Свинцовой Г.В.,

        при       секретаре Колунтаевой К.В.

        20 июля       2010 года в открытом судебном заседании в г. Челябинске рассмотрела       гражданское дело по кассационной жалобе Собрания депутатов Чесменского       муниципального района Челябинской области на решение Чесменского районного       суда Челябинской области от 13 мая 2010 года.

        Заслушав       доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, судебная       коллегия

        установила:

        Прокурор       Чесменского района обратился в суд в интересах РФ о признании п. 5 ч. 1       ст. 15 и ст. 34 Устава Чесменского муниципального района Челябинской       области противоречащими федеральному законодательству и       недействующими.

        В судебном       заседании прокурор Шамсутдинов Р.В. заявленные требования поддержал;       представитель Собрания депутатов Чесменского муниципального района ФИО1 против их удовлетворения возражал.

        Суд вынес       решение, которым требования прокурора удовлетворил, признал положения п. 5       ч. 1 ст. 15 и ст. 34 Устава Чесменского муниципального района Челябинской       области, принятого постановлением Собрания депутатов Чесменского       муниципального района № 16 от 07.06.2005 года, противоречащими       федеральному законодательству и недействующими с момента вступления       решения суда в силу; обязал Собрание депутатов Чесменского муниципального       района Челябинской области опубликовать сообщение о решении суда в       районной газете «Степные Зори» в течение месяца с момента вступления       решения суда в силу.

        В       кассационной жалобе Собрание депутатов Чесменского муниципального района       Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новый       судебный акт. Полагает, что формирование районного финансового управления       и наделение его статусом органа местного самоуправления не противоречит       положениям закона "Об общих принципах организации местного самоуправления       в РФ" и Бюджетного кодекса РФ, не может препятствовать осуществлению       бюджетного процесса, не может влиять на объем полномочий, закрепляемый       нормами БК РФ за финансовыми органами муниципального       образования.

                      2

                      Заслушав       пояснения представителя Собрания депутатов ФИО1, поддержавшего       доводы кассационной жалобы, прокурора Терюшовой И.Н., полагавшей решение       суда законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив       материалы дела, судебная коллегия не установила оснований к отмене решения       суда.

        Постановлением Собрания депутатов Чесменского муниципального       района № 16 от 07.06.2005 года принят Устав Чесменского муниципального       района, пунктом 5 части 1 статьи 15 которого определена структура органов       местного самоуправления муниципального района, которую наряду с Собранием       депутатов района, Главой района, администрацией района, составляет       Районное финансовое управление.

        Статьей 34       Устава районное финансовое управление определено в качестве отраслевого       исполнительно-распорядительного финансового органа, указано в качестве       единственного органа, исполняющего бюджет, на который возложены полномочия       по разработке проекта бюджета муниципального района, контроль за его       исполнением, формирование консолидированного бюджета муниципального       района.

        Разрешая       заявленные прокурором требований, суд первой инстанции пришел к       правильному выводу, что наделение районного финансового управления правами       самостоятельного органа местного самоуправления противоречит нормам       Федерального закона «Об общих принципах организации местного       самоуправления в РФ» и Бюджетного кодекса РФ.

        Согласно       ст. ст. 154, 215.1 Бюджетного кодекса РФ исполнительно-распорядительные       органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета,       исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет       об исполнении бюджета на утверждение представительного органа. Организация       исполнения бюджета возлагается на финансовые органы муниципальных       образований.

        Согласно       ст. ст. 34, 37 Федерального закона «Об общих принципах организации       местного самоуправления в РФ» N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. единственным       исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является       местная администрация.

        Таким       образом, органом, исполняющим местный бюджет, может быть только местная       администрация - единственный исполнительно-распорядительный орган местного       самоуправления. Составление и организация исполнения местных бюджетов       возлагаются на финансовые органы муниципальных образований, являющиеся       органами местных администраций. Наделение соответствующими полномочиями       иных органов местного самоуправления законом не       предусмотрено.

                      В       соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ к финансовым органам       муниципальных образований относятся органы (должностные лица) местных       администраций, осуществляющие составление и организацию исполнения местных       бюджетов.

        Согласно ч.       2 ст. 157 БК РФ осуществление предварительного, текущего и последующего       контроля за исполнением местного бюджета отнесено к компетенции органов       муниципального финансового контроля, созданных местными администрациями, а       не представительными органами муниципальных образований.

        Исходя из       норм Бюджетного кодекса РФ, исполнение бюджета осуществляется местной       администрацией, а организация его исполнения возлагается на финансовый       орган, являющейся отраслевым органом местной администрации, созданным в       соответствии с ч. 6 ст. 37, ч. 3 ст.41 Федерального закона №       131-ФЗ.

        Функционирование самостоятельного органа местного       самоуправления, наделенного бюджетными полномочиями местной администрации       и финансового органа муниципального образования, действующим       законодательством не предусмотрено.

        Положения       оспариваемых норм Устава не дают оснований считать, что районное       финансовое управление входит в структуру исполнительно-распорядительного       органа местного самоуправления (местной администрации).

        Как       правильно установлено судом, не оспаривается кассатором, 29 апреля 2010       года Собранием депутатов Чесменского муниципального района принято решение       № 16 «О внесении изменений в Устав муниципального образования Чесменского       района Челябинской области», согласно которому п. 5 ч. 1 ст. 15 и ст. 34       Устава приведены в соответствие с действующим       законодательством.

        Однако,       поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 48 Устава Чесменского муниципального       района внесение изменений и дополнений в Устав, изменяющих структуру       органов местного самоуправления, полномочия органов местного       самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления,       вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа       муниципального района, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в       Устав указанных изменений и дополнений, суд обоснованно не усмотрел       оснований для прекращения производства по делу, удовлетворив заявленное       прокурором требование о признании положений п. 5 ч. 1 ст. 15 и ст. 34       Устава противоречащими федеральному законодательству и недействующими с       момента вступления решения суда в законную силу.

                      4

                      Довод       кассационной жалобы о лишении судом муниципального образования права на       создание органов местного самоуправления, закрепленного в ч. 1 ст. 34       Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», о       незаконности вынесенного по делу решения не свидетельствует, поскольку       данное право подлежит реализации с соблюдением требований действующего       законодательства РФ, в том числе вышеперечисленных ст. ст. 6, 154, ч. 2       ст. 157, ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 34, 37 и 4Федерального       закона № 131-ФЗ.

        Вынесенное       судом первой инстанции решение соответствуют обстоятельствам дела,       основано на правильном применении закона, в том числе требований ст. 253       ГПК РФ. Основания к его отмене по доводам кассационной жалобы, основанным       на неверном толковании материального закона, отсутствуют.

        Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ,       судебная коллегия

                      определила:

                      Решение       Чесменского районного суда Челябинской области от 13 мая 2010 года       оставить без изменения, кассационную жалобу Собрания депутатов Чесменского       муниципального района Челябинской области -без удовлетворения.

        Председательствующий:

        Судьи: