ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-5631/12 от 19.09.2012 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Быков А.В.                                                  Дело № 33-5631/2012

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

            председательствующего: Патрахина И.В.

            судей областного суда: Майера В.Е., Башкатовой Е.Ю.

            при секретаре: Фадеевой Ю.К.

рассмотрела в судебном заседании от 19 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1-ФИО2 на решение Омского районного суда Омской области от 03 июля 2012 года, которым постановлено:

«Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Государственному предприятию Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» о признании оценки инвентаризационной стоимости производственно-технологического комплекса, расположенного по адресу: **** по состоянию на 2008, 2009, 2010 года в сумме **** рублей, а также по состоянию на 16.02.2012 год сумме **** рублей недействительной и признании строений: скотного двора площадью **** квадратных метра, инвентаризационным номером ****, литера «В», скотного двора площадью **** квадратных метра, инвентаризационным номером ****, литера «Д» непригодными к дальнейшей эксплуатации и неподлежащими оценке».

Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

                                                         установила:

ФИО1 обратилась с иском к ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» о признании оценки инвентаризационной стоимости производственно-технологического комплекса, расположенного по адресу: ****, в том числе племконефермы, молочно-товарной конефермы, двух скотных дворов по состоянию на 2008, 2009, 2010 года в сумме **** рублей, а также по состоянию на 16.02.2012 год сумме **** рублей недействительной, при этом указала, что 01 марта 2011 года ответчиком в адрес ИФНС № 8 предоставлены сведения об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости - производственно - технологического комплекса, расположенного по адресу: ****. Данные сведения предоставлены в целях исчисления налога на имущество физических лиц в отношении собственника объекта ФИО3 Согласно предоставленным сведениям инвентаризационная стоимость объекта по состоянию на 2008, 2009, 2010 г. составляет **** рублей.

Кировским районным судом в рамках гражданского дела № 2-211/2011 по иску ИФНС № 8 назначена экспертиза, проведение которой было поручено ответчику. Ответчик провести экспертизу отказался, направив в адрес суда письмо с подтверждением размера инвентаризационной стоимости **** рублей. При этом расчетное обоснование не представлено.

По заявлению истца ответчиком проведена оценка объектов, в результате чего установлена их инвентаризационная стоимость в размере **** рублей, с которой истец также не согласен, считает данную стоимость недействительной. Оспариваемая инвентаризационная стоимость определена ответчиком с нарушением действующего законодательства. Полагает, что ответчиком неправильно использовались  таблицы УПВС для выбора объектов- аналогов при определении стоимости спорных объектов недвижимости.

Уточнив требования, истец просила признать оценку инвентаризационной стоимости производственно-технологического   комплекса,   расположенного   по   адресу:   **** по состоянию на 2008, 2009, 2010 годы в сумме **** рублей, а также по состоянию на 16.02.2012 год сумме **** рублей недействительной; признать строения: скотный двор площадью **** кв.м., инв. № ****, литера «В», скотный двор площадью **** кв.м., инв. № ****, литера «Д» непригодными к дальнейшей эксплуатации и неподлежащими оценке (л.д. 34).

            Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1, извещенной надлежащим образом.

Представитель истца  ФИО2 требования поддержал в полном объеме.

   Представитель ответчика ФИО4 требования не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Указав, что истцом не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о непригодности объектов к эксплуатации.

  Судом постановлено изложенное выше решение.  

  В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 с решением суда не согласен, просит его отменить, считает незаконным и необоснованным. Полагает, что  основным критерием выбора сборника укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений, отдела (раздела) и таблицы, в которой указан объект-аналог, является наибольшее соответствие характеристик здания объекта аналога и объекта оценки, а не вид источника финансирования работ.  Выражает несогласие с выводом суда о том, что «организации по технической инвентаризации не имеют полномочий по определению пригодности или непригодности объекта недвижимости к эксплуатации».

   Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителей сторон ФИО2 и ФИО5, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

   Как следует из материалов дела и установлено судом, что истица является собственником производственно-технологического комплекса, состоящего из здания племконефермы, здания молочно-товарной конефермы и двух зданий скотного двора,  расположенных по адресу: ****., а потому в силу п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.2001 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», как собственник имущества, признаваемого объектом налогообложения, является плательщиком налога на имущество физических лиц.

   01 марта 2011 года ГП «Омский центр технической инвентаризации» в целях исчисления налога на имущество физических лиц в отношении собственника в адрес ИФНС № 8 предоставил  сведения об инвентаризационной стоимости указанного объекта недвижимости. Согласно представленным сведениям инвентаризационная стоимость  объекта по состоянию на 2008, 2009, 2010 года составляет **** рублей.

   Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Согласно п. п. 1 и 2  ст. 5 Закона о налогах исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

   Согласно Положению об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921, и п. 1 Порядка предоставления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Госстроя России и МНС России от 28.02.2001 г. № 36/БГ-3-08/67, организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.

   Порядок определения инвентаризационной стоимости установлен Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 г. № 87 (далее - Порядок оценки): оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки (п. 1.4).

   Пунктом 3.1 Порядка оценки предусмотрено, что оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости.

   В соответствии с п. 3.2. Порядка оценки, определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

   Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

   При уклонении граждан от проведения инвентаризации принадлежащих им строений, помещений и сооружений бюро технической инвентаризации обязано в месячный срок проинформировать об этом органы исполнительной власти и налоговую инспекцию по месту нахождения объекта налогообложения.

   В силу п. 3.2  приказа РФ № 36, МНС РФ N БГ-3-08/67 от 28.02.2001                                         «Об утверждении Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества», определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

   Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года № 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года № 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года № 15-148/6 и №15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.

   Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что техническая инвентаризация объектов недвижимости осуществляется органами БТИ по заявлению собственников объектов недвижимости.

   В материалах дела имеется заключение об определении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости -  Отчет по состоянию на 16.02.2012 года, проводимый Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»,  инвентаризационная стоимость объекта определена в размере **** рублей (л.д.7-15). Нарушений при оценке объекта налогообложения судом не установлено.

   Довод апелляционной жалобы о том, что инвентаризационная стоимость объектов недвижимости, а следовательно, и налоговая база определена неправильно, ничем объективно не подтверждается.

   Ссылки апелляционной жалобы о том, что предприятие, осуществляющее инвентаризацию имущества не имеет полномочий по определению пригодности или непригодности объекта недвижимости подлежат отклонению, как несостоятельные.

   Что касается физического износа строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестен, определяется в соответствии с "Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения" (п. 3.2.2 Порядка).

   Методика определения физического износа гражданских зданий утверждена приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 № 404.

   Указанные нормы права подлежали обязательному применению органами технической инвентаризации при проведении инвентаризации объектов недвижимости, принадлежащих истице, а также при определении инвентаризационной стоимости объектов недвижимости в целях обложения налогом на имущество физических лиц.

   Определение восстановительной стоимости имеющихся строений и сооружений, а также величины их физического износа, производится по итогам проведенной технической инвентаризации. Полученные результаты в дальнейшем остаются неизменными и могут меняться только при проведении очередной технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства, проводимой по заявлениям собственников.

   Позиция истца по делу, в том числе и приведенная в апелляционной жалобе представителя истца, основана на неверном толковании норм материального права.

   Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

   Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

   Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Омского районного суда Омской области  от 03 июля  2012 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Председательствующий:

Судьи: